Даже если вы не любите читать, вы могли видеть телевизионный фильм об Эзопе с Калягиным в главной роли. Там есть следующий эпизод.
Хозяин Эзопа, туповатый и высокомерный Ксанф, числящийся философом, просит принести для своего друга из угощений самое лучшее. Эзоп уходит на кухню и возвращается с языком. «Почему язык?», - спрашивает Ксанф. «Потому, что нет на свете ничего лучшего», - отвечает раб. «Языком благословляем богов, признаемся в любви, декламируем стихи, произносим мудрые речи. Нет ничего лучше языка»
«Хорошо, - говорит хозяин, - Принеси нам теперь самое худшее, что у нас есть»
Как вы уже догадались, или вспомнили, Эзоп опять приносит язык и объясняет туповатому и подвыпившему хозяину - почему. Языком лжем и клевещем, проклинаем и разносим сплетни. Нет ничего хуже языка.
Гость Ксанфа выражает удивление мудростью раба, сам Ксанф не до конца понимает, что нечто может быть и худшим и лучшим из существующего одновременно, а мы, зрители, получаем важнейший урок. Язык действительно есть уникальный по значению орган человеческого тела, и тема, изложенная киношным Эзопом, вплотную примыкает ко многим библейским текстам.
Изображая древних греков, мы никогда не изображаем их такими, какими они были. Скорее всего, мы даже не стараемся это сделать, да и вряд ли мы на это способны. Тот Эзоп в исполнении Калягина был скорее похож на христианина до Христа, чем на циничного мудреца-уродца. Сквозь призму последующего торжества христианства и сквозь ренессансные мечты об идеальном человеке мы видим древних греков. Оно и хорошо.
Посмотришь подобный фильм и сразу можешь искать в Библии соответствующие параллели. Долго искать не придется. Притчи Соломоновы и послание Иакова вспыхнут ярким блеском ассоциаций.
Человек более всего грешит устами и языком. По слову Господа, это то, что действительно оскверняет человека, не в пример чему либо, употребленному в пищу. «Входящее в уста, проходит во чрево и извергается вон. А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека» (Мф. 15:17-18) Далее Господь поясняет, что исходит из сердца: злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи...
Видно чувствовали это мудрые люди древности, даже не слыша Писаний Божественных, раз вводили, подобно спартанцам, «валюту слова» и учились говорить мало, но точно и по делу. Бесконтрольно открытый человеческий рот это - помойка, заражающая воздух, а то и - разрытый радиационный могильник. Все, что живет в сердце (Боже, чего там только ни живет!), выходит наружу и оскверняет, как говорящего, так и слушающих.
Теперь гляньте, прошу вас, под этим углом зрения на «свободу слова», и вам станет не по себе.
Когда Исайя, в год смерти царя Озии, видел Господа Саваофа на престоле высоком и превознесенном (См. Ис. 6 глава), то первой реакцией пророка на это видение был странный возглас. «И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5)
Надо думать, что среди грехов Израиля были не только клевета и сквернословие. Были и убийства, и притеснения бедняков, и осуждение невинных за взятки, и все виды разврата, от бытового до ритуального. То, что все это было, ясно из гневных речей пророков, да и самого Исайи. Но здесь пророк называет себя и весь народ людьми «с нечистыми устами», и эта характеристика охватывает все стороны греховности.
Действительно, «язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:6)
Мы соблазняем и соблазняемся, обманываем и обманываемся посредством слова. По сути, мы попадаем и запутываемся в тонких сетях, сплетенных лукавыми устами, нашими - в том числе. Ни один грех человек не совершает бессловесно. Человек блудит, ворует, грабит, убивает, помогая себе языком. И без этого «весла» «лодка беззаконий» стояла бы на месте. И если «при многословии не миновать греха» (Прит. 10:19), то есть не хочешь грешить, но болтаешь, значит - согрешишь; то, что же говорить о намеренном совершении зла? Ему, по необходимости, сопутствует согрешение в слове. В этом случае язык - «прикраса неправды» (Иак. 3:6).
Очевидно, что исцеление придет со стороны воздержания. Мы под воздержанием понимаем все чаще лишь постные труды, то есть - «в уста, а не из уст», то есть переворачиваем Евангелие. А оказывается, что воздержание языка - корень целостного исправления человека. «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2)
Можно не есть, но раздраженно кудахтать, как курица. Или можно, как говорил Димитрий Ростовский, поститься по образу медведя. Тот лапу сосет и урчит недовольно в берлоге. Подобны ему все ропотники и любители побурчать во время поста.
Нет, мысль Господня и мысль мудрых совершенно ясна. Надо начинать с языка.
Мы начинающим ходить в церковь чего только не советуем, и все - по части внешнего. Юбку длинную надень. Акафист читай. Курить брось. Еще чего-то...
А можно начинать с третьей главы послания Иакова. «На вот, почитай и затверди хорошенько. А хочешь, наизусть выучи. Если не поймешь того, что здесь, никуда не двинешься»
«Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий» (Иак.3:3-4)
То есть, если хочешь стать хозяином своей жизни, то стань сперва хозяином своего языка. Совет, в высшей степени творческий и многоплодный, влияющий на всю дальнейшую жизнь, в случае исполнения.
Вернемся к Эзопу. Он говорил, что языком мы совершаем самые хорошие дела и, вместе с тем, самые плохие. Говорили также, что Эзоп в кино больше похож на христианского проповедника, чем на себя исторического, и что это хорошо. Правда - хорошо. А вот и христианская проповедь, прозвучавшая почти шесть столетий после тех дней, когда Эзоп жил на этой земле.
«Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:9-12)
Как видим, мысль апостола тождественна словам мудреца-невольника. Это потому что Евангелие в Советские годы пробивало себе нехоженые пути, и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев. Ведь нужно людям знать и думать об этом, даже если они насильно лишены возможности читать Слово Божие.
Нужно, поскольку «жизнь и смерть во власти языка» (Прит. 18:22)
Эзоп, Исайя, Иаков, наконец - Христос, Сущий над всеми Бог.
Кажется, достаточно для того, чтобы приложить к сердцу услышанное, и начать обуздание собственного тела с обуздания не самого большого по размеру, но самого важного по значению члена тела - языка.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/49479.htm