Когда
православные собираются вместе, обязательно происходит чудо. Без этого
невозможно: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».
Наши православные выставки - хорошее тому подтверждение. Каждый из
посетивших Зимнюю выставку на Московском проспекте («Духовное
наследие») вспомнит о своём чуде, а я расскажу о своём: о встрече с
православными американцами.
Православный американец (если он не эмигрант из православной страны) -
это само по себе чудо. Вы поймите: у нас, в России, человек, ищущий
Бога, желающий жить по правде, почти неизбежно приходит в Православную
Церковь. На то и Россия: не прошли даром тысяча лет жизни в истинной
вере, - теперь для нас, даже неверующих, понятия «Бог» и «Православие»
неразделимы.
А на Западе? А в Америке как? Ведь там, надо полагать, тоже есть люди,
«алчущие и жаждущие правды». Куда же идти ищущим Бога американцам?
Да, конечно, к протестантам. Тут уж ничего не поделаешь: именно
протестантское движение и создало США. Люди, взыскующие Бога,
возмутились католической неправдой, уплыли за океан и сказали: «Здесь
мы будем молиться по-своему!» - а потом уже вокруг этого молитвенного
собрания образовалась государственная структура. Протестантизм породил
Соединённые Штаты, - и ныне верующий американец не сможет миновать той
или иной протестантской общины. И если его духовные запросы невелики,
то он этой общиной и ограничится.
Ну а если жажда богообщения среди протестантской сухости только разгорается?
...Оказывается, 60-е годы ХХ века были для Америки не только временем
хиппи, рок-музыки и студенческих бунтов, - это было и время, когда
масса американцев вновь вспомнила о Боге. Стало правилом хорошего тона
изучать Библию, слушать проповеди... Возникли христианские молодёжные
движения: «Студенческий крестовый поход в поисках Христа», «Юность для
Христа», «Молодая жизнь»... Как добрые протестанты, эти молодые люди
собирались на свои собрания, читали Писание, делились мыслями о
прочитанном... Раз в три месяца они устраивали съезд, на котором
рассказывали о результатах своих исследований Библии...
А результаты вышли ошеломляющие: молодёжь вдруг поняла, что на одном
умствовании в рай не въедешь! «Мы любили Бога и стремились к Нему, -
вспоминают они, - а грехи-то наши с нами оставались! Они нам мешали, и
мы не знали, как от них избавиться. Не было покаяния, не было прощения,
не было и примирения с Богом в Причастии. И мы стали искать спасения».
Молодые протестанты начали догадываться, что должна где-то
существовать настоящая Церковь - такая, как была у апостолов. Неужели
она исчезла?
Так они нашли Православие. Вы думаете, это легко - взять и поменять
веру, - словно из комнаты в комнату перейти? Да нет... Поначалу их всё
сбивало с толку, даже такие мелочи, как обращение к священнику «отец».
Как это так?! Да ведь в Писании сказано: «А вы не называйтесь
учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом
себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на
небесах» (Мф.23,8-9). Но, поразмыслив, они поняли: если
воспринимать эти слова Божии буквально, то и своего родного отца,
своего родителя мы не имеем права назвать отцом! И школьного учителя не
можем назвать учителем! Видимо, Господь говорил ученикам о чём-то
другом: не о пустых словах «отец», «учитель», а о степени доверия к
человеку и к Богу...
Их очень пугали наши молитвы, наши церковные службы: «Стоят люди и
бубнят каждый день одно и то же... Это же духовный формализм, омертвение
души!..» Но и это сомнение отпало, когда они сами вкусили умной молитвы
и поняли, что даже в простые слова «Господи помилуй» можно вкладывать
тысячу различных молитвенных смыслов, тысячу движений духа. Они
вспоминают, что им очень помогла Книга пророка Исаии - то её место, где
Исаия оказывается у Престола Божия. «Но ведь пророк описывает
Православную Литургию! - поняли вдруг американцы. - Престол Божий - это
алтарь, и дым фимиама - как дым от кадила, и Ангелы поют, повторяя
непрестанно: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы
Его!» - и угль горящий, вложенный в уста пророку, - это образ Святого
Причастия!»
Но самым тяжёлым грузом стало для бывших протестантов почитание
Богородицы. Мечтательное, истеричное, преувеличенное отношение
католиков к Деве Марии очень пугало их. И опять молодых людей спасло
Писание, которое они глубоко чтили. «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» -
если верить Евангелию, нельзя отмахнуться от этих слов Божией Матери.
Так люди, не руководимые никем, кроме Самого Бога, сумели возвыситься
до принятия Православной веры. У них не было ни духовника, ни
советчика, - только любовь к Богу и чистый ум, а Господь в ответ на их
стремление послал им Свою благодать. И вот в конце 1980-х годов две
тысячи американских протестантов-евангелистов, духовенство и миряне,
были введены - приход за приходом - в полное литургическое общение с
Православной Церковью. Они стали частью Североамериканской епархии
Антиохийского Патриархата.
А вы говорите, что чудеса на земле прекратились!..
Обо всём этом рассказал пришедшим на Зимнюю выставку петербуржцам православный американский священник Том Браун.
- Когда начиналось наше великое путешествие к истинной Церкви, -
рассказывает батюшка, - мы с моей будущей женой Венди были ещё
подростками. Многого мы тогда не понимали, но сердцем чувствовали, что
совершается нечто великое, и волновались вместе с нашими отцами, и по
человеческой слабости страшились будущего, и радовались вместе со
всеми. Сейчас в США Православие - одна из самых быстро растущих
конфессий. По-прежнему у нас есть много людей, которые неложно ищут
Бога. Есть много хороших, добрых людей, которые желают жить
по-христиански и видят, что евангелическое движение не даёт возможности
для подлинно христианской жизни. Мы часто общаемся с нашими
евангелическими братьями. Отец моей жены Венди - глава нашего
миссионерского отдела. Как работает этот отдел? Вот вам пример: на моих
глазах в Великобритании несколько англиканских общин после встреч с
нами присоединились к Православию. Сейчас там уже 20 приходов, которые
были англиканскими, а стали православными.
