Рождественские трансляции главного Национального телевизионного канала Украины «Перший» снова оставили православных в недоумении, хотя практика, о которой мы сейчас скажем, уже укоренилась. Дело в том, что «Перший», будучи воплощением мысли о так называемой «толерантности», откалывает немыслимые штуки. Например, включает трансляцию Рождественской службы из Успенского собора Почаевской лавры, показывает немалое стечение паствы УПЦ Московского патриархата, то есть канонической Церкви, зрители видят президента страны, стоящего на рождественской службе... А потом вдруг - бац! - происходит переключение на трансляцию из Владимирского собора, где правят незаконно захватившие этот кафедральный храм раскольники-филаретовцы так называемого «киевского патриархата». И многим из сегодняшних украинских граждан нет дела, что ныне - это храм, оскверненный еретиками, и что Филарет (Михаил Денисенко), по меткому пророчеству преп. Лаврентия Черниговского (Проскуры), - лжепатриарх (ибо патриархов в Киеве никогда не было на митрополии), что он ведет доверившихся ему в геенну огненную.
Как нет дела многим и до того, почему это вдруг следующая перебивка телетрансляции показывает нового главу униатов Святослава Шевчука, тоже именующего себя патриархом (хотя руководящий им папа Римский такого статуса ему не давал); так вот, простодушный и доверившийся зритель видит кардинала Шевчука в униатском храме Василия Великого, построенного в центре Киева, то есть в самом сердце канонического православия, в «матери городов русских». И кто помнит, что с униатами 500 лет назад вел духовную битву преп. Иов Почаевский, урожденный Иван Железо?
Возникает вопрос: на кого рассчитаны такие трансляции, если в едином «котле» толерантной «ложкой» каноническая Церковь перемешивается с еретиками, с теми, кто насильно захватил сотни наших храмов? Это зрелище какое-то кафкианское, абсурдное, демонстрирующее дикий апофеоз «толерантности», а на самом деле это всё есть умерщвление Божьего, пропаганда антихриста.
Однако это кажется абсурдным только наблюдателю, занимающему внятные канонические позиции. В том, что это «перемешивание» является глубоко продуманным, выстроенным проектом по соединению несоединимого в одну поместную структуру, сомневаться не приходится. Особенно когда видишь, какие подковерные, а то и неприкровенные дела вершатся на духовной ниве на Украине нынче.
Иван Юрьев в своей заметке «Что общего у Христа с велиаром?» на сайте materik.ru с понятным нам недоумением размышляет о феномене появления в канун Нового года «Обращения традиционных Украинских Церквей по поводу двадцатилетия референдума о подтверждении Акта провозглашения независимости Украины», подписанного от имени Украинской Православной Церкви Московского патриархата, а также двух раскольнических структур - так называемых «Украинской православной церкви киевского патриархата» и «украинской греко-католической церкви», т. е. униатов. Шокирует, в первую очередь, сам факт подобного совместного «Обращения». «Ведь подписавшие его, - констатирует наблюдатель, - должны были четко осознавать, что, поставив подпись под этим документом рядом с подписями анафемы - Филарета Денисенко и главы униатской лже-церкви, ведущей вековую борьбу с Православием и ответственной за разгром трех православных епархий на Западной Украине, они ставят эти раскольнические организации на одну ступень со Святой Церковью Христовой»[1].
Подписантом «Обращения» со стороны УПЦ МП является викарий Киевской митрополии епископ Иларий Шишковский. Возникает вопрос, кого представляет этот иерарх? Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, преодолевающего ныне последствия тяжкого недуга и операции? Подтверждений этому нет. Мы не найдем благословения этого «Обращения» и в синодальных документах Священного Синода УПЦ МП. В последние месяцы он по понятным причинам не проводил заседаний, и эта ситуация, как видим, оказывается на руку тем, кто заинтересован в сохранении нынешнего статус-кво: Предстоятель УПЦ от дел по болезни отошел, так что произвол лиц, руководящих Церковью, фактически неподконтролен. Однако на всякий случай в реальную политику вбрасываются пробные, проверочные камни - в данном случае в виде подписи еп. Илария.
Понятно также, кому именно выгодна сложившаяся ситуация в УПЦ. Уже неоднократно писалось и говорилось о невероятной власти, сосредоточенной в руках молодого архиепископа Александра Драбинко, который последние годы является правой рукой Блаженнейшего Владимира, будучи его секретарем, а также председателем Отдела внешних церковных связей УПЦ МП и к тому же давним другом и покровителем еп. Илария. Известно и об оранжевой ориентации архиепископа Александра, о его поместных настроениях. О силах, для которых выгодна ситуация, сложившаяся в УПЦ, позволяет судить и такой факт: на подписании «Обращения» присутствовал заместитель председателя киевского Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) протоиерей Николай Данилевич, известный своей националистической позицией.
