Храмы, поселения, люди
Пожалуй,
самыми необыкновенными по красоте своей известны на Руси храмы в честь
Покрова Пресвятой Богородицы - Церковь Покрова на Нерли, близ
Боголюбова, под Владимиром, и Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на
Рву (Храм Василия Блаженного), на Красной площади. Замечательны по
красоте своей, и не менее по значению - Покровские монастыри в Харькове и
Киеве. Всего же на Руси сейчас известно не менее восемнадцати
монастырей, основанных в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Количество же Покровских церквей, существовавших и ныне существующих,
вряд ли кто-то возьмётся подсчитывать. На современной карте России,
Украины, Беларуси присутствуют (по крайней мере) пятьдесят названий
населённых пунктов, имеющих в своей основе слово «Покров», в том числе и
один город. Чтобы представить значение этого праздника для Руси, нужно
сказать, что и семинарская фамилия Покровский ярко присутствует в нашей
культуре - и до 1917 года и после.
Русь как преемница
Почитание праздника в честь дивного события ввёл на Руси святой великий князь Владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Предание доносит, что в 1164 году князь, перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, помылил, что не должно быть без праздника такому необыкновенному видению, какого сподобился Андрей Юродивый. Андрей Боголюбский так описал это своё душевное переживание: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». И близ Боголюбова, любимой резиденции великого князя, появился первый на Руси Покровский храм. Событие это имело далеко идущие, хоть и не всегда явные последствия...
Из
Жития Андрея Юродивого мы знаем, что он ребёнком был вывезен в рабство
из Скифии (в славянском переводе слово «скиф» передано как «словенин»). В
Константинополе его купил богатый сановник Феогност, который отдал
Андрея в школу, где тот выучился писать и считать, стал секретарём
Феогноста. При обыкновенном течении жизни Андрею была суждена карьера
чиновника. Но вот однажды во сне Андрей увидел, как борется с огромным
бесом. На эту битву взирал сонм небесных и адских сил. Андрей победил, и
Господь Иисус Христос пообещал ему сокровища небесные, призвав на
подвиг юродства. Взяв совет и благословение у священника Никифора (тот
впоследствии напишет Житие святого) Андрей принял вид безумца. Он
скитался по улицам и площадям Константинополя, бывал бит, пил и ел, что
придётся, случалось, еду воровал на рынке, спал среди бездомных собак на
навозной куче; собранную милостыню раздавал нищим. Андрей отвращал
разных людей от греха, в их числе был и юноша из знатной семьи по имени
Епифаний. Ему он помогал наставлениями, пророчествовал о судьбе
Константинополя и о конце света. Однажды во Влахернской церкви (там
хранилась риза Божией Матери, Ее головной покров, мафорий, и часть
пояса, перенесенные из Палестины в V веке), совершалось всенощное
бдение, во время которого Андрей Юродивый сподобился видения: Богородица
шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна
Богослова. Андрей спросил стоявшего рядом с ним Епифания: «Видишь ли,
брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всём мире?» - «Вижу, святый отче, и
ужасаюсь», - ответил Епифаний. Богородица просила Сына Своего принять
молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее
заступлению: «... да не отыдет от Лика Моего неуслышан». Святые Андрей и
Епифаний «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и
на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там
Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее,
сделалось и оно невидимым. Но, взяв его с Собою, Она оставила благодать,
бывшую там».
В свой час Епифаний, как и было ему предсказано Андреем Юродивым, стал Патриархом Константинопольским. Кончина святого Андрея была столь же чудесна, как и жизнь его. Было ему 66 лет. Проведя ночь в молитве в укромном месте, он тихо отошел ко Господу. Тело же его чудесным образом исчезло, оставив благоухание. У греков нет такого праздника - Покров, ими забыто это необыкновенное событие. Молитвенная же Русь, преемница Византии, однажды с благоговением увидела над собой Покров Пресвятой Богородицы и стала именоваться Святой.
Расширение земель
Церковь
Покрова на Нерли, возведённая повелением святого страстотерпца Андрея
Боголюбского в 1165 году, сохранилась до наших дней в том же виде, в
каком её видели русские люди на протяжении всех восьми веков её
существования. Менялась политическая карта Руси и мира, изменялся земной
ландшафт (при Боголюбском церковь находилась на стрелке - при впадении
Нерли в Клязьму), а храм стоял незыблемо.
Изысканность
Церкви на Нерли поражает всех, кто хоть однажды видел её. Живопись и
фотографии, увы, не передают той чистоты воздуха, а тем более того
настроения, с которым проходит путь к храму паломник - от Боголюбва
через луг... Белокаменный храм украшен множеством резных рельефов - львов,
птиц, женских масок. Но главной фигурой в композиции трёх фасадов
является образ Царя Давида. Помазанник Божий восседает на троне с
псалтерием (или псалтирем - музыкальным инструментом), хвалящий Господа,
благословляющий второй рукой народ. Так в русской культуре возникала и
укреплялась «царская тема». Неспроста великого князя Андрея мы иногда
называем первым русским царём.
