В многоцветных искрах рождественских огней - ёлочных украшениях и фейерверках - отблеск Даров Волхвов, принёсших Младенцу золото, ладан и смирну.
В
дар Спасителю и во спасение своей души люди на Руси издревле строили
церкви и приюты, создавали монастыри и закладывали города, но и
снаряжали полки для защиты своей земли, своей Святой Руси, которая жила в
каждом русском сердце.
А началось всё тогда, когда в небе над древним Вифлеемом остановилась необыкновенная звезда, дар Божий людям.
Вифлеемская звезда
Звезда небесная - Ангел Господень
Евангелие
от Матфея доносит нам весть о чрезвычайно драматических
обстоятельствах, сопровождавших рождение Спасителя: «Когда же Иисус
родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим
волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели
звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему...»
Волхвы
- мудрецы-звездочёты - простодушно полагали, что о рождении Иисуса
Христа уже известно Святому городу и что Младенец, как и должно Царю,
пребывает во дворце. Однако для царя Ирода это сообщение оказалось
новостью, причём неприятной. «Услышав это, Ирод царь встревожился, и
весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников
народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали
ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка...» Судя по
всему, Ирод опасался, что родился тот, кто лишит его престола, но не
Тот, по словам пророка, «Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».
Чёрные замыслы зреют скоро. «Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал
от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите,
тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и
мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда,
которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом,
где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма
великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав,
поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото,
ладан и смирну...»
Наша
жизнь преисполнена чудесами. Одним из самых простых чудес нашей жизни
есть символика предметов, вещей. Богословы указывают на символичность
Даров Волхвов - золота, ладана, смирны.
Золото - символ власти - дар Царю, дар Помазаннику Божию; посильный дар Царю Царей.
Ладан
- символ молитвы - при возжигании ладана в кадильнице ароматные струи
наполняют Божий храм; это дар священнику, Первосвященнику; подношение
Великому Архиерею.
Смирна
- символ смерти - благовонный бальзам, которым умащивали перед
погребением тело покойника. В этом подарке можно бы увидеть известную
бестактность (подарок Новорожденному). Но можно понять и так, что смирна
мудрецами дана Тому, Кто разрушит пелены смерти, Воскреснет, совершит
самое великое чудо, опровергнет смерть.
Мудрецы высчитали по звёздам и, наверное, по книгам, когда родится Христос. Но простецы, как мы знаем, ещё прежде волхвов узнали о рождении Спасителя.
Евангелист Лука благовествует (2.8-20): «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было...» И простецам была свыше дарована истинная мудрость, как мудрецам простосердечие.
Архиепископ Болгарский Феофилакт (1055-1107) так толкует это место Евангелия: «Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи - Иаков, Моисей и Давид были пастырями. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других...» Мудрецы вручили свои дары, поклонились Младенцу «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет... Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Мученическую смерть приняли четырнадцать тысяч младенцев.
Он рассеял страх
В апокрифическом латинском сочинении «Книга о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя» («Евангелие Псевдо-Матфея») - литературном памятнике IX-Х веков, созданном на основе апокрифических сказаний II века, говорится о дальнейших событиях - излагаются некоторые подробности бегства Святого семейства в Египет: «Они пришли к одной пещере, где хотели отдохнуть. Мария сошла с седла и несла Иисуса на руках. Были с Иосифом трое отроков, и с Марией - молодая девушка, спутники их. И вдруг из пещеры появилось великое множество драконов, и, увидев их, отроки громко закричали. Тогда Иисус, сойдя с рук Матери Своей, стал перед драконами, они поклонились Ему и, поклонившись, ушли. То, что сказал пророк, исполнилось: "Хвалите Господа, вы, сущие на земле драконы"...» Ссылка здесь на Псалтирь. Действительно, в Вульгате (латинском переводе Библии с иврита и греческого), в псалме 148 стих 7 звучит: «laudate Dominum de terra dracones et omnes abyssi», что в прямом переводе на русский выглядит как «Хвалите Господа от земли, вы, драконы и все бездны...». В синодальном переводе - иначе: «Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны...» Но на церковнославянском, богослужебном языке, читаем и в храмах слышим: «Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны...» Змий - былинное, известное Руси чудовище. Далее Евангелие Псевдо-Матфея излагает: «Младенец шёл перед ними, Он приказал им не причинять никакого зла людям. Но Мария и Иосиф были в великом ужасе, страшась, как бы драконы не причинили зла Младенцу. И сказал им Иисус: "Не смотрите на меня только как на младенца. Я совершенный муж, и надлежит всем диким зверям сделаться ручными передо мной". Львы и леопарды также поклонились Ему и сопровождали Его в пустыне. Везде они шли перед Марией и Иосифом, показывали им дорогу и, склоняя головы свои, поклонялись Иисусу. В первый раз, когда Мария увидела львов и диких зверей, Она очень испугалась, и Иисус, с радостью глядя на Нее, сказал: "Не страшись ничего, Мать Моя, ибо не для того, чтобы испугать, но чтобы почтить Тебя, они идут к Тебе". И, говоря это, Он рассеял весь страх в сердцах их...» Важное для человека открытие: с Богом - ничто не страшно.
