В полотнах ярославского художника и священника Василия Шиханова очень много солнца. Так много и такое оно ослепительное, что перед иной картиной хочется зажмуриться и немного постоять с закрытыми глазами. Но глаза открываются, и свет проникает внутрь, заполняя всего человека. Это добрый Свет. Он пронизывает человека радостью: его можно вбирать и вбирать в себя. Столько, сколько хочется.
Это солнце и этот свет - для тех, кто приходит смотреть полотна художникасвященника. Последняя выставка имела место в мае, в Москве, в здании Совета Федерации. И называлась она - «Паломничество русского художника».
Паломнические поездки отец Василий предпринимает часто, но его паломничество - это не только посещение святых мест. Это изучение мира как Божьего творения, поиск Творца во всем, что предстает перед глазами: в море, в узкой улочке ночного Иерусалима, в освещенной веранде гостиничного номера в Киотари, в привычных и бесконечно родных избах ярославских деревень. Взгляд художника и взгляд священника совмещены таинственным образом. Их совмещает Тот, Кто создал то солнце, которым наполнены полотна протоиерея Василия Шиханова.
Ему часто задают вопрос, насколько совместимы живопись (светское искусство) и церковное служение. В Церкви ведь есть люди, склонные воспринимать художественное творчество как некий соблазн. Но отец Василий считает, что порывы отказаться от творчества свойственны неофитам: чем дальше человек идет по пути воцерковления, по пути веры, тем меньше подобных сомнений у него возникает. И с благодарностью вспоминает своего духовника, отца Иоанна Миронова: «Слава Богу, отец Иоанн, когда у меня возникали неофитские мысли: "Все, надо завязывать с этим искусством", пресекал мое чрезмерное усердие».
При этом отец Василий утверждает, что его «настоящее счастье - вовсе не в живописи». Он - прежде всего священник, и его счастье - в служении Богу. А живопись - это Божий дар, возможность еще и так прославить Творца.
- Отец Василий, какое направление в живописи вам духовно (именно духовно!) ближе, если вообще есть смысл говорить о направлениях? Где, за какой чертой искусство перестает быть делом богоугодным и превращается в нечто совершенно иное - может быть, деструктивное, может быть, греховное?
- Мне думается, что о направлениях действительно нет смысла говорить. Я особо никогда не симпатизировал авангарду или какому-то формальному искусству. Но как профессионал могу рассматривать и находить художественнотехнические достоинства в любых работах. Что касается духовной составляющей - здесь экспертом и, как мне представляется, наиболее точным экспертом, если только мы сами не лукавим, всегда является наше сердце. Для самого художника самым важным в творчестве должны стать его искренность и честность.
Рассматривая любую работу, можно сразу увидеть, что являлось источником вдохновения в данном случае: то ли одолевала гордыня, то ли примешивались конъюнктурные задачи... или всетаки камертон художника был настроен на восприятие и отражение красоты Божьего мира. Вообще, дарование художника, его видение и умение отобразить, в моем понимании - тонкий и сложный инструмент, позволяющий многим стать соучастниками его творчества и вместе с автором участвовать в созерцании красоты Божественного творения.
В 1997 г. Василий Шиханов окончил Санкт-Петербургскую художественнопромышленную академию имени Веры Мухиной, в 1998 г. стал членом Союза художников России. В том же году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) рукоположил его в сан диакона, а затем - священника. Протоиерей Василий Шиханов - отец четверых детей. |
Безусловно,
существует и совершенно деструктивное искусство, но ведь это тоже сразу
же видно, и ничего объяснять здесь не надо. Как-то видел буклет одной
московской выставки, где экспонировались какието компьютерные
голограммы с кощунственно обработанными изображениями «апостолов»,
«спасителя» и т. д. Я не говорю о том, что это просто была хула на Бога;
но даже если бы это не называли святыми именами, все равно это были
изображения внутренне безобразные, демонические. Причем этот буклет мне
показал человек не воцерковленный, но художник хороший, и он был очень
возмущен этим «искусством».
Я брожу по галерее Совета Федерации, смотрю и смотрю на полотна отца Василия... и вспоминаю слова Патриарха Кирилла, сказанные им совсем недавно в Петербурге, в Духовной Академии: «Красота формирует внутреннее состояние человека... Очень важно, чтобы внешняя красота и гармония сопровождали особенно молодых людей, детей, юношество, потому что гармония формирует человеческую личность. Никогда нельзя пренебрегать эстетическим началом жизни человека».
Ветер с моря | Утро в лагуне |
Полуостров Конони. Монастырь Влахерна | Березовая роща в Тверицах |
У церкви Вознесения (г. Ярославль) |
|
Богоявленская площадь (г. Ярославль) |
|
Селение Хорепископское (о. Корфу) |
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58280&Itemid=120