Лужицкие сербы: крик о помощи

Новости Москвы 
0
704
Время на чтение 7 минут

Несколько месяцев назад я получил тревожное письмо о помощи от своего единомышленника Бенно Будара - классика серболужицкой литературы, поэта и басенника. Всю свою жизнь Б. Будар посвятил делу сохранения и приумножения культурного наследия лужицких сербов (они же сорбы или венды) - реликтового славянского народа, проживающего в Лужице, на территории Германии (земли Бранденбург и Саксония), и поставленного сегодня в демократической ФРГ перед угрозой полного исчезновения...

Ареал расселения лужицких сербов некогда был гораздо больше - чуть ли не треть современной Германии и небольшая часть Польши. Около 1500 лет назад серболужичане, после многовекового противостояния с германцами, оказались включены в состав германского государства. До этого они успели побывать под скипетром чешских и польских правителей и, видимо, особых притеснений не испытывали, поскольку истории ничего не известно о серболужицких восстаниях в тот период. Чего нельзя сказать о периоде пребывания их под немецким владычеством, когда серболужицкие восстания неоднократно подавлялись жестокими методами. 

Ещё страшнее, чем немецкое оружие, оказалось немецкое слово. Самосознание славян - лужицких сербов подавлялось. Исконно славянским городам давались немецкие названия. Бранибор стал Бранденбургом, Сосны превратились в Цосен, Дрежджаны - в Дрезден, Липск - в Лейпциг, Торгава - в Торгау, Плавно - в Плауэн. Запрещалось пользоваться серболужицким языком, его изгоняли из церквей, судов, правительственных и образовательных учреждений. Мартин Лютер называл серболужичан «худшим народом из всех» и обещал, что через 100 лет от их языка не останется и следа. Фридрих Энгельс уже твёрдо отказывал серболужичанам в будущем и писал о них в прошедшем времени: «Эти славянские области полностью германизированы, дело это уже сделано и не может быть исправлено...» Постепенно немцы сделали всё, чтобы всё серболужицкое ассоциировалось с чем-то варварским и отсталым. 

Юрий Брезан (1916-2006), классик серболужицкой литературы, отобразил горечь ситуации в рассказе «Медаль с портретом Бисмарка». Визит военнослужащего вермахта (лужичанина) в дом кантора местной гимназии, где некогда обучалось множество лужицких детей, был полон фальши. Лужичанин скрывал своё славянское происхождение. Не подавал виду, что владеет серболужицким языком. Добродушный старик-немец с доверчивой гордостью продемонстрировал гостю правительственную награду, полученную им «за особые заслуги» в сфере образования. «Я никогда не применял насилия», - объяснял он. Вместо розог он заставлял детей играть в Седанскую битву. Класс, где учились одни только лужичане, делился на «прусских офицеров» и «французов». «Немцы» в этих играх непременно побеждали, с триумфом переименовывали местные холмы и реки на немецкий лад, а побеждённые были обязаны переходить на немецкий язык. Это была игра, и несмышлёная детвора не понимала её истинного смысла, но результат был достигнут: через время ученики стали стесняться своей национальности, всё немецкое у них ассоциировалось с успехом и победами, серболужицкий язык они практически забыли. «Сегодня я, пожалуй, я единственный в деревне, кто еще знает, как называлось то или иное место окрестностей пятьдесят или сто лет назад...» - хвастался немец. 

Так продолжалось многие столетия. Годом за годом, день за днём всё немецкое уничтожало всё лужицкое. При Гитлере лужичан объявили славянизированными немцами и решили вернуть их в лоно германской культуры. Тогда число заключённых лужицкой национальности в нацистских тюрьмах резко увеличилось. После разгрома Третьего Рейха лужицкие активисты просились в состав Чехословакии на условиях широкой автономии под гарантией Сталина. Но урезать территорию союзнической ГДР ни в Праге, ни в Москве не решились. Восточногерманские власти сохранили инерционную антипатию к лужицким сербам, и всячески способствовали их мягкой ассимиляции: под разными предлогами закрывались лужицкие классы, поддерживалась миграция из Лужицы в другие регионы Германии, а в саму Лужицу направлялись учителя и чиновники из числа этнических немцев. 

