Календарь посвящен грядущему 135-летию со дня рождения Максимилиана Волошина - поэта и художника, «гения места» «страны Коктебель», открывшего миру красоту древней и таинственной Киммерии. Именно Волошин сумел на пустынном берегу Понта Эвксинского создать в начале ХХ века Дом Поэта, культурный центр, известный в России и в Европе. Атмосфера этого уникального Дома, ставшего музеем еще при жизни хозяина, вдохновляла несколько поколений творческой интеллигенции. Среди них было немало и харьковчан. В этот раз инициаторы и издатели календаря Людмила и Леонид Рубаненко, известные своей меценатской деятельностью на ниве культуры, активным участием в попечительском совете Дома-музея М. Волошина в Коктебеле, изданием репринтов волошинских книг, организацией художественных выставок, приложили свои усилия к проекту, озаглавленному «М. А. Волошин и харьковчане. Дружба продолжается». При пристальном рассмотрении нового высокохудожественного издания открывается, насколько вдумчивая работа произведена при его составлении. Ведь сжато подать информацию очень непросто. Лаконизм календаря, обусловленный его жанром, потребовал от составителей немалых усилий.
На
60-ти календарных страницах представлены микро-эссе, посвященные
событиям, персонам, домам, картинам, фотографиям и книгам, связывающим
имя и творчество Волошина с Харьковом. Более того, привязки эти
оказались расширительны, поскольку география календаря распространилась
благодаря биографиям персон на весь Русский мир, включая Украину и
Россию.
В
этом немалая заслуга всех, кто помогал подбирать тексты и иллюстрации, в
частности сотрудников Дома-музея Волошина в Коктебеле. Отдельных добрых
слов заслуживают дизайнер В. Скипенко и его помощники, поскольку
календарь имеет, прежде всего, визуальный формат - весьма
привлекательный, красочный, рассказывающий пользователю об очень важном
доходчиво и доверительно.
Интересный факт биографии Волошина. Впервые он попал в Харьков 23 августа (по старому стилю) 1900 года, следуя этапом из Феодосии в Москву после ареста за причастность к студенческому Исполнительному комитету, и провел тут день в Центральной тюрьме.
Максимилиан Александрович с супругой Марией Степановной навещал первую столицу Советской Украины в 1925, 1927 и 1928 годах. В 1968 году в Харьковском художественном музее состоялась одна из первых выставок акварелей М. А. Волошина, на открытие которой приезжала его вдова. В 1977 году в Физико-техническом институте низких температур прошли торжества, посвященные 100-летнему юбилею Волошина. Выставка «Я не сам ли выбрал час рожденья...» из фондов коктебельского музея, посвященная 120-летию со дня рождения Максимилиана Волошина, экспонировалась в апреле 1997 года в Харьковской городской художественной галерее.
Большая дружба связывает Дом-музей М. А. Волошина с Харьковом и в наши дни. В ноябре 2004 года, в очень непростой тогда политической обстановке в Украине, в заснеженном и митингующем городе открылась экспозиция киммерийских пейзажей Максимилиана Волошина «Весь жемчужный окоем...» - из коллекции коктебельского музея. Подарок горожанам устроили в своем культурно-деловом центре Людмила и Леонид Рубаненко. Событие оказалось знаковым, положило начало плодотворному многолетнему сотрудничеству, результатом которого стал ряд уникальных издательских и выставочных проектов, имеющих серьезную перспективу. В 2007 году дизайн-группой «Майстерня Ск!п!в» был разработан и подарен изобразительный уклад «Дом-музей М.А. Волошина», а позднее - эмблема ежегодного сентябрьского Волошинского симпозиума художников и литераторов.
Записи, хранящиеся в Доме-музее М.А. Волошина, свидетельствуют о том, что поэт во время своего пребывания в Харькове неоднократно выступал с публичными лекциями в различных учреждениях города и читал стихи в домах известных харьковчан на творческих встречах.
Известно, что в 1925 году Волошин читал лекцию в библиотеке Харьковского университета, которая находилась в здании по улице Свободной Академии (ранее и ныне улица Университетская, 23), построенном по проекту архитектора В. В. Величко в 1901-1903 годах. Имеются данные и о том, что в 1927 году Волошин читал доклад о Киммерии в Институте распространения естествознания, который был основан в 1919 году и располагался в Харькове на улице Либкнехта, 39 (ныне улица города называется Сумской) в особняке бывшего шахтовладельца Рутченко. В 1920-х годах харьковчане хорошо знали этот первый народный лекторий, в котором читались лекции по мироведению и краеведению. Жаль, но особняк не сохранился до наших дней.
