Надо любить все, что дает Господь

Игумен Петр (Афанасьев), наместник Заиконоспасского мужского монастыря, согласился рассказать о своем жизненном пути, монастыре и поделился размышлениями о любви и проповеди веры

0
328
Время на чтение 5 минут

Отец Петр, известно, что Вы уже более 15 лет трудитесь над возрождением Заиконоспасской обители. Расскажите, пожалуйста, немного о себе, о Вашем жизненном пути. Как и когда перед Вами встал вопрос, какой путь выбрать - семейный или монашеский?

- С Церковью был связан с материнской груди. В семье все были верующие - и я был верующим.

Учился, как все. В школе, меня ругали за то, что я ходил освящать куличи, тогда как мои сверстники были пионерами. В очень раннем возрасте, с юных лет, я познакомился с Троице-Сергиевой Лаврой.

Жил с Евангелием и старался жить по Евангелию, хотя это очень трудно, особенно в наше время.

Я выбрал путь с Богом. Наша семья была верующая, в роду я восьмой священник. И как-то не задумывался, монашеский или светский путь выбрать. Один старец мне сказал: «Когда наступит старость, тогда и примешь монашество, а так - живи по-монашески». И я все время так и старался и как бы уже вел себя к монашеству.

После окончания вуза, работал, занимал высокий пост, но потом, когда возник вопрос о том, чтобы оставить эту работу, мне благословили это - и я спокойненько ушел со своей должности, не задумываясь. А монашество принял 11 лет назад, и прекрасно себя чувствую. И хорошо, что принял в это время, в этом возрасте. Я был уже зрелым человеком, уже не терпел таких страстей, которые испытывают 17-18-летние дети, хотя раньше претерпевал, знал, что это такое.

Таков мой духовный путь.

Как сюда, в Заиконоспасский монастырь, попал? Просто я шел по Промыслу Божию, принимал, что Господь дает. Стать наместником или совершать какой-то особый духовный подвиг не стремился. У нас в семье вообще ругали за желание как-то выказать себя. Мне говорили так: «Твое дело - царское, срединный путь. Иди потихонечку - и все». Мама меня воспитывала так: «Терпи, что тебе Господь даст». И я терпел. Учился - терпел, поступил - терпел, защитил - терпел, и гонения терпел, и нападки...

На службах в Спасском соборе, куда меня назначили настоятелем в 1998 году, сразу стали бывать не только монахи, но и прихожане-миряне. Монахи - это соль. Именно соль. И то, что миряне больше обращаются к монахам, - это закономерно, веками сложилась такая традиция. Монах - это чистота, нравственная, духовная, телесная. Люди к этому тянутся. И мы принимаем прихожан как сродников.

С первых дней я приучал прихожан читать молитвы, читать Псалтирь. В день община прочитывала всю Псалтирь. Мы пробовали разные варианты, например, собирались все в храме и по очереди читали по кафизме. Службы с первого дня у нас были монастырские, без всяких сокращений.

Вообще я люблю служить, люблю Православие. Православие - это очень трудно. Быть православным христианином - это надо заслужить, заслужить своим поведением, обращением с людьми, где бы ты ни был - в лесу, в поезде. В каких бы обстоятельствах ни оказывался, ты всегда должен быть одинаков и стараться любить. У меня вот не всегда получается.

И главное  - никого не оскорблять.

Мы забыли, что такое вообще любовь. А ведь без любви невозможно. Говорим о любви - а ее нет. Конечно, не 100 % нет, но в наше время она иссякает, слишком много лицемерия - и во всем надо разобраться.

Мне очень нравятся проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, как он умеет подметить современную жизнь, современную молодежь, какую целостную картину нарисовать. Патриарх - человек  очень высокой культуры и эрудиции, на него многим надо равняться. Но можно быть эрудированным - и не уметь донести до слушателя свои знания, а он умеет.

- А Вас самого часто спрашивают о том, какой путь выбрать - монашеский или семейный?

- Я никогда не ставлю вопрос так: «Ты хочешь быть монахом?» Какая разница между монахом и мирянином? Да никакой. Оба должны молиться, жить по Евангелию, читать каноны. Внутри - одно и то же.

