Катехизация: в помощь Богу

0
178
Время на чтение 5 минут

Обязательная катехизация для желающих принять таинство Крещения и просветительская деятельность на приходе становятся системной работой, а не делом энтузиастов-одиночек, - такой вывод был сделан в ходе работы направления ХХ Рождественских чтений, посвященного катехизаторской деятельности в епархиях Русской Православной Церкви. В минувшем году был принят ряд общецерковных документов по этой теме. Однако практика ставит множество вопросов, на которые пока нет готовых ответов.

Секции, посвященные катехизации, прошли 24-25 января в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» в московском Свято-Даниловом монастыре, под председательством Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

Совсем недавно, 27 декабря, определением Священного Синода был утвержден документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Проект этого документа прошел широкое обсуждение в епархиях. Митрополит Лонгин подчеркнул: он не был рассмотрен «на местах» чисто формально и одобрен автоматически и стопроцентно, и такое обсуждение стало возможным потому, что в епархиях уже ведется подобная деятельность, накоплен некоторый опыт, определены «жизнеспособные» формы работы. В частности, в Саратовской епархии в 2010 году было принято решение о введении во всех благочиниях штатной должности помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации, в городских храмах - штатного катехизатора. Уже в течение нескольких лет ведется обязательная подготовка к таинствам на всех приходах. Со взрослыми, желающими принять Крещение и восприемниками младенцев проводятся 2-4 занятия, обязательна беседа со священником и для вступающих в брак.

Подобной практики придерживаются во многих епархиях Русской Православной Церкви. Екатеринбург, где также давно ведется работа по созданию системы оглашения на приходах, в «численном отношении» - по количеству огласительных занятий - можно считать абсолютным лидером: здесь обязательный период оглашения составляет 3 месяца, желающим креститься и восприемникам предлагается посетить 12 бесед. Однако выступавший с докладом на секции иерей Александр Сандырев, руководитель отдела по делам молодежи Екатеринбургской митрополии (сам он служит в одном из центральных храмов столицы Урала), признал, что до конца оглашения доходит процентов 30% из тех, кто начинал ходить на занятия. Большинство «отпадает» после беседы о смертных грехах - когда люди понимают, что надо всерьез изменить свою жизнь.

И дело тут не только в том, что сама по себе обязанность прийти на 12 бесед - большая проблема для современного работающего семейного человека. И 2-4 беседы многие из наших современников считают «бременем неудобоносимым». Большинство из них искренне желают принять Крещение, стать крестными, венчаться, считают себя православными - но не готовы к глубокому пересмотру своей жизни и вхождению в Церковь, что, собственно, и является целью оглашения. «Многие крестные приходят к нам на беседы по нескольку раз, потому что их просят стать восприемниками нескольких детей. И, встречаясь с ними снова, мы видим, что после огласительных бесед их жизнь никоим образом не изменилась. У тех, кто пришел впервые, в ходе первой беседы на лицах проступает недоумение: соглашаясь прийти, они думали, что здесь им просто расскажут, сколько стоит Крещение и что надо принести»,- говорит иерей Михаил Гапоненко, руководитель миссионерского отдела Ростовской и Новочеркасской епархии.

Что происходит с людьми, не пожелавшими ходить на огласительные занятия? Они отказываются от мысли креститься? Скорее всего, другое - будут искать приходы, где у них не ничего не потребуют, не будут предлагать ничего «ненужного» и непонятного, а крестят «по факту оплаты», - и скорее всего, найдут их. Это одна из главных проблем церковной жизни сегодня, говорили участники секции. «Важно изменить менталитет духовенства - батюшки в массе своей не привыкли заниматься катехизацией. И пока еще не совсем понятно, совпадают ли отчеты и реальность»,- сетовал один из участников конференции, в докладе которого прозвучали незадолго до этого впечатляющие цифры...

