- Почему монах взял в руки фотоаппарат?
- Я был фотографом еще до монашества. Так случилось, что первая моя выставка была посвящена Ново-Иерусалимскому монастырю, она называлась «Экскурсия или обитель». Тогда я оставил работу, решив полностью себя посвятить только творчеству. Сотрудники музея, который был тогда в монастыре, увидев, что я часто бываю у них с фотоаппаратом, предложили мне выставить свои фото. Ученые-этнографы пригласили меня с собой в поездку на Урал. Около 10 лет я ездил в те края.
Можно сказать, что искал уходящие приметы русской духовной жизни, заново открыл для себя Россию. Снимал пермские поселения старообрядцев, костромские села, Псков, Новгород, Соловки. У меня были удачные коллекции фотографий: «Пермские старообрядцы», переданная в Пермский областной музей; «Феофания», хранящейся в другом музее; «Малый виноградец» и др. Последней моей работой в миру стала книга «Крест над Россией» в 1998 году.
Когда я уже принял решение уйти в монастырь, старец, который благословил меня подвизаться именно на Валааме, хотя меня ждали в другом монастыре, сказал мне, чтобы я не оставлял фотографию. А на Валааме, как известно, фотомастерская была еще с 1853-54 годов, и я решил послужить восстановлению этой традиции.
Фотография как послушание - это часть моей жизни, это вот та самая лестница, по которой я двигаюсь. Это большие испытания, потому что всякое творчество - оно личностное.
Бывало, я спрашивал своего духовника: «проблемы в душе начались из-за этого, что делать?» Он мне сказал - это потому, что ты творчеством занимался из тщеславия. И подогревал себя, и энергия у тебя отсюда и черпалась. А здесь - за послушание, смиряться должен.
- Какую роль сыграл в вашей жизни Афон?
- Конечно, на Афон стремятся все паломники. Современный Афон - одно из самых удивительных мест на свете, открытие для каждого человека. Главное, что там есть - возможность уединения, ведь без этого никакой духовной и тем более монашеской жизни не может быть.
На Афоне бывал много раз, последний приезд провел там полтора года. Это время жил в уединенном скиту вместе со своим духовником, по его благословению делал снимки. По две-три недели я оставался в скиту, молился, потом около недели путешествовал с фотоаппаратом по горе.
Первый раз меня послали туда уже когда жил в монастыре послушником, в 1995 году, я был носильщиком у монахов.
- Каким было первое ваше впечатление от Святой горы?
- Ощущал свое недостоинство. Так как пообщался там с настоящими монахами, а мне все это только предстояло (и предстоит) еще пройти. Вообще, на Афоне всегда становишься учеником, наверное, там единственная в своем роде такая школа духовной жизни. Я молю Бога, чтобы это ощущение у меня никогда не ушло.
Загрузить увеличенное изображение. 800 x 637 px. Размер файла 148379 b.
Мне кажется, что люди так устроены, что им перед глазами постоянно нужен пример, добрый пример. Особенно это касается монашества. Для того, чтобы устоять в искушениях, всегда очень хочется иметь горячую веру, увидеть ее. А как ее увидеть? Вот увидел настоящего монаха - и уже все понимаешь, даже чтение книг столько не дает. Думаешь: «Если он живет так, почему я не могу так жить?» Поэтому для меня так дороги портреты нынешних насельников Афона - они ведь живут в наши дни, рядом с нами.
Хотелось бы, конечно, чтобы мои скромные труды послужили, по возможности, и восстановлению фотомастерской на Афоне. 150 лет назад профессор естествознания императорской академии наук Петр Иванович Севостьянов начал снимать Афон, он изучал афонские рукописи и книги, свидетельства о подвижниках, жизнь насельников. Как оказалось, он не просто мой однофамилец, но, возможно, и дальний родственник. При поддержке Российской Академии наук и Святейшего Синода экспедиции, организованные Петром Ивановичем, трижды посещали Афон (первый раз в 1851 году), чтобы составить подробные карты, детальные описания памятников, сделать фотоснимки. Тогда в скиту Святого Андрея была организована первая профессиональная фотостудия. Ныне в русском монастыре на Афоне мастерская восстанавливается.
- В наше время понятие старчества обесценивается. Кто же такие современные старцы и есть ли они на самом деле?
Загрузить увеличенное изображение. 521 x 700 px. Размер файла 72998 b.
- Старчество, конечно, это не должность. Это люди высокой духовной жизни, которых благословили окормлять еще и других, давать духовные советы. Это благословение. Благодать, которая на нем почиет, его и прославляет. И я был свидетелем их дарований: и прозорливости, и чудотворений, и исцелений... Даже есть афонские свидетельства о том, что некоторые монахи-святогорцы одновременно, как великие святые, могли находились в разных местах, в одно мгновение времени совершать помощь в разных точках земного шара.
Приезжая с Афона, поражаешься, насколько те ценности, которыми восторгается весь мир сейчас, все голливудские сказки, ничто по сравнению с той духовной реальностью, которая существует на самом деле. Любой, кто попадает туда, даже неверующий человек, возвращается преображенным - я был свидетелем этого не раз.
- Тем не менее, не все паломники верят, что на Афоне сохранился тот самый дух монашеской жизни, которым он был славен на протяжении веков.
- Каждый ищет на Афоне то, что он хочет найти. Кто ищет благодать, ищет радость - он ее там найдет, кто грех - тоже там его найдет. Поэтому и задача моего «творчества» очень простая: приехать в нужное место и нажать кнопку, потому что главный художник уже все сделал, вы сами видите. Что я могу еще придумать?
Фотовыставка «Пути Святой горы» проходит в Москве до 15 января и открыта ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме понедельника.
Объединение «Фотоцентр». Москва, Гоголевский б-р., 8
(495)690-6996, (495)691-8602, (495)690-4188
сайт: www.foto-expo.ru
Иеромонах Савватий (Севостьянов) / Фото: Анатолий Горяинов
http://www.pravoslavie.ru/guest/50757.htm