В праздник Рождества, как всегда в России, храмы переполнены. Чем переполнены души и умы верующих? Сегодня разговор об этом мы начинаем с митрополитом Калужским и Боровским Климентом.
Вот уже 20 лет мы живем в новой стране - Российской Федерации. С другой стороны, 20 лет назад от нас не оторвалась тысячелетняя история нашей страны.
Митрополит Климент: Я думаю, что, несмотря на все бурные геополитические изменения в мире, Россия всегда оставалась и остается Россией: будь то Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация. Это некая культурная, можно сказать, духовно-историческая константа. Что бы не происходило с нашей страной и нами, для всего остального мира мы останемся Россией.
Какой бы ответ вы подсказали на вопрос: "Что такое быть русским?" Наша православная церковь - "русская", но "святой Русью" внутри Церкви мы называем и американских православных, и японских.
Митрополит Климент: Нас объединяет вера, история и культура. Бессмысленно искать "русскость" по крови. Россия, Русь изначальная: Киевская, Московская, соединила разные племена, жившие на больших территориях: кривичей, вятичей, древлян, полян, угро-финские народы и многих, многих других, посредством общего языка, общей культуры на основе православной веры. Это особая культура, сложившаяся под влиянием византийского православия. "Русскость" - это еще и особое состояние духа, свойство души человека. Это хорошо понимали наши предки, помните, как у Пушкина: "Татьяна - русская душой". Русский - это человек с настолько глубоким сердцем, что в этом мире его ничто не может наполнить. Это человек, для которого понятие совесть является значимым. Это человек очень душевный и отзывчивый... Это человек, который осознает ответственность за землю, на которой живет. Церковную "русскость" отличает стремление к праведности как к жизни по заповедям Божиим, по Божией правде, пламенная любовь к молитве, трепетное отношение к богослужению, тяга к паломничествам, монастырской жизни, покаянию.
Как вы смотрите на последние 20 лет жизни российского общества и жизни Русской православной церкви?
Митрополит Климент: Самое главное - Церковь стала свободной. Получила возможность проповедовать, заниматься просвещением, вести социальную работу в обществе, помогать людям, развивать приходскую и монашескую жизнь, иметь свою систему образования вне каких-либо идеологических и политических ограничений и вмешательств извне. Из страны атеистической Россия, по сути, стала страной христианской. Это с удивлением отмечают даже на Западе. В то время как там храмы пустеют, в России, Украине, Белоруссии они переполняются.
Какие изменения, кроме открытия храмов и монастырей, считаете наиболее важными? Что сегодня нужно делать в Церкви, на чем сосредоточивать усилия и собирать внимание?
Митрополит Климент: Мы внутренне становимся более организованными. Мы все больше понимаем нашу ответственность за спасение людей, не только тех, кто приходит в храм, но и тех, кто еще не обратился к Богу. Поэтому епископов и священников мы видим в армии, на подводных лодках, посещающих больницы, тюрьмы и детские социальные учреждения. Правда, в этом направлении мы еще только учимся работать.
Что важно сейчас для Церкви? Внимание к человеку, его проблемам. Не в общем, не к массе обращаться, а к каждому конкретному человеку. В наши дни важно, подобно евангельскому самарянину, увидеть ближнего и помочь ему. А людей, нуждающихся в нашей помощи, много. Это и одинокая мать, воспитывающая одного, двух и более детей, это и пенсионер, отработавший всю жизнь на заводе или в колхозе и живущий на пенсиВераю 5 - 7 тысяч, это и подросток с девиантным поведением.
Сейчас открыто много храмов, но в каждом должна начаться приходская жизнь. К этому призывает Святейший Патриарх. В каждом храме важно создавать приходскую культурную среду. Храм должен стать действительным центром духовной жизни человека. Особое внимание должно быть уделено молодежи. Должны быть разработаны и программы для разных категорий прихожан.