В
Доме ученых Харькова выступления М.А. Волошина состоялись в 1927 и 1928
годах. До 1934 года Дом ученых тогда располагался в бывшем особняке
купца В. С. Стрекалова на улице Пушкинской, 62 (ныне Харьковский
областной центр народного творчества). Здание было построено в 1910 году
по проекту архитектора В. М. Владимирова.
На вечере поэзии Волошина в харьковском Доме ученых в 1928 году прозвучали только что законченное стихотворение «Четверть века» и произведение, ставшее «визиткой» Коктебеля, - «Дом поэта». Во времена своего пребывания в Харькове Волошин бывал в гостях у многих харьковчан. Н. И. Сырокомская, харьковская переводчица и филолог, пригласила поэта в гости, и он побывал у нее 15 марта 1925 года на улице Рыбной, 22 (ныне Кооперативная).
Дружба семьи Кириенко-Волошиных с харьковчанами - это целый пласт истории отношений с людьми, чьи имена зачастую составляют славу и гордость отечественной науки и культуры и уж точно города Харькова.
В
феврале 1925 года провел у себя три волошинских «домашника» профессор
С. И. Златогоров (1873-1931), микробиолог, эпидемиолог и инфекционист, в
1924-1929 годах - руководитель 1-го Украинского
санитарно-бактериологического института им. И. И. Мечникова. Тогда поэт
читал стихотворения из сборников «Путями Каина», «Демоны глухонемые» и
свои переводы из Анри ди Ренье.
Известные
фото Волошина в Харькове в 1925 году были сделаны харьковским
фотомастером М. Я. Лещинским (1867-1927) в фотоателье «Русская
Светопись» на Екатеринославской улице (ныне Полтавский шлях).
Долгие годы крепкая дружба связывала Волошина с учеником прославленного В. М. Бехтерева, основателем и руководителем харьковской школы психотерапии К. И. Платоновым. Этих людей сроднило изобразительное искусство, книги, музыка и любовь к красотам родной земли. Сегодня в Коктебеле хранится их уникальная переписка. В 1925 году Платонов работал в Институте распространения естествознания (ИРЕ) и был инициатором выступления в нем Волошина с докладом о Киммерии. В знак своей особой признательности Максимилиан Волошин посвятил К. И. Платонову одну из своих работ с дарственной надписью. Внучка К. И. Платонова, Л. И. Вильковская, бережно хранит эту акварель. В 1968 году в Харьковском художественном музее состоялась выставка волошинских акварелей с участием М. С. Волошиной. В 1997 году в благодарность за выставку, осуществленную в Харькове Домом-музеем М. А. Волошина совместно с городской галереей и к 120-летию со дня рождения поэта и художника, мэром Харькова Е. П. Кушнаревым был приобретен и передан музею экземпляр сборника «Стихотворения. 1900-1910», который в 1924 году был подарен автором Э. Ф. Голлербаху.
Эрих Федорович Голлербах - личность весьма интересная. С 1923 года он заведовал художественным отделом Петроградского отделения Госиздата и состоял председателем Общества библиофилов. Затем был научным сотрудником Ленинградского Института книговедения и Института книговедения Украинской Академии Наук. Особое место в литературно-исследовательском творчестве Э. Ф. Голлербаха занимала тема Царского Села. В 1927 году увидел свет его фундаментальный труд «Город муз», посвященный родному городу...
* * *
С
1988 года Дом творчества писателей в Коктебеле стал местом летнего
отдыха поэта-харьковчанина Бориса Чичибабина. Восточному Крыму посвящены
стихотворения «Судакская элегия», «Коктебельская ода», «Феодосия»,
«Памяти Грина», «На могиле Волошина» и другие.
Видишь? - я, от радости заплакав,
запрокинул голову - и вот
Киммерия, алая от маков,
в бесконечность синюю плывет.
Всем дитя и никому не прадед,
с малой травкой весело слиян,
здесь по-детски властвует и правит
царь блаженных Максимилиан.
Образ Божий, творческий и добрый,
в серой блузе, с рыжей бородой,
каждый день он с посохом и торбой
карадагской шествует грядой...
Так написал Чичибабин в 1984 году.
Уделено место в издании и современным литераторам и художникам Харькова. Их представление на страницах календаря важно для создания объединительного культурного контекста, расстановки информационных и смысловых преемственных акцентов, поскольку харьковские мастера кисти и слова - друзья коктебельского Дома-музея Волошина, постоянные участники симпозиума «Волошинский сентябрь».