Сегодня серболужичане конвульсивно хватаются за то, что ещё удалось сохранить. Действует национальное издательство «Домовина» («Родина», появилась в 1958 г.), запущен проект «Витай!» по обучению дошколят серболужицкому языку, издаётся ряд газет и ведётся радиопередача на серболужицком языке. Но этого крайне мало! И, как финальный удар, - очередное резкое сокращение финансирования серболужицких национально-культурных организаций. Это и заставило Б. Будара обратиться ко всем людям доброй воли, кому не чуждо чувство славянского единства и озабоченность судьбой культурного наследия лужицких сербов, с целью оказать влияние на немецкие власти и добиться сохранения объёмов финансирования серболужицких национально-культурных учреждений. Сам Б. Будар 20 лет проработал в "Домовине", где, кроме него, трудятся ещё около 50 энтузиастов. Вся лужицкая культура Германии держится благодаря им, поскольку это их усилиями серболужичане ещё имеют возможность подержать в руках книги и журналы на родном языке («Serbske Nowiny», «Rozhlad» и др.). Однако теперь «Домовине», а также серболужицкому Народному ансамблю (основан в 1952 г.) и Серболужицкому научному институту (основан в 1950 г.) грозит если не полное закрытие, то как минимум существенное сокращение объёма работы. В наши дни, когда число владеющих лужицким языком стремительно падает, а чешские сорабисты опасаются, что 2010 год станет последним годом активного использования этого языка на территории Лужицы, подобное происшествие может иметь крайне негативные последствия для сохраняющего ещё свою самобытность серболужицкого народа. Ведь остановка - начало падения. 

Что связывает нас, русских, с лужицкими сербами, и надо ли России беспокоиться об их судьбе? Начнём с того, что в России о существовании лужицкого народа знали уже с XVII в. В 1697 г. императору России Петру I, проезжавшему через Лужицу, лужицкий филолог Михаил Френцель (1628 - 1706) от имени лужичан подарил несколько книг на лужицком языке и выразил своё восхищение государственной мощью славянской России. Один из идеологов возрождения серболужицкого народа Ян Смоляр (1816-1884), славянофил и поклонник России, неоднократно предпринимал поездки в Россию для встречи со своими русскими единомышленниками. От имени российского правительства он был награждён орденом Святой Анны II степени за научные заслуги и избран членом-корреспондентом Харьковского университета. Филолог-славист академик И. Срезневский посвятил изучению лужицкого языка не один год, а посол Российской империи в Константинополе Е. Новиков защитил по серболужицким языкам магистерскую диссертацию. 

Сегодня, учитывая географическую близость Лужицы к Польше, в поддержку лужичан активно выступает Варшава. В 1845 г. гимн Польши («Ешче Польска не згинела») послужил вдохновением для Хандрия Зейлера, автора первого гимна лужичан («Хишче серпство не згубене»). Весь XIX в. польские историки и писатели активно занимались освещением жизни сорбов в условиях тотальной германизации, их истории и народных традиций. Появилась целая группа польских учёных, чьё имя ассоциируется с исследованиями в области серболужицкого вопроса - Альфонс Парчевский, Вильгельм Богуславский, Юзеф Крашевский. В 1936 г. в Варшавском университете возникло Товарищество друзей серболужицкого народа, которое имело на то время 3 филиала в других областях Польши. Ещё большего размаха достигла молодёжная организация «Prołuż» с центральным представительством в Познани, членами которой были 3000 активистов серболужицкой культуры по всей Польше. Девизом организации была ёмкая фраза «Над Лужицей - польская стража!». Основные направления деятельности охватывали не только область науки и культуры, но и политики - отстаивание прав серболужицкого населения, донесения до международной общественности значимости серболужицкой проблематики, взаимный культурный обмен между польским и лужицким народами, изучение западного славянства и привлечение внимания мирового сообщества к германской угрозе. Руководство «Prołuż» всерьёз рассматривало идею учреждения Лужицкого института в Польше, но после создания ГДР в 1949 г., в составе которой и оказалось большинство лужицких территорий, деятельность организации сошла на нет. 