Острейшей проблемой остается дефицит кадров и уровень подготовки катехизаторов: «Если в центре есть и люди, и курсы, то на периферии их нет»,- говорили участники секции.

«Каким бы нам хотелось видеть приходского мирянина-катехизатора? Есть некий идеальный образ, сквозящий между строк тех проектов официальных документов, которые предлагались к обсуждению: это выпускник православного университета или иного духовного вуза, человек, укорененный в церковной жизни, обладающий духовным опытом, которым он может поделиться с людьми (потому что для такой работы слов недостаточно). В реальности большая часть штатных катехизатров - женщины. Настоятели доверяют им эту работу, потому что, по крайней мере, это люди стабильные, на которых можно опереться. К этому факту следует отнестись как к данности, в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится. Почему я в этом убежден? Просто потому, что если на приходе появляется образованный молодой человек, готовый служить Церкви, без канонических препятствий к рукоположению, при нашем дефиците священнослужителей он будет оставаться мирянином-катехизатором только до того момента, как его заметит архиерей»,- считает Владыка Лонгин.

Многие докладчики говорили о том, что даже несмотря на то, что в Церкви постепенно складывается система подготовки катехизаторов, есть ряд опробованных методик по проведению огласительных бесед, очень непросто достучаться до сердца современного человека. «Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации», - говорится в документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Это факт, конечно, бесспорный, и он говорит о том, что в деле катехизации и оглашения не может быть шаблонных решений, и по-прежнему велика роль личности - сердечная заинтересованность, старание, опыт катехизатора.

Вот несколько практических советов и выводов, которыми делились участники секций. Люди приходят в храм на огласительные занятия чаще всего, с багажом предрассудков и очень далеких от реальности представлений о Церкви. И катехизатор при этом не должен выступать в роли учителя, который пытается указать учащимся на ошибки. Это обижает и отталкивает людей. Нужно попытаться пробудить их внутренне, чтобы они сами начали свой путь к Богу. Но как? Ссылаться на авторитет и традицию бесполезно - в жизни современного человека эти понятия девальвированы. Актуально только Евангелие - если человек поймет, почувствует сердцем, что это обращение Бога лично к нему.

И еще один вывод, который повторяется на секции ежегодно - огласительные занятия бессмысленны, если в храме, где они проводятся, нет общинной жизни. Если ничто не связывает священника и прихожан друг с другом - ни богослужение, ни совместные дела, если нет той любви, которая делает приход общиной, семьей, единым целым. Тогда и новообращенные в храме не задержатся - им просто не за что будет «зацепиться».

И еще одна трудность, о которой сталкиваются в деле катехизации даже самые искренние и ревностные священники: «Все мы, прилагая усилия к чему-либо, надеемся увидеть результаты своих трудов - скорые, очевидные, подтвержденные цифрами и т.д. Но в той области деятельности, о которой мы говорим, этого не происходит, и ожидать скорых результатов было бы даже не наивностью, а самонадеянностью,- считает Митрополит Лонгин.- Не надо забывать, что приход человека к Богу - это все-таки таинство, действие благодати Божией. И мы можем только помогать Богу, стараясь направить человека, призвать его не оставлять в небрежении, а возделывать землю своего сердца. Надо помнить всегда притчу о сеятеле. Наше дело - сеять, но не в нашей власти ставить условия и сроки - когда посеянное нами принесет плод».

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59130&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
Непотопляемый из Израиля
Новый комментарий от Александр Уфаев
16.01.2025 11:37
Ритуальный погром Русской Культуры
Новый комментарий от Человек
16.01.2025 11:27
О так называемом подсознании
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.01.2025 10:06
Где моя деревня, где мой дом родной?..
Новый комментарий от РОНОЛ
16.01.2025 07:47
Русский писатель и «кольцо власти»
Новый комментарий от Сергей из НН
16.01.2025 07:17
«Перелётные люди» Эвелины Азаевой
Новый комментарий от Павел Тихомиров
16.01.2025 03:56