Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Еще раз о счастье

Сергей  Худиев, Фома

26.10.2011


Еще раз о любви и радости …

Недавно, когда я вел радиопередачу, мне в студию позвонил человек, который выдвинул довольно интересное толкование Писания. Он полагал, что в заповеди "не прелюбодействуй" речь идет о том, чтобы "не поступать против любви". А если в браке любви уже нет, то и измена в таком браке уже не будет прелюбодеянием. Постаравшись уверить слушателя, что предложенное им толкование совершенно несогласно ни с прямым текстом Писания, ни с учением Церкви, я призадумался о том, насколько разные вещи в Писании и в нашем обычном, мирском словоупотреблении называются "любовью". 

Писание заповедует нам любить - это что-то, за что мы ответственны, что-то, что мы должны. Это долг по отношению к ближнему вообще, и по отношению к домашним - особенно. "Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. (Еф.5:28)". В своевременном контексте этот звучит странно. Любовь - это чувство, оно приходит и уходит, невозможно же требовать от человека, чтобы он испытывал чувства. 

О чем же говорит Писание? В Библии, определенно, говорится и о любви-чувстве - книга Песнь Песней весьма ярким и откровенным языком воспевает страстную любовь молодых супругов, эмоциональные переживания, чувственный восторг. Однако уже здесь видно то, что отличает библейский взгляд от мирского. "Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне (Песн.6:3)" - говорит невеста. Любовь в Библии - это отношение к другому; "любовь" в мирском понимании - это переживание самого человека. Это очень глубокий симптом, и нам надо рассмотреть его подробно. 

Жених и невеста в "песни песней" полны эмоций; мощный выброс эндорфинов, "гормонов радости" сопровождает каждый стих. Но радость - это не что-то, на чем они сосредоточены, не что-то, чего они ищут - они ищут друг друга, а радость приходит, потому, что нашли. Люди в наше время (впрочем, вероятно, так было и раньше) ищут самой по себе радости, утешения, иногда просто развлечения - а другой человек оказывается средством достижения желанного эмоционального состояния. Множество песенок сравнивает любовь с наркотиком - и, увы, в мирском смысле слова "любовь" это сравнение верно. Любовь воспринимается как средство приведения себя в желаемое эмоциональное состояние; что-то, что могло бы согреть и утешить меня в этом унылом и холодном мире. Другой человек может вызывать это состояние (какое-то время), потом это неизбежно проходит. Жених и невеста в Писании думают не о своих чувствах, а друг о друге; современная культура сосредоточена именно на чувствах. Однако так уж устроен человек, что гнаться за чувствами, стремиться пережить выброс эндорфинов, "крик радости, восторга дрожь", как сказал поэт - значит наверняка этих чувств лишиться. Искать другого человека, с которым можно было бы, наконец, найти "свое счастье" тут просто бессмысленно; невозможно найти счастье, сосредоточившись на его поисках. Самый надежный способ убить всякую радость - это искать, чем бы себя порадовать. 

Замечательный психолог Виктор Франкл обращает внимание на этот парадокс - за счастьем, успехом, удовольствием, радостью, нельзя гнаться. "Не ставьте себе целью успех - чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться - и получается - как неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу, или как побочный результат любви и преданности другому человеку. Счастье должно возникнуть само собой, как и успех; вы должны дать ему возникнуть, но не заботиться о нем. Я хочу, чтоб вы прислушивались к тому, что велит вам совесть, и выполнять ее советы , употребив на это лучшие силы и знания. Тогда вы доживете до того, чтоб увидеть, как через долгое время - долгое время, я сказал! - успех придет, и именно потому, что вы забыли о нем думать!"

Человек, который следует путем долга и преданности, находит на этом пути счастье; человек, который ищет счастья (особенно если он готов переступить в этих поисках через долг и преданность) не находит ничего. Это выглядит неожиданным. Людям кажется, что следовать требованиям Церкви - придерживаться обещаний (а брачных обетов - особенно), хранить заповеди, подавлять свои хотения, когда они этим заповедям противны - значит жить очень несчастной жизнью. В действительности дело обстоит ровно наоборот - аскеты светятся счастьем, блудники злы и унылы. 

Это так в семейной жизни, и это так в жизни духовной - христианская жизнь является великим источником утешения и счастья, но только не надо его там искать. Искать надо истинной веры, исполнения воли Божией, хранения заповедей - и тогда Вы обретете радость и утешение, именно потому, что забудете за ними гоняться. 

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6224



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме