В
Православной Церкви установлен обычай: на следующий день великих
Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые
ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. На
следующий день после Святого Богоявления, то есть 20 января по новому
стилю, Церковь соборно чтит того, кто послужил делу крещения Христова,
возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель
Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви
Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.
Евангелие
от Марка (Мк.1:4-11) и Евангелие от Иоанна (Ин.1:19-34) рассказывают,
что Святой Предтеча, сподобившийся крестить Спасителя в водах Иордана,
засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия,
воспринявшего человеческую плоть: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я
видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не
знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь
Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И
я видел и засвидетельствовал , что Сей есть Сын Божий ».
Сродник
Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы,
Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа.
Архангел Гавриил предвозвестил о его рождении в храме священнику
Захарии. Испрошенный молитвами благочестивой четы, до преклонных лет
лишенной детей, младенец Иоанн был исполнен благодати Святого Духа.
Спасенный
от смерти, постигшей младенцев в Вифлееме, он вырос в дикой и
бесплотной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим
постом и молитвой. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на
проповедь покаяния на берег Иордана, чтобы приготовить народ к принятию
Спасителя мира. Свою жизнь он завершил мученически. Обличил царя Ирода в
беззаконном сожительстве с Иродиадой - женой его родного брата Филиппа,
за что был заключен в темницу и потом обезглавлен (от Матфея 14, 1-10).
Святое тело Иоанна Предтечи было погребено его учениками в самарийском
городе Севастии, где совершилось злодеяние.
* * *
Большой храм в честь святого Иоанна Крестителя несколько лет совместными усилиями горожан, паствы возводится в Днепропетровске, прежде Екатеринославе, четвертом городе по численности населения на Украине после Киева, Харькова и Одессы.
Традиция проводить водоосвящение в этом городе имеет 200-летнюю историю. В период конца XVIII - начала XIX веков духовными центрами города были две церкви - Троицкая и Успенская, вплоть до освящения в 1835 году Преображенского собора. Крестный ход и водоосвящение на Днепре проводились в низинной части города. На плане города 1885 года впервые появляется название улицы «Иорданская». К началу XX века прочно закрепилось единственное место для водосвятия: «на Иордани» - в конце Иорданской улицы (в 1923 году ее переименовали в улицу Михаила Коцюбинского). Среди населения бытовало название Иордань - место на реке, где освящается вода в праздник Крещения Господня, ассоциирующееся с местом, где крестился Иисус Христос в водах реки Иордан. В 1899 году «воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом». Однако трудности прохождения крестного хода вынудили вновь перенести место в нижнюю часть города.
История сохранила описание праздника 1914 года. Накануне праздника по распоряжению администрации закрывались все увеселительные и зрелищные заведения города. Все городское духовенство должно было явиться для участия в нем в Успенскую церковь в праздничном облачении. В 11 часов в Успенскую церковь прибывали крестные ходы из Воскресенской, Троицкой, Вознесенской и других церквей города. По окончании Литургии многочисленное городское духовенство при пении хора певчих, колокольном звоне и звуках духовых оркестров, исполняющих «Коль славен», совершали крестный ход по Иорданской улице на Днепр. На берегу в специально выстроенной палатке, украшенной еловыми ветвями и задрапированной белой тканью, владыка совершал освящение воды. В момент погружения святого креста в воду производился троекратный салют из пушек. Во время крестного шествия от храма и по всей Иорданской улице до Днепра стояли войска местного гарнизона. Храм, вся Успенская площадь и прилегающие к ней улицы были заполнены горожанами. На богослужении присутствовали первые лица города, гласные Городской думы и многие другие начальствующие лица как военного, так и гражданского ведомств. Обряд существовал даже в первые годы советской власти. В период 1917-1921 годов место водосвятия варьировалось в зависимости от военной обстановки в городе. С конца 1920-х - начала 1930-х крестные шествия уже запрещались.
В новейшие времена с приходом митрополита Иринея на Днепропетровскую кафедру многовековая традиция была возрождена. На Крещение после Божественной литургии владыка в сопровождении духовенства и множества верующих возглавляет торжественное шествие крестным ходом на Днепр, во время которого улицы, транспорт и жители города окропляются святой водой.
Затем
у нового Иоанно-Предтеченского храма днепропетровский архипастырь
совершает великое освящение воды. Освященная вода по-гречески называется
«великая агиасма». Ежегодно Великое таинство собирает тысячи горожан.
Сразу после освящения желающие окунаются в освященные воды проруби,
хотя, как подчеркивают православные духовные наставники, это не
обязательный обряд, а делается по индивидуальному желанию. Церковь
приветствует это желание людей, поскольку для верующих это приобщение и к
особой благодати, которую Господь ниспосылает в этот день на воды, и
своеобразная жертва, потому что не так просто пожертвовать своим
комфортом и погрузиться в ледяную воду. Но вместе с тем Святая Церковь
предостерегает придавать крещенскому купанию какой-либо магический
характер. Следует помнить, что купание в проруби - это не каноническое
установление Церкви, а только традиция и отнюдь не обязательная.
Празднование
на берегу в Днепропетровске оканчивается торжественным многолетием, во
время которого в небо традиционно выпускаются белые голуби.
* * *
Нельзя не сказать и о новом Днепропетровском храме в честь Святого Иоанна Крестителя. Сами авторы проекта называют его «цветком из камня». Это целый комплекс уникальных сооружений. Храм в плане имеет форму креста, с высоты птичьего полета он напоминает кристалл снежинки. Вместимость - более трехсот прихожан, а на храмовой площадке - до трех тысяч. В нижней части комплекса оборудуется специальное помещение, предназначенное для совершения обряда крещения - баптистерий, в честь родителей Иоанна Крестителя Святых праведных Захария и Елисаветы. Взрослых и детей будут крестить прямо в водах Днепра. В этом главная уникальность храма и древняя преемственность, ведь именно святые воды Днепра являются святой крещенской купелью славянских народов. Днепропетровская купель сделана по образу и подобию той, в которой крестился в Херсонесе Святой равноапостольный князь Владимир.
