Как-то повелось на Руси, что если кто-то достигает успеха, так непременно появляются те, кто пытается присвоить себе все лавры и фимиам. И было бы это не столь страшно: пускай падкие на славу раздуваются от ощущения собственного величия, - если бы это не вредило правильному, честному делу. Ну как относиться к врунам? Если это ребенок - то стоит снисходительно пожурить и объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Но если это великовозрастный врун? Да, конечно, бывают и заблуждения. Но вот какие из сказанных слов в прессе считать враньем и заблуждением - вопрос открытый и каждый делает выводы сам.
В 2009 году в России пропадали дети. Они пропадали и пять лет назад, и десять. В далеком 2000-м году тоже пропадали дети. Но в 2009 году вдруг оказалось, что нет никакого волонтерского объединения по поиску пропавших детей, а родителям негде взять информацию о том, что делать и как быть, если пропал ребенок. Тогда-то и возник проект сайта poiskdetei.ru, и жил этот проект целый год незаметной жизнью, по сути, никому не нужный, пока в 2010 году в Подмосковье не пропала 5-тилетняя девочка со своей больной тетей. Вероятно, будь это дальний регион, не было бы столь большого отклика. Но это была Москва, и ленивой прессе центральных каналов оставалось только спуститься из своих уютных офисов вниз, практически к подъезду. Дело в том, что когда мы говорим центральным СМИ, что нужно бы рассказать о пропавших детях в Архангельске, Волгограде, Ростове и других областях, которые находятся за пределами Садового Кольца, то находится 100 и одна причина, чтобы не ехать и не писать об этом. И если мы все чаще можем сказать спасибо второстепенным каналам, местным изданиям газет и местным, нецентральным СМИ, то центральным - нам сказать спасибо почти не за что. Но в 2010 году простые неравнодушные люди смогли сделать больше, чем телевидение. Они смогли собрать большое количество людей для поисков маленькой девочки и её тети. К сожалению, тетя и девочка погибли, замерзли в лесу. И вероятно именно то, что это была маленькая, а не довольно-таки взрослая девочка, а так же то, что некоторые активные люди с гражданской позицией были уже готовы делать хоть что-то - привело к тому, что сайт poiskdetei.ru ожил.
Сайт и сообщество волонтеров ожило настолько, что за последний 2011-й год волонтеры развили 26 областных организаций. Да, все они разные. Где-то всего пять активистов, но их становится больше, они готовы организовать штаб, начать поиски, объединить и скоординировать людей на месте. А где-то уже есть большие инициативы в 30-50 и более человек. Однако, все эти 26 организаций и инициатив, все это волонтерское движение было поднято с нуля за один год простыми людьми, участниками сайта poiskdetei.ru.
Но вдруг, внезапно, на сайте уважаемого ИА «Риа-новости» появляется заявление гр. Астахова, Уполномоченного по правам ребенка, что он , цитируем: «По словам Астахова, его служба активно развивает волонтерское движение. "На 5-м съезде уполномоченных по правам ребенка как раз обсудим проблемы поиска пропавших детей, эффективного взаимодействия ведомств и даже проведем учения", - рассказал детский омбудсмен».
Т.е. оказывается, какой-то Астахов, которого мы не видели с 2009 года, с момента создания волонтерского движения его-то и развивает. Мы не знаем, заблуждение это или вранье, мы не судьи. Но складывается странное впечатление, словно Астахов хочет прыгнуть в уходящий поезд, который уже давно и уверенно движется без него.