В Византии
Первой христианкой царицей, совершившей поклонение святыням Иерусалима, была равноапостольная Елена (ок. 250-330), мать римского императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией. Святая Елена приняла христианство в возрасте около шестидесяти лет; паломничество в Святую Землю она совершила через два десятка лет. Древние источники сообщают, что перед тем во сне святая Елена «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Она, вышедшая из простонародья (дочь трактирщика), в своём странствии была по-царски христолюбива и щедра. Отец церковной истории Евсевий Кесарийский (ок. 263-340) пишет о её паломничестве: «Путешествуя по всему Востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще жителей городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения». За время пребывания на Святой Земле святая Елена основала несколько храмов на местах евангельских событий, в первую очередь в Вифлееме, на месте пещеры - базилику Рождества Христова; на Голгофе - Храм Гроба Господня; на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, живший при правлении следующих императоров (ок. 347-407), в своем слове, произнесённом в 385 году, назвал праздник Рождества Христова древним и очень древним. Историки отметили, что средства, которые предназначались для содержания архиепископа, святой Иоанн обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников.
Судьба Даров
Дары Волхвов были сохранены Богородицей и переданы Ею Иерусалимской Церкви, где те пребывали первые века христианства. Затем они более тысячи лет находились в Константинополе, в храме Святой Софии. В 1453 году Константинополь стал турецким Стамбулом. С 1470 года Дары Волхвов находятся на Афоне в монастыре святого Павла.
Афон. Дары волхвов в монастыре святого Павла
Наш современник иеромонах Иов (Гумеров) пишет: «Дары Волхвов благоговейно хранятся в монастыре в нескольких небольших мощевиках: 28 небольших золотых пластин в форме трапеции, четырехугольника и многоугольника, украшенных изящным, филигранно выполненным, орнаментом. Это - золото, которое принесли волхвы Богомладенцу как Царю. Кроме этого хранится около 70 небольших, величиной с маслину, шариков ладана и смирны. Святыни эти сильно благоухают. Иногда происходит исцеление бесноватых».
На Руси Вероятно, древнейшим на территории Руси храмом, который ныне освящён в честь Рождества Христова, является пещерная церковь в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре. Основание монастыря относят к 891 году. Через тысячу лет, в 1891 году, при огромном стечении паломников состоялись торжества в честь славного юбилея обители. Тогда же в пол древней пещерной церкви была вмурована памятная табличка, словно б кто-то предполагал, что настанут времена и русские люди забудут о древней святости этих мест...
В
Киеве первая церковь в честь Рождества Христова упоминается в
письменных источниках за 1520 год. Это была деревянная церковь на
Подоле. В 1809-1814 годах на том же месте, на Почтовой площади, была
возведена каменная церковь Рождества Христова. В ней молились
православные более 120 лет.
Церковь
разрушили в 1935 году по решению богоборческих властей. В 2003 году она
была восстановлена в первоначальном виде. К сожалению, принадлежит она
раскольничьей группе Денисенко и молиться православным пока в ней
нельзя.
Одним
из новейших храмов в честь Рождества Христова на Украине является
церковь в Черкассах, возведённая на улице Сумгаитской в конце первого
десятилетия ХХI века. Её история только начинается.
Кафедральный
Соборный храм Христа Спасителя в Москве имеет второе название, по
названию главного престола - собор Рождества Христова. Создававшийся в
1839 - 1883 годах храм был воздвигнут в благодарность Богу за спасение
России от наполеоновского нашествия: «В сохранение вечной памяти того
беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии
трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование
благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей
гибели». Европейский дракон, коих уже повидала Русь на своём веку, был
усмирён силой молитвы и силой оружия».
Храм
- посильное подношение народа Российской Империи Христу Спасителю.
Дивный собор был взорван в 1931-м. Волей Божией храм был восстановлен к
исходу ХХ века вопреки лихим временам. Это укрепляет надежду.
ано или поздно каждый задаёт себе не праздничный вопрос: а я-то что принёс в дар Спасителю?
Страшновато
об этом думать. Всю ли свою жизнь принёс? Хорошо бы хоть краешек её
золотой. Хорошо бы хоть золотую песчинку для воссоздания Святой Руси...
А нужно-то всю душу свою бессмертную.
http://odnarodyna.com.ua/articles/14/2226.html