Эти невыносимые ближние

0
370
Время на чтение 4 минуты

"Нехватка времени и усталость - на самом деле вопрос расстановки приоритетов, на что мы хотим, а на что не хотим тратить время и силы. Можно в субботу вечером вместо того, чтобы смотреть телевизор или болтать в социальных сетях, отправиться спать (мне самому очень трудно отправиться спать, когда в интернете кто-то неправ; но ничего невозможного в этом нет) , и тогда утром в воскресенье у нас будет и время, и силы для того, чтобы отправиться в Церковь", - постоянный автор "Фомы" Сергей Худиев завершает свой цикл статей о преградах на пути в церковь.

Нехватка времени и усталость - на самом деле вопрос расстановки приоритетов, на что мы хотим, а на что не хотим тратить время и силы. Можно в субботу вечером вместо того, чтобы смотреть телевизор или болтать в социальных сетях, отправиться спать (мне самому очень трудно отправиться спать, когда в интернете кто-то неправ; но ничего невозможного в этом нет) , и тогда утром в воскресенье у нас будет и время, и силы для того, чтобы отправиться в Церковь.

Но еще чаще люди говорят о том, что они не встретили в Церкви той любви и теплоты, которой бы хотели - и об этом нам надо поговорить гораздо подробнее. Мы все хотим, чтобы нас ценили, чтобы нашему присутствию искренне радовались, чтобы на наши нужды отзывались, чтобы нас внимательно выслушивали, чтобы наши недостатки великодушно терпели, чтобы наши провалы кротко прощали. Мы хотим, чтобы другие люди смотрели на нас не взглядом прокурора - в чем бы нас уличить, что бы поставить нам в вину - а с пониманием и любовью, которая способна увидеть в нас лучшее.

Если бы мы точно знали, где мы можем встретить именно такую любовь, мы бы устремились туда со всех ног - и часто люди приходят в Церковь, ища именно ее. Что же, они обращаются по адресу - Христос, наш Спаситель, любит каждого (и каждую) из нас именно такой любовью. Но Его любовь идет гораздо дальше - Он хочет сделать нас не просто получателями любви, не черными пятнами (или даже черными дырами) которые только поглощают падающий на них свет, но светилами, которые способны дарить свет другим. Мы призваны отражать Его свет, как капли росы отражают солнце, быть маленькими солнцами, в которых другие способны увидеть свет Того, кого Писание называет "Солнцем Правды" - Христа.

Для того, чтобы обрести ту вечную радость, для которой мы созданы, мы должны научиться быть утешающими, а не ищущими утешения, великодушными, а не требующими великодушия, внимательными, а не требующими внимания. Как говорит Господь, "блаженнее давать, нежели принимать". (Деян.20:35)". Чтобы измениться - а мы должны глубоко измениться, чтобы войти в радость нашего Господа - мы должны быть готовы увидеть, что в нас нуждается в изменении, обнаружить "запинающий нас грех" (Евр.12:1) и начать избавляться от него.

Это нелегко, а без помощи Божией - совершенно невозможно, но мы должны научиться поступать прямо противоположно склонностям нашей падшей природы - тем самым склонностям, которые являются источником и временного, и вечного несчастья. Мы склонны оправдывать и защищать себя - и ради этого сурово осуждать других, чтобы выглядеть лучше на их фоне; мы должны, наоборот, научиться быть внимательными к своим грехам. Добродетели других людей заставляют нас чувствовать себя неуютно, служат нам укором - и мы склонны не замечать или даже энергично отрицать их. Мы должны научиться, напротив, с благодарностью видеть достоинства других и подражать им. Мы склонны считать, что другие нам должны - и яростно требовать своего; нам предстоит научиться тому, что именно мы должны поступать определенным образом, и быть благодарными за доброту других, когда мы ее встречаем.

Изменение своих привычек и характера, избавление от греха, возрастание в добродетели и мудрости - нелегкий труд. Святой Апостол Павел сравнивает его с изнурительной тренировкой атлета (1 Кор.9:25). Это было бы безнадежной задачей - но когда мы беремся за нее, сам Бог действует с нами и в нас, изменяя нас изнутри и совершая то, что для нас самих было бы совершенно невозможно.

И место, где Бог это совершает - Церковь. В Церкви мы встречаем тех, без кого мы не можем преобразиться - наших ближних. Существует известный афоризм - "Ближний - это тот человек, кого нам заповедано любить, и который делает все, чтобы нам в этом помешать". Ирония этого высказывания в том, что оно метко обозначает нашу главную проблему - мы бы, конечно, любили нашего ближнего, если бы он по-другому себя вел, по-другому выглядел, разделял наши вкусы, одобрял наших друзей и ненавидел наших врагов. Но это отговорка - вроде ссылки плохого танцора на качество паркета. Мы не любим наших ближних по простой и очевидной причине - мы не имеем любви.

И в Церкви нам открывается возможность полюбить наших ближних - вот этих, реальных, живых людей с их немощами и недостатками. Научиться не смотреть на них взглядом прокурора, принимать их с любовью, служить им со смирением - относиться к ним так, как мы хотели бы, чтобы другие относились к нам. Бессмысленно требовать, чтобы Бог (или люди) устроили нам Церковь без грешников. Во-первых, потому что такая Церковь была бы закрыта для нас самих, во-вторых, потому что в ней было бы невозможно научиться любви, терпению, смирению и другим добродетелям. Если у Вашего ближнего нет недостатков, которые Вам следует великодушно терпеть, Вы никогда не научитесь великодушию. Хуже того, Вы никогда не обнаружите, что Вы его лишены и Вам следует ему учиться.

А великодушия, терпения и любви от нас поначалу требуется совсем немного - просто дойти до Чаши. Встать на путь спасения. Этот путь может быть трудным - но это единственный путь, который ведет нас к вечной радости.

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6182

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии