Святыня у Синичьего озера

0
244
Время на чтение 6 минут

Вологодского святого Евфросина Синоезерского считают «своим» во многих уголках Русского Севера. Родился он в конце XVI века на карельском берегу Ладоги близ древней Валаамской обители. Научившись там церковному чтению, он долгое время жил в Великом Новгороде, откуда отправился в вологодские пределы, в Бежецкую Пятину, где служил чтецом в храме села Долосского. Затем уже в зрелом возрасте принял постриг в тихвинском Успенском монастыре и в 1600 году вернулся в Бежецкую Пятину, где нашёл себе место для пустыни среди дебрей, зыбучих мхов и непроходимых болот. Реки и озёра окружали её как оградой и делали малодоступной для человека. Здесь, в диком бору близ реки Чагодищи, у берегов Синичьего озера, верстах в 15 от села Долосского и 50 верстах от Устюжны, будущий преподобномученик выкопал себе пещеру и начал вести суровую подвижническую жизнь, проводя время в молитвах. Пищей ему служили лесные растения - ягоды, грибы, часто приходилось питаться белым боровым мхом, который называется ягодником. Было у него и рукоделье - плёл рыболовные сети. Прожив год в пещере, святой Евфросин поставил малую келию и продолжал уединённую жизнь в молитве, пока люди не узнали о нём и не выросла здесь обитель...

Синоезерская пустынь

Ныне Синоезерская пустынь обретает вторую жизнь. К часовне, где молился преподобный, идут и едут люди со своими бедами, радостями, просьбами о заступничестве или просто с целью молитвенного уединения в лесной тишине. Многие купаются в пруду, ископанном прп. Евфросином, с верой в исцеление душевных и телесных недугов. На месте, где стояла сама обитель, которая сейчас восстанавливается, до сих пор не заросли углубления в земле от колен и рук преподобного - такова была сила его молитвенного подвига - и как память сохраняет Господь эти свидетельства для потомков, чтобы не иссякала и крепла вера среди людей.

В 2012 году исполнится 400 лет со дня убиения святого. В Вологодской епархии готовится ряд мероприятий, посвящённых этой дате. Большинство из них пройдут летом 2012 года и охватят города Устюжну, Бабаево, Чагоду - все те местности, которые духовно окормлял преподобный.

Одним из замечательных событий стала поездка 2 октября в Евфросинову пустынь учащихся воскресных школ приходов Череповца, Чагоды, Устюжны, Сазоново, Бабаево. Дети проделали долгий путь к преподобному. Несмотря на ранний подъём и утомительную дорогу, все были бодры, полны сил и с радостью воспринимали всё происходящее. Ребята осматривали место, где восстанавливается монастырь, с трепетом прикасались к следам от колен и рук преподобного Евфросина. Любовались красотой Синичьего озера, на берегу которого стоит обитель.

Среди леса, в часовне, построенной на месте уединённых молитв преподобного, священники стали готовиться к молебну, а дети, забыв обо всём, бросились собирать грибы, в изобилии растущие у самой дороги. С криками радости они горстями таскали в автобусы лисички, белые грибы, подберёзовики.

Дети в Синоезерской пустыни

Начался молебен. Единой душой произносились слова молитвы, и пасмурный поначалу день осветился солнечным светом. Начавшие было замерзать дети с красными носиками отогрелись и стали подпевать отцу дьякону. Полилось среди корабельных сосен: «Господи, помилуй!» Самые маленькие восторженно повизгивали от струй воды, летящих с кропила о. Романа. Затем ребятам рассказали о духовном подвиге преподобномученика и личики даже самых маленьких стали серьёзны.

...Было это, когда Русская земля переживала тяжкое Смутное время. По смерти Бориса Годунова не было на ней царя и начались беды - внутренние раздоры, явления самозванцев, всякие неурядицы. Поляки заняли Смоленск и самую Москву, шведы захватили Новгород. Шайки казаков и разбойников, отряды поляков и литовцев бродили по государству, грабя и убивая население. В начале 1612 года в Нижнем Новгороде по призыву Троице-Сергиева монастыря уже собиралось земское ополчение, которое под предводительством Космы Минина и князя Пожарского должно было освободить Москву и спасти Русь. Но пока что разбой продолжался...

Одна ватага ляхов, вероятно принадлежавшая к отрядам пана Лисовского, с грабежом и разбоем проникла в окрестности Устюжны. Население уже давно приучилось скрываться от разного ворога по лесам, среди болот и непроходимых топей. Обитель преподобного Евфросина казалась безопасным убежищем, поскольку была в самой гуще лесной. И в ней собралось немало народа, не только простого, но и из знатных семейств. В 19-й день марта 1612 года преподобный прозрел будущее и обратился к людям: «Братья мои и чада возлюбленные о Христе! Кто хочет избыть напрасной смерти, уходите из обители Пресвятой Богородицы и спасётесь от великой беды. Ибо так угодно праведному суду Божию, что вскоре придут на это святое место злые супостаты».

Многие не поверили ему. «Почему же ты не уходишь от святого места сего?» - спрашивали они. Старец отвечал: «Я пришёл сюда умереть ради Христа».

Однако не все сочли ответ искренним и продолжали думать про себя, что старец говорит так из недоброжелательства, желая спастись в одиночестве. И они остались. Когда же остальные побежали в лес, преподобный остановил одного из насельников, любимого своего ученика-инока: «Брат Иона, зачем допускать в душу страх малодушия? Когда наступит брань, тогда и нужно показать подвиг мужества. Если Бог за нас, кто против нас? Кто ны разлучит от любве Божия - скорбь ли, теснота, или гонение, или глад, беда или меч? Ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая не могут сделать этого. Чего же испугался ты, брат? Нет ничего страшного в том, что угрожает. Смерть? Но она не страшна, так как мы отходим в пристанище... На то мы и званы, и обеты свои принесли Господу, чтобы умереть на месте сём ради имени Его святого. Иное дело мирские люди, они не связаны словом, им нужно беречь себя и для детей».

Весь день и всю ночь без сна провёл преподобный в молитве, славя Бога со слезами. На следующий день, 20 марта, явились супостаты и порубили саблями всех, кто не послушал преподобного и не скрылся в лесу. Ляхи приступили к настоятелю, требуя золота: «Старец, отдай нам имение монастыря». Преподобный, не имевший не только золота и серебра, но и никаких ценных вещей, ответил: «Всё имение этого монастыря и моё - в церкви Пречистой Богородицы». И он показал на храм. Враги подумали, что он говорит о драгоценных вещах, и, обрадованные, бросились к храму. Однако один из них вынул меч и ударил преподобного Евфросина в шею. Шея была перерублена до половины, и святый старец пал на землю. Ворвавшиеся в церковь поляки не нашли там ничего и страшно озлобились. Один из ляхов в неистовстве ударил топором по голове уже бездыханного старца. Из всех, кто остался в обители, выжил только долосский крестьянин Иван, по прозвищу Сума, - дважды раненный, он лежал без сознания среди трупов и очнулся, когда вернувшийся из леса сын перевязал его раны. Со слов этого крестьянина-очевидца все и узнали о случившемся. Позже, в 1655 году, мощи преподобномученика были перенесены под колокольню и стали почитаемы.

* * *

История подвига старца, принявшего смерть за Христа, очень впечатлила ребят. Между тем дети есть дети, энергия их требует выхода. Преподаватели воскресных школ организовали для своих воспитанников мастер-классы по поэзии, рисунку, фотографии, умению выживать в сложных условиях. Дети смогли не только послушать, но и на практике применить все приобретённые знания. Каким задором горели глаза ребятишек, впервые осознанно взявших в руки кисть, карандаш, фотоаппарат, с каким вниманием они слушали учителей! Никуда не смогли спрятаться и священники, невольно став объектом внимания юных фотографов. Всё, что создали ребята в этот день, бережно сохранено и будет показано на планируемой выставке.

Затем дети участвовали в эстафете. Командами они путешествовали по сосновому лесу, от «станции» к «станции» - играли в русские народные игры, учились вежливости, проявляли находчивость и смекалку, показывали знания, участвуя в православной викторине. В конце игры они получили кусочки карты с зарытым сокровищем. Карта была дружно сложена, а клад так же дружно обнаружен и откопан. Огромной радостью и удивлением было для ребят найти среди подарков «старинное послание» монахов Евфросиновой пустыни к своим потомкам, с поклоном из глубины времён, с пожеланиями и напутствиями.

Закончилось всё дружной трапезой у лесного костра, где ребят ждала горячая картошка, чай и сладости. Звучали песни, проводились конкурсы, награждались победители. После благодарственной молитвы все, усталые, но безмерно счастливые, прижимая к груди подаренную каждому иконку с изображением преподобномученика Евфросина, расселись по автобусам. Дети увозили с собой не только новые знания, опыт и новых друзей, но и память о святом подвижнике, частицу святого места в своём сердце.

Алексей АЛЕКСЕЕНКО
Фото автора
г. Устюжна Вологодской обл.

http://www.rusvera.mrezha.ru/645/8.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45