Дело личного спасения нельзя откладывать

Новости Москвы 
0
312
Время на чтение 9 минут
25 января 2012 года первая епископская хиротония совершилась в храме святой Татианы при МГУ. Патриарх Кирилл рукоположил во епископа Николаевского архимандрита Аристарха (Яцурина), бывшего фельдшера, выпускника Московских духовных школ, последние годы служившего в Хабаровской епархии. Первое после хиротонии интервью епископ Аристарх дал корреспонденту «Татьянина дня».

Хиротония. 25 января 2012 года. Фото www.patriarchia.ru

Хиротония. 25 января 2012 года. Фото www.patriarchia.ru


- Владыка Аристарх, скажите, пожалуйста, как «изнутри» воспринимается епископская хиротония? Как это ощущается - когда тебя самого рукополагают во епископа, Вы как-то почувствовали эту благодать?

- Как сказать о благодати - почувствовал, не почувствовал? Было очень радостное, можно сказать, блаженное состояние.

На хиротонию приехал один священник из Нижнего Новгорода. Когда после Литургии я благословлял народ, то подошел и к нему и благословил. А потом звоню и спрашиваю: «Отец Николай, что же ты не был на хиротонии?» - «Как не был? Ты же сам меня благословил!». То есть я его и видел, и не видел, какое-то такое необычное, нездешнее у меня было состояние.  

Епископ Аристарх благословляет народ после Литургии. Фото www.patriarchia.ru
Епископ Аристарх благословляет народ после Литургии. Фото www.patriarchia.ru

А еще (это мне уже потом сказали), оказывается, когда после Литургии я вышел преподать благословение народу, то так увлекся, шел по храму и благословлял, что не заметил, как проходило время. А меня, оказывается, на солее целых 5 минут ждали, чтобы слово говорить. Обычно ведь после службы устаешь, а тут благодать все покрыла. Помню, правда, потом я отметил, что сумка с облачениями у меня теперь очень тяжелая - там ведь саккос и еще мантия.

А сильнее я благодать чувствовал, когда меня в Троице-Сергиевой лавре рукополагали во священника. Шла служба - и я чувствовал, как и говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, что то, что происходит - это небо на земле. Это действительно было нечто необычное, неземное. Примерно в течение двух недель после иерейской хиротонии у меня было особенное состояние: приходил на трапезу, справа и слева сидели братья, а я оставался как бы внутри себя, эта цельность не терялась. Потом, правда, начались послушания, и это состояние рассеялось.

- Монашеский постриг Вы восприняли не так сильно?

- Говорю: благодать наиболее сильно почувствовал, когда меня рукополагали во иерея. Благодать ведь вообще по-разному действует.

- А уже почувствовалось что-то новое, например, в совершении богослужения?

- Как архиерей я сам пока еще Литургию не совершал. Сейчас буду сослужить Патриарху Кириллу на хиротонии своего собрата, архимандрита Ефрема.  Но пока сам лично не служил, об изменениях судить трудно.

- Вы очень волновались, когда перед хиротонией надо было исповедовать свою веру, ответить на вопросы?

- Я наволновался за предыдущее время, а здесь уже был в действии. Хиротония во епископа занимает на Литургии дополнительное время, к тому же, для Патриарха это дополнительная нагрузка, но я отметил, что Святейший не торопится, делает все на совесть и вкладывает в то, что совершает, все свое чувство.

Фото www.patriarchia.ru
Фото www.patriarchia.ru

Человек призван быть личностью, Бог дает ему возможность раскрыться как личность, и поэтому к каждому нужно относиться по-особенному, как к уникальной, любимой Богом личности. И Патриарх Кирилл относится к человеку очень лично, каждого помнит и указания дает не общие, а конкретные, подходящие именно для того, к кому обращается в данный момент.

- Накануне хиротонии Вы приходили в Татианинский храм помолиться на всенощном бдении. Так полагается перед хиротонией?

- Вечерняя служба является подготовительной перед Литургией, и присутствовать и молиться на ней должен каждый православный христианин, который готовится к Причастию. Некоторые об этом забывают и считают, что достаточно просто прийти на Литургию, но это неверно.  

