Религиозный ликбез для госчиновников

Интервью с преподавателем Северо-Западного института Академии государственной службы Санкт-Петербурга и директором Центра государственно-конфессиональных отношений при институте Владимиром Ивановичем Даниловым

0
271
Время на чтение 6 минут

В ушедшем году Северо-Западный институт Академии госслужбы Санкт-Петербурга отметил свое 20-летие. Строго говоря, это рубеж условный, поскольку традиция подготовки государственных служащих в Петербурге впервые была заложена еще при Александре I при создании Лицея в Царском Селе. Так что в 2011 году у СЗИ Академии госслужбы была дважды праздничная дата: двухсотлетие Лицея и двадцатилетие создания структуры, готовящей государственных служащих в постсоветское время. О том, что сегодня зачастую госслужба олицетворяет само государство, говорит директор СЗИ профессор В.А. Шамахов: «Какова государственная служба - таково и государство». И неизменно, поднимая вопросы профессионализма государственных служащих, отмечает необходимость требований высокой культуры, патриотизма, безупречных личностных качеств, компетентности в отношении государственных чиновников.

При СЗИ Академии уже более двух лет существует Центр государственно-конфессиональных отношений. Сегодня мы беседуем с его создателем и директором, доцентом Владимиром Ивановичем Даниловым.

Директор Центра государственно-конфессиональных отношений Владимир Иванович ДаниловДиректор Центра государственно-конфессиональных отношений Владимир Иванович Данилов

- Владимир Иванович, расскажите, как возникла сама идея создания подобного центра?

- Прежде всего, начать нужно с рассказа о создании межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров». Она была основана в Петербурге в 2001 году по инициативе арихепископа Константина, бывшего тогда ректором Духовной академии Санкт-Петербурга. Целью ее создания была координация деятельности в духовно-просветительской области и поддержка отдельных авторских проектов и программ. Сегодня председателями «Покрова» являются ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий и президент Санкт-Петербургского государственного универститета технологии и дизайна В.Е. Романов, а их заместителями стали настоятель Смольного собора, благочинный храмов вузов Санкт-Петербурга протоиерей Петр Мухин и ректор РГПУ им. Герцена Г.А. Бордовский. Чем занимается «Покров»? Конечно же, это культурно-просветительская работа - например, поездки по древнерусским духовным центрам. Это проведение межвузовских творческих конкурсов - ко дню святой мучницы Татианы, Кирилло-Мефодиевский конкурс. Это работа с детскими домами и организация исторических клубов. Особое место уделяется научной деятельности: ведет работу научно-исследовательская лаборатория православной педагогики, проводятся конференции, издаются сборники научных трудов. И каждый год в день святой Татианы проводится торжественный молебен - раньше в Казанском соборе, сейчас уже в Смольном. Затем следует награждение преподавателей, получающих звание «Наставник молодежи». Награждения за успехи, за активную работу получают и студенты.

- Другими словами, возрождаются лучшие духовные традиции русского студенчества.

- Именно так! Поэтому еще до того, как наш вуз стал членом ассоциации «Покров», идеи о создании центра государственно-конфессиональных связей у меня возникали. Мы шли к созданию этого центра нельзя сказать, что очень долго, но, тем не менее, возник он не сразу. Было много споров о его целесообразности. Но интересно другое: когда на ученый совет была вынесена идея создания центра, то особых возражений уже не последовало. А поскольку я был одним из тех, кто стоял у истоков создания Академии госслужбы, единственный представитель первого ректората, то мне и предложили возглавить этот центр - в том числе, и как инициатору его создания.

Северо-Западная академия госслужбы в Санкт-ПетербургеСеверо-Западная академия госслужбы в Санкт-Петербурге

- Как Вы представили ученому совету Ваш главный мотив целесообразности создания этого центра? Ведь Академия госслужбы - наследница Ленинградской высшей партийной школы, которая готовила пусть и квалифицированные кадры, но в определенном идеологическом ключе. Как удалось направить энергию в нужное русло?

