В течение последних двадцати лет отечественная атеистическая мысль находилась в неустанном поиске новой формы борьбы с православием. Если при советской власти "научные атеисты" пытались доказать, что "Бога нет", то теперь острие борьбы направлено на то, чтобы доказать, что не существует самой Церкви. Церкви не как института, а как Тела Христова. Советской власти не удалось уничтожить в народе веру во Христа Спасителя, почитание Божией Матери и святых угодников. Взялись с другой стороны.
Новая идеологическая установка, навязываемая общественному мнению противниками христианства, уже овладевает умами православных мирян и даже духовенства. Чтобы убедиться в этом далеко ходить не нужно - загляните в соответствующие сообщества ЖЖ, ФБ или на популярные православные сайты.
Итак, изучаем инструкцию по уничтожению Православной Церкви. Кратко и схематично излагаю теорию, цель которой доказать, что Церкви нет.
Первый тезис. В конце XIX - начале XX веков Российская Православная Церковь представляла собой государственный институт, который насаждал православие, служил господствующей власти и в результате вызывал презрение, раздражение и ненависть во всех слоях общества, таких как дворянство, интеллигенция, крестьянство, фабрично-заводские рабочие и даже в среде самого духовенства. (На эту тему, в рамках такой новой дисциплины как историческая социология, уже подготовлены соответствующие работы).
Второй тезис. В 20-е 30-е годы XX века были расстреляны, арестованы или бежали заграницу представители духовного сословия. Репрессии являются закономерным следствием ненависти к Церкви абсолютно всех слоёв дореволюционной России. Таким образом, вина за репрессии ложится на саму Церковь.
Третий тезис. К началу Великой Отечественной войны Русская православная церковь перестала существовать как религиозная институция. Она полностью и окончательно исчезла с исчезновением духовного сословия.
Четвертый тезис (самый главный). В 1943 году решением правительства была создана новая религиозная организация - РПЦ МП, которая не имела никакой институциональной связи с предыдущей церковной структурой. Иными словами апостольская преемственность прервалась.
Пятый тезис. В послевоенный период, вплоть до 1991 года новая религиозная организация РПЦ МП руководствовалась в своей деятельности исключительно целями и интересами советского государства, а не церковного народа.
Шестой тезис. В постсоветское время Церковь сохранила тот же характер отношений с государством, что и при советской власти, но в новой форме. Государство клерикализовалось, а Церковь обмирщилась.
На основании этих шести тезисов носителям православного религиозного сознания настойчиво навязывается следующий вывод: Церковь из Тела Христова превратилась в мирское учреждение. То есть исчезла. Её больше нет.
Именно эти идеи ежедневно в той или иной форме спрягаются и склоняются на православных сайтах устами многих церковных журналистов и духовенства. Устами самих православных пропагандируется та ложная идеологическая концепция, которую нам сформулировали противники христианства.
Повторю. Если при советской власти все силы были направлены на то, чтобы доказать, что Бога нет, то сегодня осуществляется попытка убрать Церковь, как мистический институт, как ekklesia, как собрание и соединение живых и мертвых. Доказать, что она давно уже исчезла. Исчезновение Церкви - это разрыв со Христом и разрыв внутри сообщества верных. Если не удаётся вытравить из религиозной народной памяти самого Христа, то возникают попытки перекрыть к Нему путь через таинственную суть Церкви.
Эту цель поставили перед собой враги христианства и немало преуспели в этом, если судить по умонастроениям активных публицистов из числа мирян и духовенства.
Эту теорию разрушает одна единственная историческая фигура - это патриарх Сергий Страгородский, которому удалось сохранить апостольскую преемственность в Русской Православной Церкви и тем самым сохранить её. Именно поэтому его имя очерняется на протяжении уже 70-ти лет. Именно поэтому осуществляются постоянные попытки доказать, что патриарх Сергий был неканоничен, нелегитимен, нравственно и богословски несостоятелен и так далее. А на деле и по существу он оказывается единственным звеном между Церковью дореволюционной и Церковью нынешней, которое разрушает всю эту стройную концепцию из шести тезисов. Если антихристианам удастся "выбить" это звено из сознания членов Церкви, значит удастся утвердить в православном сообществе мысль о том, что перед войной Церковь окончательно исчезла и мы пребываем в некой новой самосвятской структуре. Соответственно все хиротонии, все крещения и остальные таинства недействительны и самого русского православия не существует уже несколько десятилетий.
Советской власти нет, но сегодня перед Церковью возникли новые, не менее опасные угрозы. Чтобы им противостоять нужно, ясно понимать какие идеологические приёмы и исторические подтасовки используются в борьбе с нами.
В предисловии к книге Татьяны Щипковой "Женский портрет в тюремном интерьере" Патриарх Кирилл сказал, что складывается ложное ощущение, что нас сегодня окружает реальность, "не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа".
Усилия требуются. Именно от нас.