Как видим, поместно-оранжевое лобби в УПЦ МП в условиях недееспособности Предстоятеля настойчиво осуществляет шаги по установлению связей с раскольниками, дабы выстроить нечто поместное, отдельное, незалежное. Наблюдатели напоминают, что «эта акция вполне в духе архиепископа Александра Драбинко, являющегося «двигателем» и лидером проавтокефальной группировки в УПЦ МП. Он не первый раз пытается подтолкнуть Церковь к действиям прораскольнического и националистического характера, сеющим смуту и соблазн в церковной ограде. Это и фальсификация в послании Священного Синода УПЦ МП слова «геноцид» в качестве трактовки массового голода начала 1930-х. Это и подписание совместных коммюнике с филаретовцами, в которых утверждалась необходимость именовать раскольническую структуру пышным именем «Церкви» с большой буквы, а ее лжепастырей по титулам и священным степеням, самочинно и кощунственно присвоенным этими самозванцами, - что потом не было одобрено Священным Синодом УПЦ МП»[2].
Обратим внимание на заголовок: «Обращение традиционных Украинских Церквей...» Резонно вопросить: с каких пор наша каноническая Церковь является «одной из Украинских Церквей» наравне с самосвятами и униатами? И как вообще можно Церковь и раскольничью группу именовать общим наименованием «Церкви»? Как можно в стране, имеющей свою тысячелетнюю Церковь-Мать - Русскую Православную Церковь, именовать «традиционной Церковью» филаретовскую секту, просуществовавшую менее двадцати лет, или униатский проект Ватикана, разработанный для совращения в католицизм православных жителей Украины и основанный в свое время ополяченными отступниками от православной отеческой веры, которые лишены сана за свои злодеяния героическим православным Брестским Собором?
Говорить о нескольких «украинских Церквах» - означает легитимировать раскол и беспринципно попирать основополагающие канонические правила Церкви Христовой. Логичен вывод, который делает И. Юрьев: наша Церковь никакого совместного «Обращения» с униатами и филаретовцами не подписывала! Всю ответственность за его подписание несут персонально епископ Иларий и представители ОВЦС УПЦ МП, присутствовавшие на оглашении данного документа.
Что же написано в этом пресловутом «Обращении»? «...Наконец-то, после столетий порабощения и разделений, наше государство духовно и материально расцветет». Удивительно, как мог подписаться под этой чудовищно ложной, националистической и раскольнической трактовкой истории канонический православный епископ? Как может он называть «столетиями порабощения» спасение православной веры и самого украинского народа, кстати, принесшего клятву верности Русским Государям на св. Кресте и Евангелии, в составе единокровного и единоверного Российского государства, являвшегося в том числе и государством малороссов? Под покровом Российских императоров и царей на вошедших в состав России территориях была ликвидирована страшнейшая опасность насильственного насаждения унии, восстановлено в правах и получило не только свободу, но и господствующее положение Православие, были восстановлены и заново построены тысячи православных храмов, благодаря Русским правителям такая святыня, как Почаевская лавра была возвращена в лоно Церкви из униатского плена.
«Обращенцам» решительно чужда или даже ненавистна мысль о глобальной миссии православных народов Российской империи, по сравнению с которой «местечковые» стенания об «угнетении» и «местечковые» цели выглядят ущербно и маргинально и являются прямым предательством того служения, к которому Богом через Церковь и ее святых отцов были призваны стержневые народы Русского мира - а к ним, безусловно, относится и народ Украины.
«Обращение» призывает граждан страны также «засвидетельствовать соборность». Однако правы люди, считающие, что тем самым авторы «Обращения» призывают народ ко лжесвидетельству. Ведь «соборность» - это сугубо церковный термин, присвоенный украинскими раскольниками и националистами и в политических, властных целях трактуемый ими, как подчинение людей разных взглядов обособленческой, антимосковской (в том числе и в церковном плане), галицийской униатско-раскольнической идеологии. Подлинная же соборность, единение не имеют ничего общего с их трактовкой, а обретаются только в лоне единой Церкви Христовой. Не поспоришь с утверждением, что любая «соборность», игнорирующая подлинную церковно-каноническую, является фальшивкой, ложью, а потому свидетельство о ней означает лжесвидетельство.
И, как говорится, Боже избави нас от тех «благословений», коими заканчивает свое обращение «тройственный союз» - эти лебедь, рак и щука, нашедшие консенсус в самолюбии, гордыне, желании обособиться от Русского мира. Это «Обращение», как и вышеупомянутые телетрансляции, расшатывает в глазах народа церковные границы, пытается объединить Свет со тьмою, Христа с велиаром, то есть соблазняет души.
Раскольники не гнушаются ничем, в том числе прямым очернением несокрушимо противостоящей им на Украине фигуры. Словно кость в горле, у раскольников-филаретовцев стоит имя видного иерарха УПЦ, одного из старейших по архиерейской хиротонии постоянного члена Священного Синода УПЦ Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского. Ближайшего друга, соратника и опоры Блаженнейшего митрополита Владимира все два десятилетия его нелегкого предстоятельства, одного из инициаторов Харьковского Архиерейского Собора. Митрополит Агафангел донельзя раздражает анафематствующую братию, в публикациях на своих сайтах они учат владыку, где, на каком месте должен он сидеть во время проведения заседаний Священного Синода, что он должен говорить, о чем должен говорить, как вести себя в ситуации недееспособности Блаженнейшего Владимира. Эти вопли, на наш взгляд, являются точным критерием правоты владыки Агафангела, внятно стоящего на позициях единого Русского мира. Не случайно благодарственный молебен по случаю завершения 2011 г. на Владимирской горке в Киеве отслужил именно митрополит Одесский Агафангел, и все руководство страны молилось вместе с ним, а представители тех, кто именует себя «другими конфессиями», приглашены не были.