- А много сегодня монахов в Заиконоспасском монастыре?

- Пять монахов, четыре инока и еще послушники. Всего около двадцати человек.

- Монастырь соседствует с РГГУ, это довольно необычное соседство...

-  Время такое было: выгоняли Церковь, церковные помещения отдавали светским учреждениям, а теперь вот возникают вопросы, а можно ли учреждениям находиться в этих зданиях или надо отдать...

Что касается какого-то взаимодействия, тут все очень естественно. Недавно в РГГУ прошла конференция, посвященная М.В. Ломоносову, и там со мной спокойно общались кандидаты и доктора наук.

Может, Вы хотели спросить о стремлении к какому-то сотрудничеству, если можно так сказать к «хождению в народ»... Я бы не ставил вопрос таким образом. Вера - это совершенно другое. Надо показать пример. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы». И люди придут, потому что пастырь добрый, он тратит на них свое время, свое здоровье.

Расскажу историю. В один дальний уголок, где жили люди разных национальностей, послали самого талантливого студента семинарии. Он приехал, к нему походили-походили - и перестали. Отправили студента похуже, он там побыл-побыл - и несолоно хлебавши уехал. Наконец, направили якобы самого нерадивого студента. Он стал там служить, а через год пишет: «Присылайте еще священника. У меня полно народу, все крестятся, я просто не успеваю».

Понимаете, если мы выйдем на улицу и станем говорить: «Православие - самая лучшая религия! Идите к нам!», разве кто-то пойдет? А вот если люди сами посмотрят, какие у нас строения, какое пение, а какое поведение и обращение с людьми, то они сами и подумают о том, что в нашу веру надо обратиться.

- Часто можно услышать разговоры о том, что сегодня жизнь очень непростая...

- Наша жизнь сегодня очень нервная. Людей окружает слишком много информации, телевидение, компьютеры... все это отвлекает от  молитвы, богомыслия.  Я далек от интернета. Можно сказать, что это дикость какая-то... Туда можно сливать все, и из этого что-то выискивать. Сам поиск нужной информации не безопасен. Одни понимают то, что там содержится, правильно, другие - неправильно. Считают, что интернет - это что-то передовое, но, думаю, это ошибочное мнение. Когда я Вас вижу, я вижу, что передо мной сидит личность, живая, и я верю, даже по Вашему облику. С интернет-общением все не так, и во многом оно скорее потеря, чем приобретение.

Жизнь сейчас очень сложная, и в этой сложности надо не потерять душу, потому что душа дороже всего в мире. Можно говорить о высоких материях, об атомах, об электричестве - о чем угодно, а можно жить очень просто - но нельзя быть бездуховным.

Иногда я задумываюсь, как же говорят, что Ломоносов, родившись и выросши в какой-то поморской деревеньке, мог стать таким великим ученым? Но он ведь был воспитан не в какой-то глухомани, где не было ничего. На его малой Родине были грамотные люди, чистая речь, чистое мышление. Сейчас дети наши запутаны, им преподают множество предметов даже в школе, а надо учить главному - простоте. Корни Ломоносова были в земле, не испачканной духовно, он шел в Москву - и знал, куда шел и зачем, а главное - шел с верой. Он любил Родину, а ведь человек без Родины - без корней. Что уж сказать о человеке без Православия!... «Без Бога - не до порога».

Говорят, у нас семьи разваливаются. А потому что люди не знают, что такое любовь. Вот скажи мне, что такое любовь, одним словом?

- Одним? Сложно так вот сказать.... Бог.

- Бог - да, конечно. А вот я тебе скажу одним словом: любовь - это жертва. Я жертвую для тебя, для него, для людей... Люблю людей, потому что это творение Божие. Могу ли я не любить девушку или жену, если это творение Божие? А если так, то я не имею права блудить, оскорблять и так далее. А значит, семьи будут очень чистыми, прочными.

- Но много ли сейчас людей, которые именно так подходят к этому вопросу?

- А людей надо учить и показывать своим поведением, а не так, что говорить одно, а делать по-другому. И надо любить все, что дает Господь Бог. Ведь без Господа Бога мы не можем сделать ничего.

http://www.taday.ru/text/1426214.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52