Крестная Слава

Сегодняшняя Сербия являет собой остров почитания традиций на европейском пространстве

0
261
Время на чтение 3 минуты

Мы, русские, оказавшиеся волей судеб в Сербии и привыкшие сознавать нашу общность и близость с ее народом, не устаем поражаться традиционному сербскому укладу жизни буквально во всем. Это анклав патриархальной верности земле, труду, своему роду.

Можно долго перечислять культурологические особенности Сербии, которые отсылают нас скорее к Кавказу и Азии, чем к сердцу Европы, согласно условиям ее географического расположения. Но существует еще одно местное явление, способное изменить все наше представление о Сербии. Речь идет о Крестной Славе.

Само название этого древнего праздника таит в себе нечто незыблемое. История Крестной Славы - это история сербского народа. Здесь каждый, даже далекий от религии и традиций, человек позабудет обо всем на свете ради того, чтобы приехать на торжество и поздравить свою семью с этим событием.

Крестная Слава по своему характеру близка к именинам в нашем понимании, и в то же время, по сути, нечто иное. Слава - именины в религиозном смысле. Именины, прославляющие святого, в честь которого человека назвали.

Отличие Славы еще и в том, что ее отмечают в тот день (или дни), когда предки родни приняли крещение. И день святого становится днем всей семьи, коллективными именинами. Это день, можно сказать, второго рождения рода, обновления его души.

Такое празднование в полной мере существует только в Сербии. В древности, во времена зарождения христианства на территории Сербской земли, мужчины крестились в дни особо почитаемых святых - Михаила, Георгия, Николая. Поэтому и празднование Славы чаще приходится на эти дни - по всей Сербии множество семей отмечают Славу, или, как здесь говорят, «Славят». Это почти общенародный праздник. На Славу принято жарить ягненка, вешать цветочные венки на ворота дома или на дверь квартиры. Слава празднуется повсеместно, в том числе, и не особо верующими людьми. Хотя религиозная традиция сохраняется полностью. Это значит, что освящается Славское коливо, Славский хлеб, читаются определенные молитвы - так повелось с тех времен, когда канон Славы был установлен Саввой Сербским (XIII в.).

Согласно этому канону, перед празднованием прежде всего следует получить Божие благословение - семья за несколько дней до Крестной Славы приглашает в дом священника, чтобы он освятил Славскую воду.

На этой воде потом замешивается священный Славский Калач из чистой пшеничной муки, дрожжей и соли, безо всяких добавок. Смысл трапезы - калач будет для нас тем самым хлебом насущным, который мы испрашиваем и получаем от Бога и который мы приносим в жертву и во славу нашего Святого покровителя.

Кроме калача, для празднования Славы готовится коливо - Славское жито. Оно представляет собой вареную пшеницу, смешанную с орехами, сахаром, изюмом и освященную в день Славы особой молитвой священника во время разрезания Славского Калача. По традиции, рядом с калачом и житом должна стоять чаша красного вина и гореть Славская свеча, освященная в церкви.

Так же нужно, чтобы кто-нибудь из членов семьи, желательно ее глава, обязательно присутствовал в этот день в церкви на Литургии и, должным образом приготовившись, приступил к Таинству Причащения.

В день Славы сербы с большим радушием принимают гостей - и не только родственников и друзей, но и всякого, переступившего порог дома, в этот день двери открыты для всех. Для гостей готовится традиционный Славский обед (или ужин). Если день постный (среда, пятница), а тем более во время продолжительного поста, на столе должна быть только постная еда.

При этом, религиозная подоплека праздника или светское его содержание в большей степени зависят от каждой конкретной семьи. То есть для одних это будет больше религиозный праздник, для других - просто дань традиции. Но и те, и другие с удовольствием соберутся все за одним столом.

Здесь никто не забывает и о том, что Слава - день памяти принятия крещения семьей в условиях тотального мусульманского давления, ведь турки угнетали сербов пять столетий.

И христианский праздник еще раз демонстрировал - этот народ не сломить, не унять, не разрушить! Этот праздник, который отмечали традиционно по нескольку дней, во времена османского ига помогал сербам ощутить свою сплоченность, поскольку это была тогда легальная возможность собраться всем вместе. Крестная Слава и сегодня имеет особый смысл.

Слава наследуется по мужской линии вместе с домом, родовым гнездом. Например, кто-то славит Святого Луку, как и прадед этого человека славил его. А кто-то, купив дом, выясняет у священника, какая Слава была там ранее, и затем славят ее.

Слава дает дому, а значит и семье, своего Святого Покровителя. Поэтому обязательно присутствует икона с его изображением, и перед каждым важным делом сербу нужно перед этой иконой попросить Святого о помощи.

На Славу принято приглашать один раз, чтобы потом из года в год эти люди приходили уже безо всякого приглашения. И пригласивший, соответственно, автоматически оказывается приглашенным на Славу к своим гостям.

Готовить стол помогают соседи, друзья, и, конечно же, родственники. В течение всего праздника гости могут приходить не к определенному часу, а когда им вздумается. Это не очень принято в Европе или в России. Но на то она и Сербия, чтобы удивлять и радовать.

http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/krestnaja_slava_2011-10-28.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юлия Милович-Шералиева
Самый сербский Патриарх
Все белградцы знали, что могут подойти к нему прямо на улице
21.01.2015
Все статьи Юлия Милович-Шералиева
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45