Отличительной
особенностью нового 30-метрового по высоте храма и в том, что купол
увенчала 7-метровая скульптура святого Иоанна Крестителя, расположенная
лицом на восток - в сторону Монастырского острова. Храм хорошо
просматривается со стороны Днепра и становится не только украшением
областного центра Украины, но и своеобразным форпостом, охраняющим город
от всякого зла.
Мэр
Днепропетровска Иван Куличенко предложил переименовать часть улицы
Миронова, выходящую к храму Иоанна Предтечи, в улицу Иорданную. Мэр
считает: «В Екатеринославе Иорданная выходила как раз к месту, где
сейчас стоит храм. Сейчас этой улицы нет, на ее месте стоят здания. Но
каждый год в Крещение по улице Миронова идет сюда крестный ход, и было
бы здорово, чтобы она стала носить это историческое название».
* * *
25 ноября 2010 года митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней освятили статую Иоанна Крестителя с крестом, которая увенчала храм. Статуя изготовлена на знаменитом Южном машиностроительном заводе. Рассказывая об этом событии, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Днепропетровска, куратор сооружения храма Иоанна Крестителя, протоиерей отец Владимир сообщил: «Такая традиция есть в Православии, но она не часто повторяется. Это Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, где шпиль увенчан ангелом с крестом, храм на Сапун-горе в Севастополе, которую венчает также ангел с крестом, часовни на Куликовом Поле и на Прохоровском Поле также с ангелами с крестами. Есть еще также несколько церквей Русской Православной церкви как старых, так и современных, увенчанных соответствующими скульптурными фигурами.
Иоанн Креститель сам по себе является ангелом во плоти, проповедником покаяния. В этом и заключается уникальность этого храма».
Автор
проекта, одесский архитектор Николай Худолий, рассказал: «Это первый
подобный проект в моей жизни. Купольные статуи - редкость на наших
просторах, их больше в Европе. Я очень счастлив, что выиграл конкурс еще
в 2007 году. Поверьте, моя работа - не ремесло, а вдохновение! Когда
готовил проект, перечитал Библию - в ней, к сожалению, об Иоанне
Крестителе написано мало, но мне хватило, чтобы его представить как
человека, пророка и Ангела, предсказавшего пришествие Мессии. Сам храм
стоит в идеальном месте - в центре Днепропетровска на Набережной, где
дуют ветры, а Предтеча будет «идти» с большим крестом, в развевающихся
одеждах и благословлять весь город».
А
7 декабря 2010 года скульптуру святого Иоанна Крестителя подняли на
купол храма. Это событие совпало с именинами города - Днем памяти святой
великомученицы Екатерины, Небесной Покровительницы областного центра,
именовавшегося ранее Екатеринославом. Теперь купол храма в честь Собора
святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна украшает самое
большое изваяние Иоанна Крестителя на территории всего СНГ.
Вместе
с крестом и пьедесталом высота скульптуры Иоанна Крестителя составляет
7,5 метров, без креста - 4,5 метра. Размах плаща - 3 метра. Скульптура
весит более 4 тонн, сделана из бронзы, внутри полая, крест - из
нержавеющей стали.
16
колоколов храма, самый крупный из которых весит 100 кг, отливали в
Воронеже специальным образом, чтобы они могли играть несколько заранее
запрограммированных мелодий. По мнению митрополита Иринея, компьютерные
технологии позволят исполнять мелодии четко и без ошибок, которые порой
могут допускать звонари. «Но в эти колокола смогут свободно и звонари
звонить. Например, в Пасху разрешается звонить весь день, и ни одна
техника не выдержит такого напряжения. Поэтому в Светлое Воскресенье мы
будем отключать автоматический режим», - сказал владыка. Колокольный
звон будет раздаваться здесь несколько раз в день.
22
августа 2011 года владыка Ириней освятил колокола в строящемся храме
Иоанна Предтечи на Набережной. Первый раз днепропетровчане услышали звон
колоколов храма 9 сентября в 21.00. Начинается звон с мелодии
«Днепропетровск мой дом родной» и длится две с половиной минуты.
Еще
одно украшение церкви - необычайно красивые двери, украшенные
изображениями известных в мире икон и скульптур, запечатлевших Иоанна
Крестителя. Сооружаются и цветные витражи, а также мраморный иконостас,
традиционно устанавливающийся в церквях у воды.
Храм
Иоанна Предтечи, который строится на Набережной с 2007 года, по замыслу
устроителей становится одной из главных достопримечательностей города -
его религиозным и культурным символом.
А
в этом году в Днепропетровске на Крещение состоялся крестный ход от
Троицкого кафедрального собора до храма Иоанна Крестителя, где были
освящены воды Днепра, а также вода, принесенная верующими. «Крещенская
вода обладает удивительными свойствами, - сказал владыка Ириней, - она
полна особой силой».
В
молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о
многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою
«черплющим и причащающимся» этой святыни. Так, в молитве на освящение
воды священник молится: «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне
наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать
избавления (спасения); благословение Иорданово, сотвори ю (ее): нетления
источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление; демонов
всегубительство; сопротивным силам неприступную, ангельския крепости
исполненную. Да вси почерпающий и причащающиеся, имеют ю ко очищению
страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну», «Даждь же
всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею освящение,
здравие, очищение и благословение».
http://odnarodyna.com.ua/articles/14/2238.html