- Я думаю, сама жизнь направила, сам дух времени. Появление такой знаковой фигуры, как Патриарх Кирилл, его активная деятельность - и то, что он наш, питерский. Мне довелось его знать довольно давно, так же, как и владыку Никодима, с которым я был знаком лично. Вся эта атмосфера и оказала соответствующее влияние. Но атмосфера атмосферой, а практическая деятельность - это немного другое. Сыграло свою роль вхождение нашей Академии в ассоциацию «Покров». Постепенно сложился какой-то актив, мы стали проводить городские мероприятия по плану ассоциации, и масштаб работы постоянно возрастал. Для решения административных, организационных вопросов требовалось все больше времени. Но все же главным обстоятельством, которое привело к созданию Центра государственно-конфессиональных связей, было то, что именно в рамках работы «Покрова» я стал обнаруживать невероятную религиозную безграмотность наших уже действующих чиновников. Например, когда женщина-чиновник искренне не понимала, почему ей нельзя войти в алтарь, чтобы лично поздравить митрополита. Даже на таком элементарном уровне люди не знают каких-то базовых вещей, а ведь Православие - все же самая многочисленная конфессия в стране! И именно так сформировалась одна из основных задач нашего центра: религиозное образование для государственных служащих.

Проблема в том, что чиновник абстрагирован от людей. Для чиновника люди - это масса, а общество идет к индивидуализации. Это при коммунистах масса была - все, и провозглашалась нивелировка личности. Так вот, если мы хотим прийти к уважению личности, то индивидуальность должна быть во всем: и в обучении, и в жизни, и в формировании облика города, комфортного для каждой личности. Это нужно иметь в виду. Наши чиновники, к сожалению, сегодня оперируют понятием массы.

- Именно об этом говорил профессор Шамахов, упоминая о необходимости индивидуального подхода в работе государственных служащих...

- Безусловно. И я понял, что уж чиновник, по крайней мере, должен знать основные религии - не только их этическую сторону, но и просто нормы поведения в религиозном обществе.

Вот посмотрите: как себя ведет чиновник, пришедший в церковь? Он настолько не знает, как нужно себя вести, что, не желая обидеть верующих, сразу же своим неправильным поведением их настраивает против себя. Поэтому любой государственный служащий любого уровня, прежде всего, должен уметь себя вести в подобных местах. Это же вопрос элементарной культуры. Тем более, что чиновник должен быть в принципе образцом - этого нет сегодня, но к этому нам нужно стремиться! А пока что все получается наоборот. Поэтому я поставил цель: ликвидировать безграмотность наших чиновников в области конфессиональных отношений, в области функционирования конфессий. И в области потребности конфессий. Что это значит - «религия отделена от государства»? А верующие тоже от государства отделены?

Так что главная цель нашего центра - просветительская. Обучение у нас проходит в рамках повышения квалификации, форма занятий - лекционно-семинарская. В первую очередь это повышение квалификации именно для чиновников.

Вообще, первооткрывателями были москвичи - именно у вас в московской Академии госслужбы была первой создана подобная кафедра, к сожалению, нынче уничтоженная. В декабре 2010 года состоялся телемост с Московской Духовной Академией, на котором присутствовал Патриарх Кирилл, и наш ректор доложил Святейшему о работе нашего центра. Мы получили благословение на продолжение нашей работы от Патриарха.

Конечно, сложностей по-прежнему много. В первую очередь, это сложности организационного порядка: не хватает людей, способных осуществлять все идеи и планы центра. Но я настроен оптимистически. Самое главное, что плоды нашей деятельности уже начали ощущаться. Когда наши чиновники слушают лекции в Духовной Академии, это уже не кажется им странным и непривычным, как раньше. Они привыкают видеть верующих всех конфессий как часть общества - и очень большую часть. Они привыкают к мысли о том, что у каждой конфессии и каждого верующего свои потребности, и к каждому нужен индивидуальный подход. Но мы еще только в начале пути.

- Спасибо, Владимир Иванович, за беседу.

- Спасибо «Татьянину дню». Вы делаете очень большую и важную работу.

http://www.taday.ru/text/1410772.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Данилов
Все статьи Владимир Данилов
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05