Всё у них, т.н. «других конфессий», далеко не безоблачно. Так, известный киевский аналитик Дмитрий Скворцов в авторской колонке агентства «Новый Регион», в реплике «Итоги 2011 года: Украинские религиозные склоки, которые все проглядели», отмечает, что неудачей завершились в декабре переговоры об объединении непризнанных мировым православием так называемых «киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви». «Дубом преткновения, - пишет Д. Скворцов, - вновь выступил «патриарх Филарет», отказавшийся уйти на покой в случае сложения своих полномочий главой автофекалов - «митрополитом Мефодием». Последний предлагал избрать компромиссную с точки зрения обеих группировок фигуру, с тем, чтобы получить в дальнейшем признание Константинопольского Патриарха, желающего возвращения современной территории Украины под свою юрисдикцию»[3].
Обратим вслед за аналитиком внимание и еще на один показательный момент, в мае 2011 г. встревоживший наблюдателей. Во время визитов Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Слобожанщину и Буковину президент Украины В. Янукович впервые не встретился с Патриархом, тогда как в прежние визиты Предстоятеля Русской Церкви всё было совсем иначе. Напомним также, что Патриарх прилетал даже на инаугурацию В. Януковича с Патриаршим благословением. Не оставим без внимания также визиты минувшего года В. Януковича к Константинопольскому Патриарху Варфоломею, известному своим интриганским отношением к РПЦ и ее неотъемлемой части - УПЦ.
Д. Скворцов отмечает, что украинская власть де-факто пока все-таки не получила поддержки Фанара в его охладившихся отношениях с Московской патриархией (которую кое-кому очень хотелось бы такой поддержкой шантажировать). С другой стороны, и саму украинскую власть украинствующим автокефалам шантажировать нечем. Поскольку униаты, филаретовцы-раскольники и автокефалы так и остаются локальными («киевский патриархат» имеет определенное влияние только в центральной Украине, основная часть приходов УАПЦ - в центре и в православных селах Галиции, УГКЦ также является локальной церковью Галиции), то единственной общеукраинской церковью является УПЦ Московского патриархата (количество верующих в которой превышает число прихожан всех остальных конфессий, включая нехристианские). Следовательно, власть в определенном смысле может игнорировать требования маловлиятельных среди верующих Украины религиозных организаций, которые, как правило, носят националистический и евроцентристский характер.
Идеей «соединения» нелегитимных сект в одно целое с канонической Церковью был одержим В. Ющенко. Как видим, пока что В. Янукович ситуативно не является противником этой идеи, тогда как каноническая паства ожидает от него, окормлявшегося и венчавшегося знаменитым донецким старцем Зосимой (Сокуром), внятного отстаивания канонических позиций. В случае же наделения униатов статусом патриархата (т.е. формальным статусом всеукраинской Церкви) и некоторого расширения влияния УАПЦ и КП за счет их объединения, у националистической части украинского политикума могут появиться козыри в вопросе пресловутого «игнорирования прав истинно украинских верующих».
Решительным ответом на раскольнические, автокефальные и «поместные» поползновения стала прошедшая накануне нового года в Киеве конференция православной общественности Украины. Результатом ее работы стала резолюция, в которой православно-патриотические организации страны признали в качестве приоритета в 2012 г. всяческое содействие каноническому Православию и укрепление единства Русской Православной Церкви и Русского мира на Украине. Решено: подготовить обращение от имени конференции о братском единстве Русского народа и Триединой Руси, о недопустимости интегрировать Украину в ЕС; обратиться к священноначалию УПЦ с просьбой возвысить свой голос во имя укреплении Русского мира; выступить против активизации экспансии униатов на восток Украины, где их никогда не было; осудить создание новых митрополий УГКЦ и считать эти действия, а также то, что униаты продолжают незаконно удерживать православные храмы, в том числе в Киеве, враждебными по отношению канонической Православной Церкви.
Как видим, ни геополитическое, ни церковное ристалище на Украине за единый Русский мир не прекратилось, и есть основания в 2012 г. ждать новых обострений.
____________________
Фото - http://news.tochka.net/102756-odesskiy-mitropolit-poblagodaril-yanukovicha-i-boga-za-2011-god/
[1] http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=14360
[2] http://www.otechestvo.org.ua/main/201112/2328.htm
[3] http://www.nr2.ru/authors/366122.html
http://rusedin.ru/2012/01/17/pravoslavnye-ukrainy-%E2%80%93-protiv-raskola/