Два пути

0
141
Время на чтение 5 минут

 

Господь разговаривает с нами на языке явлений, событий. Некоторые из них настолько красноречивы и смысл их столь очевиден, что не «прислушиваться» к ним преступно. События эти явственно предостерегают нас от гибельного пути, призывают к покаянию и изменению жизни.

Ещё один символ, грозное предупреждение... Круизный лайнер Коста Конкордия - «лайнер будущего», имеющий на борту фитнес-центр, торгово-развлекательный центр, казино и дискотеку, турецкие бани, 13 баров и 5 ресторанов, салон красоты и многое другое... Этот «храм наслаждения» (как называли его в рекламных проспектах), символ современной цивилизации с её культом поклонения плоти, богатству и роскоши - напоролся на рифы и затонул...

Основная разлагающая сила нашего времени, «бомба замедленного действия», внушённая нам извне и по наивности нашей воспринятая безусловно - это идея, что главное в жизни - это наслаждение, удовольствие, комфорт и достаток. Что именно это приводит человека к счастью. Но ведь это же ложь, ложь самая бесстыдная и наглая! Стремление к наслаждениям, праздности, неге и роскоши именно растлевает душу, приводит её к опустошению, тоске и отчаянию, а никак не к счастью.

Человек по природе своей трехсоставен и кроме телесной и душевной жизни призван ещё к жизни духовной, в общении с Богом. Это общение - дар Божий, который человек волен принять или отвергнуть. Приятие этого дара, его усвоение составляет смысл, содержание человеческой жизни. Отвержение - обрекает человека на муку, которая обнаруживается хоть и не сразу, но непременно.

Цель духовной жизни - достижение единства и согласия с Богом в вечности. Бог есть любовь, и единство с Ним есть единство в любви и святости. Это единство достигается милостью Божией, но не без участия самого человека, который должен приложить многие усилия в земной жизни, чтобы навыкнуть противиться греху и действовать в согласии с волей Божией.

Жизнь по закону Божьему - по закону высшей любви - и есть жизнь духовная, а жизнь греховная, потакающая страстям и похотям именуется жизнью плотской. Человек испытывает как влечение к высшей, духовной, так и к низшей, плотской жизни. Эти две жизни несовместимы и противны друг другу, так что человек склоняется то на одну, то на другую сторону, но должен волей своей при помощи Божией сознательно избрать жизнь духовную и утвердиться в ней.

В жизни духовной всё поначалу бывает трудно и тесно, но преодоление этих трудностей с Божьей помощью приносит человеку неизреченную радость и вводит его в преддверие Царствия Божьего. В жизни плотской напротив - поначалу всё кажется приятным и лёгким, но эта греховная легкость непременно оборачивается тяготой и мукой, единственный выход из которой - покаяние и изменение жизни.

Вот вкратце учение Церкви о двух путях, учение отражающее реальность, пренебрегать которой немыслимо.

Полнота духовной жизни соединяет человека с Богом и именно в этом единстве человек приближается к познанию своего действительного призвания, призвания быть чадом Божьим. Выше этого призвания ничего нет и не может быть. И в этом общении: сознательном, живом, как для отдельного человека, так и для общества в целом, в его большинстве, заключено настоящее благо.

Но самое очевидное и простое для верующего сердца - понять и признать, что единство с Богом есть высшее благо - оказывается самым трудным для замороченного, омертвелого в самонадеянности, «поумневшего» общества потребителей.

«Поумневшего», конечно, в кавычках потому, что мы знаем много такого, что нам знать совершенно не нужно. Что не имеет никакого отношения к самой жизни, к её полноте и содержанию. Больше того - знания эти, не оживотворенные духом, становятся страшным бичом, наказанием. Мы завалены информационной лавиной и «сход» её продолжается, нарастая и задавливая нас своей неконтролируемой мощью...

Сказанное не означает, конечно, что знания не нужны, но только то, что «без Царя в голове», то есть без Божьего руководства, без стремления к полноте духовной жизни, знания разрушают жизнь человека и общества. И это с каждым месяцем становится всё очевиднее.