Кто-то спросил отца Тома, читают ли его товарищи жития святых Димитрия Ростовского?
- Да, - ответил батюшка, - и для нас это очень важно. Пока мы были
евангелическими христианами, мы и понятия не имели о святых. И лишь
сделавшись православными, мы поняли, что мы стали частью большой семьи,
- но не потому только, что у нас появились братья и сёстры в других
странах, на намного больше: нашими братьями стали святые, и они такие
же члены Церкви, как и мы с вами.
Был задан и такой вопрос:
- Наша Россия - православная страна, но сейчас немало русских людей уходит в евангелическую церковь. Что бы вы могли сказать нашим русским евангелистам, что посоветовать?
- Вот главный духовный опыт, который мы получили, оставаясь
евангелистами: пусть мы много читали умных книг, пусть мы слушали
хорошие слова замечательных проповедников, грехи наши никуда не
уходили, - они возвращались к нам по кругу. Не было у нас никакого
просветления в душе, не было ощущения преображения. Мы видели слабость в
нашем церковном сообществе. Но ведь Господь говорит в Писании: «Я с вами во все дни до скончания века»
(Мф.28,20). И мы верили, что Бог не оставил Свой народ. И Православие в
России - это живой пример того, что Бог по-прежнему любит человека!
Здесь живая вера хранилась от времён апостольских! Образ св.прп.
Серафима Саровского был очень назидателен для нас, когда мы рассуждали о
стяжании Духа Святаго. И разве узнали бы мы о таком великом
светильнике, как старец Серафим, если бы оставались протестантами?
У человека есть свобода воли. Каждый сам выбирает свой путь. Я хотел
бы просто воодушевить моих братьев и сестёр - евангеликов и напомнить
им: Библия, которую они так высоко почитают, говорит о том, что Господь
ищет поклонников в Духе и Истине. Недостаточно просто хорошо знать
Библию и быть ревностным почитателем её. Человеку нужна живая истина. В
Америке есть 40 тысяч разнообразных христианских течений. Каждый на
свой лад трактует Священное Писание, и каждый сам себе патриарх. Но
истина у Бога одна! Христос не разделился! Братья мои, евангелики,
ищите живую истину! Я знаю только один способ, как это сделать: надо
истолковывать Священное Писание так, как это испокон века делалось
Церковью. Есть и ещё один тонкий момент: многие евангелические
христиане не знают о том, что канон Священного Писания был сформирован
не на каком-нибудь особом Вселенском соборе, а на основании Святого
Предания. Выходит, веря Писанию, мы верим и Преданию. Ещё один пример,
который я привожу моим евангелическим друзьям: вот вы совершаете
путешествие из Петербурга в Москву. Можно полететь самолётом, можно
отправиться поездом, поехать на машине, на велосипеде, пешком,
наконец, по-пластунски поползти можно... Так или иначе, а доберёшься до
Москвы. Но один из этих способов будет самым медленным и самым
неприятным. Так вот, Православие - это современный скоростной самолёт! В
Православии есть все средства для полноценной христианской жизни! А
вас, братья и сёстры, собравшиеся в этом зале, я прошу: будьте
терпеливы и относитесь с любовью к евангелическим христианам. Злоба
никогда не поможет поискам истины. Нужно спорить, нужно вести
дискуссии, но надо делать это с любовью.
- А наш батюшка говорит, что у протестантов нет духовной жизни... - сказал кто-то с места. Отец Том вздохнул:
- Мы знаем, что суд нужно отдавать только Господу. И слава Богу,
Господь судит не так, как люди: не по внешним признакам, а по
внутреннему состоянию человека. Только Бог видит, чья жизнь духовная, а
чья - не духовная. По моему жизненному опыту я могу сказать, что очень
много есть искренних духовных людей среди евангелических христиан.
Возможно, в чём-то они даже лучшие христиане, чем я. Они не стоят на
службе и не постятся, но, возможно, их любовь к Богу и стремление к
Нему сильнее, чем у меня. Они нуждаются в нашей помощи, в нашем
братском совете, а не в нашей злобе.
С дальнего ряда поднялся наш питерский батюшка и спросил:
- Как у вас содержатся священники? Какова мера участия прихожан в
содержании храма и в расходах, связанных с жизнью клира? Мы-то в России
живём за счёт продажи свечей. А у вас как?
Отец Том горько усмехнулся:
- В Америке деньги на деревьях растут. Шучу, конечно... Зарплата
духовенства - это такой больной вопрос... Конечно, мы пытаемся говорить
прихожанам, что надо давать десятину церкви... Кажется, в Библии об этом
много сказано, но приходится напоминать и напоминать... Некоторые
прихожане дают десятину, а некоторые - нет. Мы искренне верим в то, что
если человек что-то даёт, то взамен ему даётся намного больше. Но
обычно нашим молодым священникам приходится иметь работу на стороне, по
крайней мере до тех пор, пока приход не встанет на ноги. А вообще-то у
нас хорошая приходская жизнь: интересная, дружная, полная любви и
уважения.
Я думаю, что Америка способна воспринять Слово Божие, и не надо
творить из нас образ врага, образ империи зла. Будем жить в любви -
хотя бы на уровне приходов и епархий, - и в мире станет больше света.