В частности, победителем первого в истории симпозиума-турнира поэтов в 2004 году стал харьковский поэт и публицист, впоследствии неизменный участник Волошинского симпозиума и член жюри коктебельских форумов С. Минаков. Харьковская поэтесса И. Евса в 2008 году в рамках Волошинской литературной премии получила специальную премию Союза российских писателей «За сохранение традиций русской поэзии». Харьковчанин А. Дмитриев в 2003 году, участвуя в первом Международном литературном Волошинском конкурсе, стал лауреатом и дипломантом - в разных номинациях. Вместе с И. Евсой в 2004 году А. Дмитриев был инициатором вышеупомянутой выставки 100 акварелей «Весь жемчужный окоем...». Уместно вспомнить, что Харьков и Феодосия - города-побратимы. И художественная связь, наметившаяся некогда в Харькове на улице Дворянской в 1919 году, приобрела внятные очертания спустя 85 лет.
Есть в мемориальном календаре и работы художников. Известных мастеров прошлого и современных - харьковчан В. Ковтуна, О. Лазаренко, феодосийца С. Коваля. В частности, скульптурный портрет работы художницы, скульптора и педагога харьковчанки Элеоноры Блох (1881-1943). Их работы выставлялись на харьковских выставках Художественного цеха. В 1926 году из коктебельской глины она лепила бюст М. Волошина, который из-за хрупкости материала позже перевела в гипс. Бюст был тонирован самим Волошиным под бронзу и сегодня является частью постоянной экспозиции кабинета поэта Волошина в Коктебеле..
Интересны
портреты Волошина известных мастеров, в разные годы преподававших
специальности изобразительного искусства в Харькове, Киеве, Петербурге.
Представитель
левого авангарда 1920-х Владимир Бобрицкий (1898-1986) был активным
деятелем харьковского литературно-художественного авангарда и одним из
лидеров известного «Союза семи» («Семерки»).
Живописец
и график Шаронов Михаил Андреевич окончил Московскую школу живописи,
скульптуры и архитектуры и Петербургскую академию искусств.
Преподавал
в Харькове с 1925 по 1935 и в Киеве с 1935 по 1957 годы. Профессор,
ректор Киевского художественного института, заслуженный деятель искусств
УССР.
* * *
С 2005 года Дом-музей М. А. Волошина и корпорация «Консалтинговая группа "Рубаненко и партнеры"» осуществляют издательский проект, который начался с малоформатного томика - дани уважения первому в СССР изданию сборника Волошина «Стихотворения» 1977 года. В него тогда вошли малоизвестные волошинские статьи, а также авторский вариант книги стихов «Неопалимая купина» с воспроизведением обложки, сделанной для нее харьковским художником В. Бобрицким; репринт сборника М. Волошина «Демоны глухонемые», вышедшего в Харькове в 1919 году. Вступительные статьи были подготовлены Н. Мирошниченко (Коктебель) и А. Дмитриевым (Харьков).
Идея,
заложенная в этой книге, определила целевую программу международного
проекта «Из мемориальной библиотеки М. А. Волошина». Программа включает в
себя издание прижизненных и задуманных, но не выпущенных книг поэта,
литературного и художественного критика, философа Волошина. Сегодня
книги этой серии являются одними из лучших образцов культуры
книгоиздания на Украине. С 2009 года они выходят в харьковском
издательстве «Золотые страницы».
В
ноябре 2006 года и в ноябре 2009 года в Чичибабин-центре Харьковской
государственной научной библиотекой имени В. Г. Короленко совместно с
Домом-музеем М. А. Волошина были организованы выставки оригиналов
прижизненных изданий книг и буклетов художественных выставок Волошина и
презентации факсимильной серии книг М.А. Волошина в Харькове.
В
2010 году в харьковском издательстве «Золотые страницы» в рамках
партнерского издательского проекта Дома-музея М. А. Волошина и
корпорации «Консалтинговая группа "Рубаненко и партнеры"» вышло в свет
факсимильное издание книги 1913 года «О Репине», и чугуевский репинский
музей обменялся экспозициями с волошинским.
В
восполнение нереализованного в полной мере волошинского проекта
столетней давности в 2011 году увидела свет книга Волошина «Суриков»,
которая стала седьмым изданием, вышедшим в рамках серии «Из мемориальной
библиотеки М. А. Волошина». В мемориальном волошинском календаре
указано, что книга воспроизведена как типологическое продолжение серии
иллюстрированных монографий «Русские художники», задуманной художником и
искусствоведом И. Грабарем, для которой и была заказана Волошину эта
работа. Первый выпуск этого проекта был осуществлен сто лет назад - в
1911 году в издательстве И. Кнебеля.
Календарь
«М. А. Волошин и харьковчане. Дружба продолжается» - уникальное
издание, связующее времена и пространства. А мы будем ждать новых
творческих проектов, замечательных идей и их воплощения в жизнь нашими
земляками - харьковчанами.
http://odnarodyna.com.ua/articles/3/2232.html