Приобретённые человечеством знания активно употребляются на служение плоти. Здесь действует «сцепка» двух жадностей. Жадность к богатству, эксплуатируя стремление людей к плотской жизни, использует её для зарабатывания денег. Жадность к плотской жизни раздувается, разогревается и раздражается искусственно всеми возможными способами, чтобы не ослабевал спрос на предложения «удовлетворяющей стороны». Так происходит с одной стороны перепроизводство товаров и услуг и накопление немыслимых богатств, а с другой - изощренное потакание, служение плоти. Но и страсть к богатству и любые другие страсти - всё это разные проявления одной и той же, плотской жизни, которая, в конце концов, приводит человека к опустошению, депрессии, тоске и отчаянию. Вот причины и составляющие того глобального кризиса, который называют почему-то финансовым, в то время как он по сути своей духовный.

Говоря о необходимости противостоять идеологии безудержного потребления, Церковь напоминает, что единственной альтернативой этой идеологии служит христианская традиция сознательного и разумного воздержания, поиск полноты духовной, жизни в Боге. И это единственный реальный выход из кризиса. Потому, что если человек задыхается, ему нужен воздух, а не что-то ещё. Святые Отцы говорят, что благодать Духа Святого для души - то же, что воздух для тела. Человечество задыхается от бездуховности, на которую оно само себя обрекло желанием наслаждаться одной только плотской жизнью.

Подлинное счастье человека заключается в согласии со своим Творцом, в единстве с Ним. И достижение этого единства немыслимо без воздержания от страстей, причём сознательного, возведённого, если угодно, в принцип жизни.

Чувствуете разницу, бездну, разделяющую два подхода, отношения к жизни:

С одной стороны - неверие в Бога, беспечность о душе и, как следствие, безудержное стремление к земному, плотскому наслаждению.

И с другой - воздержание от страстей и похотей, как средство достижения единства и согласия с Богом.

Вот это, последнее, и должно стать нашей нравственной нормой, парадигмой прежде всего в личной, церковной, а затем, возможно, и государственной и гражданской жизни.

Говоря о необходимости воздержания и самоограничения, мы не говорим о крайностях. Может быть, кто-то и способен в наше время раздать богатство нищим и следовать за Христом в совершенном самоотречении. Но если такие и есть, то их единицы. А для абсолютного большинства людей (и не только богатых, но и «среднего класса» и малоимущих) - для них пусть призыв Господа к нищете самоотречения будет образцом, если не достижимым вполне, то, по крайней мере, смиряющим и не дающим мыслить о себе, как о достигшем чего-либо в духовной жизни.

Причём люди малоимущие скажут: «А нам-то что раздавать, если мы и так нищие?» О-о... и нищим много чего нужно не то, чтобы раздать, а... прогнать от себя, чтобы стать действительно нищими в высшем, духовном смысле. Это и мечты о богатстве и зависть, и вечное недовольство судьбой, и ропот, и ненависть к сильным мира сего... Вот оно - «тёмное богатство» нищих, от которого нужно отречься, «отгрестись», если они хотят быть нищими именно ради Христа.

С другой стороны есть какой-то минимум условий нормальной жизни: крыша над головой, еда, работа, пенсия... И этот «минимум» ведь не трудно обеспечить для всех, даже в масштабе большой страны, если относительное меньшинство перестанет потворствовать своим безудержным страстям, научится делиться тем, что называется в Евангелии «богатством неправедным».

И Церковь будет напоминать об этом непрестанно, в надежде быть хоть кем-то услышанной.

Как идея плотоугодия не сразу проникла в умы и сознание многих людей, но последовательно продвигалась и внедрялась её адептами, так и идея благоразумного воздержания, приоритета духовной жизни над плотской, будучи проповедана Церковью, постепенно может преобразить жизнь нашего общества.


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51253.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Дмитрий Шишкин
Несправедливая «Справедливость»
30 октября Русская Православная Церковь вспоминает всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении
31.10.2024
Ещё о Победе
Жизнь с Богом и в Боге
10.05.2024
Все статьи Священник Дмитрий Шишкин
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18