Опора на этнически и близких лужичан позволяет Польше надеяться на их взаимность и выступать в качестве «опекуна» этого исчезающего народа. Лужичане чувствуют поддержку поляков и с готовностью откликаются на польские инициативы по возрождению и популяризации серболужицкой культуры и истории. В Польше активно действует польско-серболужицкое товарищество «Pro Lusatia» - интеллектуальная наследница довоенной «Prołuż». «Pro Lusatia» проводит международные научные конференции, Дни лужицкой культуры, торжественные мероприятия в честь видных деятелей серболужицкого национального возрождения, творческие вечера польской и лужицкой интеллигенции, организует дружеские визиты лужицких политиков и гражданских активистов в Польшу и поляков, изучающих историю и обычаи лужичан, в Германию, выпускает специализированную литературу. Для польской истории, насыщенной субъективным символизмом, Лужица - пропитанная польской кровью земля. Под немецким Кроствицем (по-лужицки - Хрущчицы) воздвигнут памятник солдатам 2-й армии Войска Польского, освобождавшим вместе с Красной армией в апреле 1945 г. территорию Лужицы. В битве при Кроствице погибло наибольшее количество поляков единовременно - около 25 000, а сама битва считается польской историографией одной из самых кровавых. В работе с серболужицкими деятелями Варшава иногда касается и политических моментов - в 2009 г. депутат польского Сейма Анджей Гурский обратился в МИД Польши с официальной рекомендацией активнее сотрудничать с серболужичанами и чаще ставить перед Берлином вопрос о сохранении их культурной самобытности. 

На втором месте по масштабам сотрудничества с Лужицей стоит Чехия, также связанная с лужичанами крепкими историческими узами. В ІХ-Х вв. Лужица входила в состав Великоморавского государства. Сегодня в Чехии функционирует ряд культурно-исследовательских центров, специализирующихся на лужицкой тематике.

Некоторую активность проявляла до недавнего времени Югославия, где существует своя школа сорабистики. Лужицкие сербы - двоюродные братья сербов балканских (часть лужичан переселилась в VII в. на территорию нынешней Сербии, дав начало образованию сербского народа). Сегодня целый ряд учёных и исследователей занимаются глубоким изучением сербско-сербских связей в рамках научно-просветительского проекта «Растко Лужица». Среди самих лужичан тоже присутствуют симпатии к своим южным собратьям. Известно об участии в югославской войне в 1990-х на стороне сербской армии добровольцев-лужичан.

Лев Гумилёв называл лужичан гармоничными людьми, у которых инстинкт самосохранения пропорционален уровню пассионарности, что и позволило им сохраниться как народу, несмотря на 1500-летнее пребывание в немецкоязычном окружении. У лужичан нет своего государства, но у них есть своя культура, которую необходимо сберечь. Поэтому письмо Б. Будара начиналось пронзительными словами: «Помогите нам, самому маленькому славянскому народу..!»

http://www.fondsk.ru/news/2011/12/30/luzhickie-serby-krik-o-pomoschi.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Александрович Гулевич
Греция и американо-польский проект «Троеморье»
Амбиции Варшавы подрывают региональную стабильность и сужают перспективы развития связей европейских государств с Китаем
11.09.2023
Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре
Польша навязывает Украине идеологию январского мятежа 1863 года
14.01.2023
Все статьи Владислав Александрович Гулевич
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18