Я мог сходить в любой храм, например, в тот, который ближе всего расположен к месту, где я остановился на время пребывания в Москве, но мне хотелось почувствовать атмосферу храма, в котором меня будут рукополагать, постоять в этих стенах.

- А почему не служили?

- Так как я был уже «избранный и нареченный», то должен был надеть митру и вытеснить настоятеля. Но зачем? И так ведь Литургию возглавлял Святейший Патриарх, да к тому же меня рукополагали... Все-таки Татьянин день - это престольный праздник, и было бы просто невежливо и некрасиво еще и вечером занимать в этом храме какое-то первенствующее место на богослужении.  

- Как Вам почувствовался храм?

- В Татианинском храме у меня было очень приятное ощущение, храм довольно высокий, светлый, ничто в нем не давит.

Епископ Аристарх (Яцурин) в храме святой Татианы. 27 января 2012 года
Епископ Аристарх (Яцурин) в храме святой Татианы. 27 января 2012 года

- Это было Ваше первое посещение храма святой Татианы при МГУ?

- Лет 16 назад, еще до отъезда на Дальний Восток, я приходил сюда, чтобы увидеться с отцом Максимом Козловым, который был моим преподавателем в Академии, но встреча наша не состоялась.  

После Академии я служил на подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве.

В 1995 году игумен Марк (Тужиков), с которым мы вместе принимали монашеский постриг, был хиротонисан во епископа Хабаровского и Приамурского, и где-то через полгода после того, как возглавил Хабаровскую епархию, обратился к Патриарху Алексию II  с просьбой  направить к нему какого-то помощника.

Поскольку мы были сопостриженники, была предложена моя кандидатура и подписан указ о моем назначении в Хабаровскую епархию, и на старый новый год 1996 года я приехал на Дальний Восток. Причем я не полетел туда на самолете. А поехал на поезде, через всю страну, так как интересно было посмотреть Россию.

Приехали - а в епархии всего несколько храмов открыто, кафедральный собор - деревянный и у самого вокзала... Конечно, владыка Марк много потрудился, чтобы храмы были построены. Хоть и считают, что главное - душепопечение, но без храмов тоже не обойтись! В конце концов, надо же, чтобы было, где молиться, где совершать Таинства.

В Хабаровске я пробыл три с половиной года. Еврейская автономная область тогда входила в состав Хабаровской епархии, и меня назначили настоятелем прихода святого апостола Иакова в Биробиджане.

- Как-то почувствовалась разница в служении в Москве и на Дальнем Востоке?

- Люди на Дальнем Востоке очень хорошие, без каких-то комплексов, без ненужного совершенно «православного имиджа».  В некоторых московских храмах было, что надо встать так и так, здесь повернуться, помнить, что, например, тут у окна - чье-то определенное место и его нельзя занимать... А там как-то все было проще, а люди - очень отзывчивые.

-  Сектанты - серьезная проблема для Дальнего Востока?

- Сектанты - люди с очень сильно деформированной личностью. В них как будто заложена какая-то программа, так что они толком не понимают, что говорят. Даже видя, что я в облачении иду по городу, все равно подходили и пытались обратить к себе. Я с  удивлением говорил: «Да Вы видите, что я православный священник? Как у Вас ума-то хватает ко мне подходить с этим?» - «А, да...».

Сектанты очень жестко увязают в своем учении, а Православие учит, что человек должен быть свободным. Патриарх не устает об этом говорить, а многие, может быть, не понимают, что оно призвано освободить человека от рабства стереотипам, греху, чтобы он раскрылся как личность.

Не всем в храме служить, не все могут каждое воскресенье в храме молиться, но главное -  человек должен освободиться от греха. Если человек в своей семье соблюдает мир, если не стесняется среди друзей сказать о Боге, может быть, причащается всего 4 раза в году (как это раньше было на Руси), если заповеди Божии для него - главный жизненный ориентир, то он - настоящий православный христианин.

Конечно, желательно,  чтобы люди ходили в храм, но бывает, что одному человеку трудно переступить церковный порог. Например, в Биробиджане я встречал несколько человек таких. Как-то на исповедь пришел мужчина и за руку держит девочку лет восьми. Говорю: «Она уже вроде как взросленькая, Вы ее отпустите, пусть она сама...». А он отвечает: «Да нет, это не я ее привел, это она меня привела. Я несколько раз пытался переступить порог храма и не мог. А соседскую девочку попросил -  и она меня провела». И вот они вместе пришли.  Поэтому нужна община, нужны друзья среди православных, и это направление очень важно развивать.

