Недавно, когда я вел радиопередачу, мне в студию позвонил человек, который выдвинул довольно интересное толкование Писания. Он полагал, что в заповеди "не прелюбодействуй" речь идет о том, чтобы "не поступать против любви". А если в браке любви уже нет, то и измена в таком браке уже не будет прелюбодеянием. Постаравшись уверить слушателя, что предложенное им толкование совершенно несогласно ни с прямым текстом Писания, ни с учением Церкви, я призадумался о том, насколько разные вещи в Писании и в нашем обычном, мирском словоупотреблении называются "любовью".
Писание заповедует нам любить - это что-то, за что мы ответственны,
что-то, что мы должны. Это долг по отношению к ближнему вообще, и по
отношению к домашним - особенно. "Так должны мужья любить своих жен, как
свои тела: любящий свою жену любит самого себя. (Еф.5:28)". В
своевременном контексте этот звучит странно. Любовь - это чувство, оно
приходит и уходит, невозможно же требовать от человека, чтобы он
испытывал чувства.
О чем же говорит Писание? В Библии, определенно, говорится и о любви-чувстве - книга Песнь Песней весьма ярким и откровенным языком воспевает страстную любовь молодых супругов, эмоциональные переживания, чувственный восторг. Однако уже здесь видно то, что отличает библейский взгляд от мирского. "Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне (Песн.6:3)" - говорит невеста. Любовь в Библии - это отношение к другому; "любовь" в мирском понимании - это переживание самого человека. Это очень глубокий симптом, и нам надо рассмотреть его подробно.
Жених и невеста в "песни песней" полны эмоций; мощный выброс
эндорфинов, "гормонов радости" сопровождает каждый стих. Но радость -
это не что-то, на чем они сосредоточены, не что-то, чего они ищут - они
ищут друг друга, а радость приходит, потому, что нашли. Люди в наше
время (впрочем, вероятно, так было и раньше) ищут самой по себе радости,
утешения, иногда просто развлечения - а другой человек оказывается
средством достижения желанного эмоционального состояния. Множество
песенок сравнивает любовь с наркотиком - и, увы, в мирском смысле слова
"любовь" это сравнение верно. Любовь воспринимается как средство
приведения себя в желаемое эмоциональное состояние; что-то, что могло бы
согреть и утешить меня в этом унылом и холодном мире. Другой человек
может вызывать это состояние (какое-то время), потом это неизбежно
проходит. Жених и невеста в Писании думают не о своих чувствах, а друг о
друге; современная культура сосредоточена именно на чувствах. Однако
так уж устроен человек, что гнаться за чувствами, стремиться пережить
выброс эндорфинов, "крик радости, восторга дрожь", как сказал поэт -
значит наверняка этих чувств лишиться. Искать другого человека, с
которым можно было бы, наконец, найти "свое счастье" тут просто
бессмысленно; невозможно найти счастье, сосредоточившись на его поисках.
Самый надежный способ убить всякую радость - это искать, чем бы себя
порадовать.
Замечательный психолог Виктор Франкл обращает внимание на этот парадокс
- за счастьем, успехом, удовольствием, радостью, нельзя гнаться. "Не
ставьте себе целью успех - чем больше вы будете стремиться к нему,
сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите. За успехом, как и за
счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться - и получается - как
неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу, или как
побочный результат любви и преданности другому человеку. Счастье должно
возникнуть само собой, как и успех; вы должны дать ему возникнуть, но не
заботиться о нем. Я хочу, чтоб вы прислушивались к тому, что велит вам
совесть, и выполнять ее советы , употребив на это лучшие силы и знания.
Тогда вы доживете до того, чтоб увидеть, как через долгое время - долгое
время, я сказал! - успех придет, и именно потому, что вы забыли о нем
думать!"
Человек, который следует путем долга и преданности, находит на этом
пути счастье; человек, который ищет счастья (особенно если он готов
переступить в этих поисках через долг и преданность) не находит ничего.
Это выглядит неожиданным. Людям кажется, что следовать требованиям
Церкви - придерживаться обещаний (а брачных обетов - особенно), хранить
заповеди, подавлять свои хотения, когда они этим заповедям противны -
значит жить очень несчастной жизнью. В действительности дело обстоит
ровно наоборот - аскеты светятся счастьем, блудники злы и унылы.
Это так в семейной жизни, и это так в жизни духовной - христианская жизнь является великим источником утешения и счастья, но только не надо его там искать. Искать надо истинной веры, исполнения воли Божией, хранения заповедей - и тогда Вы обретете радость и утешение, именно потому, что забудете за ними гоняться.