Оказывается, это Астахов будет обсуждать проблемы «эффективного взаимодействия ведомств», в то время, как уже с прошлого года, без него, была создана рабочая группа в ГД РФ (Государственная Дума) по вопросам «Законодательного обеспечения взаимодействия госорганов и добровольческих объединений в области розыска пропавших детей». И в этой рабочей группе достигнуты договоренности и с МЧС, и с ГУУРом (Главное управление уголовного розыска). Более того, от лица Содружества волонтеров (poiskdetei.ru), объединяющего 24 организации в разных областях, прошли личные рабочие встречи на уровне Департамента оперативного управления МЧС России и непосредственно ГУУРа МВД РФ. Более того, по нескольким случаям МЧС нам уже активно помогло при поисках пропавших детей. А ГУУР начал работу по целому спектру направлений для повышения эффективности взаимодействия. В областях руководители организаций начали встречаться и договариваться с местными УВД и МЧС. Т.е. процесс уже уверенно идет без Астахова. Складывается впечатление, что этот гражданин просто хочет впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда и сделать красивую мину при плохой игре.
Не будем забывать, что именно Астахов инициирует Ювенальную систему, которая в нашей стране может породить грандиозный механизм воздействия на детей и родителей, на их мнения, права и свободы. Уже сейчас разными организациями готовятся «батарея тестов для обследования подростков», «карта социально-психологического обследования несовершеннолетнего и его семьи» и т.п. Представим, что завтра Астахов и его команда протащат Ювенальную систему в её страшном виде. Это значит, что послезавтра почти каждая семья окажется в опасности, т.к. к вам придут и спросят: "Как Вы воспитываете ребенка"? И не вы, родители, а чужие люди будут решать, как его надо воспитывать и что для ребенка будет хорошо. Каждый день мы сталкиваемся со случаями пропажи детей, это всегда самые разные семьи. Да, есть неблагополучные, в том плане, что родители пьют, ругаются матом при детях и ведут другой асоциальный образ жизни. Но бывает и так, что семья просто бедна, у родителей нет достаточных средств, они крутятся как белки в колесе, стараясь прокормить семью и вырастить дочь или сына. И вот в том числе, и эти бедные семьи завтра могут потерять свои детей. А если вы решили, что ребенок не понимает и в сердцах схватились за ремень - то не обольщайтесь. Завтра кто-то позвонит по телефону, и у вас могут отобрать ребенка. Все мы знаем, как работают наши суды. Но и это еще далеко не все. Буквально вчера мы давали интервью одной из радиостанций, где в прямом эфире был озвучен вопрос - должны ли родители нести материальную ответственность за то, что поднимаются силы на поиски пропавшего ребенка. Т.е. у ребенка переходный возраст, гормоны, за которые никто не может отвечать кроме природы, ребенок по каким-то ему известным причинам сбежит из дома, а родители будут за это отвечать и платить?!
Но вернемся к тому, с чего все началось. В 2010 году, когда был дан резкий толчок началу развития волонтерского движения по поиску пропавших детей, когда в Орехово-Зуево трагически погибли 5-тилетняя девочка и её тетя, Астахов был одним из тех, кто требовал фактически осудить родителей этой девочки. Да, девочку оставили с больной (задержка умственного развития на несколько лет) тетей. А что делать бедной семье, которой нужно зарабатывать как-то на жизнь, растить ребенка и у которой нет денег на сиделку или няню!? Неужели хотят ввести программу по борьбе с бедными семьями? Где каждый, потенциально каждый из нас, даже обеспеченных семей, окажется в роли заложника новых правил и законов, когда к нам в семью может прийти пристав и начнет «шить» дела на родителей. И мы знаем, как это делается, когда мы с вами «не так думаем» и «не так говорим». Да и подростка теперь можно будет приструнить: « Будешь много болтать о свободе и цитировать этого автора - посадим родителей, а тебя в детский дом».
Вот и вопрос, врут нам и все понимают или заблуждаются?
В любом случае, волонтерское движение не имеет никакого отношения к Астахову и его службе. Волонтеры Содружества «Поиск пропавших детей» - свободные и независимые граждане, не надо нас встраивать в государственные службы и системы. Мы готовы и помогаем в поисках детей. Но на основе сотрудничества с государственными органами и нашей гражданской позиции. Свобода - превыше всего.
Дмитрий Второв
Фотографии: из сети Интернет
http://www.poiskdetei.info/485-posledniy-vagon-astahova.html