Сейчас люди знают, где находятся храмы, как туда прийти. Они и приходят, когда им надо - свечи поставить, молебен заказать. Но проблема в том, что не для всех храм становится частью жизни.

Последнее мое место служения - поселок Эльбан Амурского района Хабаровского края, где я прожил около восьми лет. В первые три года не каждый решался ко мне подойти, а спрашивать о чем-то предпочитали через своих знакомых, которые трудились в храме. Хотя, конечно, напрасно они не решались обращаться ко мне непосредственно. Потом ко мне привыкли, стали запросто подходить, спрашивать, я стал своим. И началась некая успокоенность, уверенность в том, что храм есть, батюшка есть, и все это никуда не денется, так что в любой момент можно будет подойти и решить свои вопросы.

Люди забывают, что мир очень агрессивен и обязательно внесет в их жизнь что-то свое, если она не будет заполнена чем-то духовным.

Мы каждый день кушаем, пьем, дышим, и так же постоянно надо обновлять и питать свою душу.  Многие об этом до конца не задумываются.  Думают: один раз покрестился, книжку прочитал - и можно успокоиться, потому что я знаю, как надо. А знать - мало, необходима христианская жизнь. Она может принимать разные формы, но надо непременно посещать храм и причащаться. Не просто прийти и свечку поставить, а подготовиться и причаститься. Один друг мне говорил: «Я понимаю, это моя ошибка, что я давно не причащался. И мне порой не  хватает сил, чтобы не унывать, не раздражаться в ответ на какие-то проявления нашей жизни».

- Владыка, можно попросить Вас преподать  архипастырское наставление о том, что Вы сами считаете важным?

- Не думайте, что у каждого еще очень много времени, чтобы все успеть. Вот мне, например, 46 лет, я уже прожил минимум полжизни: сто лет вряд ли проживу, так что, возможно, мне осталось меньше половины. Пусть каждый подумает, успевает ли сделать он все, что хотел сделать. А то некоторые откладывают, думают: «Да я успею, это никуда не убежит...». Так ни в коем случае не должен думать никто. Духовный багаж надо собирать каждому, дело личного спасения нельзя откладывать. И если ты узнал, как надо, загорелось твое сердце - надо торопиться это выполнить, пока есть возможность и сердечное побуждение. Чуть-чуть отложил - и потом без этого сердечного горения, которое у тебя возникло, вряд ли сделаешь.  

Для себя как некий план я наметил, что тем людям, которые готовы меня слушать и слышать, надо попытаться не просто рассказать, как надо жить по-христиански, но дать возможность вкусить от плодов. Как старец Паисий говорит, мы должны попробовать конфетку, чтобы  знать, какая там (показывает наверх) кондитерская фабрика.

Человеку можно дать конфетку - он скажет «спасибо» и положит в ее карман, даже не посмотрев на нее, не развернув, не попробовав. А в кармане она может растаять, так что вместо пользы и радости случится так, что еще и придется карман очищать, и выйдет один вред там, где могла бы выйти польза.

Так вот многие и Библию ставят на книжную полку.  Спросишь: «Ты Библию читал?» - Да. - «А какая тебе книга понравилась?» - «Ну,  Библия» - «Там 50 книг, какая тебе понравилась, твоей душе?». Человек молчит, потому что знает, что это хорошая книга, ценная, стоит у него на видном месте, он с нее пыль регулярно стирает... но он ее не полюбил, не попробовал, ничто не отозвалось в его сердце, эта книга не стала частью его жизни.  А время жизни на земле дано для того, чтобы включаться в жизнь, быть хозяином на своем месте, потому что каждый - на своем месте. Даже Иоанн Креститель не потребовал от воинов, чтобы они меняли профессию, он только сказал, что они должны выполнять свою работу. Кто-то ведь все равно должен ее выполнять. И если это твоя работа - не отказывайся от нее, а делай ее честно и по-христиански.

http://www.taday.ru/text/1450203.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22