Как водится, и Церковь на Нерли не избежала «чьего-то» желания её разрушить. В XVIII веке некий игумен Боголюбского монастыря (из-за низкой доходности Покровской церкви) пожелал её разобрать, а белый камень пустить то ли на возведение монастырской колокольни, то ли на строительство амбара. Однако средств на разборку не хватило. В 1877 году, с целью обновить храм, все древние внутренние росписи были сбиты. И это, как считается, уже не поправимо. В наши дни луг между Боголюбово и церковью, похоже, многим бы хотелось застроить дачными коттеджами. Но нашлись люди, которые добились того, что луг был объявлен особо охраняемой природной территорией...
От этой небольшой церкви (7 х 8 м) стал распространяться по Руси праздник, а вместе с ним и территория самой Руси, и святые церкви на её землях. И вот уже Покровские храмы и монастыри мы видим на Урале, В Магадане, Владивостоке, Архангельске, Севастополе, Одессе, в Прибалтике, Казахских степях... Боголюбие князя Андрея и дивная красота этой церкви, при несомненности воли Царицы Небесной, стали источником для распространения по Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Блаженный Василий
При другом русском царе, близ иной царской резиденции - в Москве, был возведён Покровский собор, всему миру известный как храм Василия Блаженного. Имя русского юродивого, восходя со своим крестом в иные времена, стало созвучно имени Юродивого, жившего на земле за шестьсот лет до него.
О святом Василии Блаженном мы знаем немало. Знаем время его земной жизни (1469 - 2 августа 1552), знаем, что родился он в подмосковном селе Елохово на паперти церкви, в которую пришла его мать помолиться о благополучном разрешении от бремени. Знаем, что ремеслу учился он у сапожника и что в 16 лет у него «случайно» обнаружился дар прозрения. Василий предсказал заказчику, что сапоги тому уже не понадобятся. С юности и до смерти, без малого семьдесят лет, он совершал подвиг юродства, наставляя людей для нравственной жизни. Наставления актуальны и поныне. Ну вот, например. Однажды на рынке Василий разбросал калачи некоего торговца, который вскоре сознался, что подмешивал в муку мел и известь. Пророчества Василия поражают. «...Уж сколь страшен мой друг и кровопивец Ивашка Грозный, уж сколько проклятий высыпано на его голову, яко золы от сожженных душ, а будут чтить его как самодержца великого...» «...И ради грозного порядка в великой державе усатый этот царь из диких горцев положит на плаху и всех сотоварищей своих, и друзей верных, и тысячи тысяч мужей и женок...» «...Сожгут и уничтожат малые и великие храмы. И потом отстроят их. Но Бог не вернется в них, ежели служить в новых храмах будут не Ему, а злату. И тогда бедный люд вновь отвратится от церквей наших...» «... На самом юге черного арапского царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии и многие страны превратит в пепел. Hо Русь великая соберется воедино и уничтожит этого вождя...» Есть пророчество и о том, что будет на Руси «истинно великий Государь, коему суждено долгое и блаженное правление...». Василий жил без крова; одежд не носил, но носил вериги (они и доныне на его гробе); был одним из немногих, кого слушал и кого боялся «яко провидца сердец и мыслей человеческих» царь Иоанн Грозный. Когда блаженный тяжело заболел, царь с царицей посещали его. А когда Василий умер, Иоанн Грозный и бояре самолично несли его гроб. Отпевал блаженного митрополит Макарий. Василий был погребён на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где в память покорения Казани Иоанн Грозный вскоре велит строить Покровский собор. У могилы Василия Блаженного происходили чудеса и уже в царствование Феодора Иоанновича, в 1588 году, в Покровском соборе был устроен церковный придел во имя Василия Блаженного, а для его мощей была изготовлена серебряная рака.
В ХХ веке исполнилось пророчество Василия Блаженного о том, что «сожгут и уничтожат малые и великие храмы». Враг исторической Руси во времена безбожные замыслил снести храм Василия Блаженного. Известный архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), получил от Лазаря Кагановича, первого секретаря Московского горкома партии приказ обмерить Василия Блаженного перед сносом. Потрясенный намерениями Кагановича, архитектор спешно отправил телеграмму следующего содержания: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти». Когда Коганович, представляя членам Политбюро свой проект, убрал на большом макете с площади храм, Сталин произнёс легендарную фразу: «Паставь на мэсто».
Киев святой
В Киеве известны два Покровских монастыря - Свято-Покровский мужской монастырь (Голосеевская пустынь - скит Киево-Печерской Лавры) и монастырь Покрова Божьей Матери, построенный великой княгиней Александрой Петровной (в инокинях Анастасия). С последним связано имя юродивого Феофила Киевского (1788 - 28 октября 1853, в миру Горенковский Фома Андреевич), который обладал даром пророчества и чудотворения, за советами и благословением к которому обращались многие люди. Преподобный Феофил предсказал возникновение женского Покровского монастыря, который возник через 36 лет после кончины преподобного. Кроме этого Феофил водрузил кресты в тех местах, где впоследствии были устроены Спасо-Преображенская пустынь и Ионинский монастырь. Житие святого повествует, что Фелфил несколько раз встречался с императором Николаем Павловичем, отказываясь его благословить; святой предсказал неудачную Крымскую войну и кончину императора. Весь Киев знал, что блаженный ездил на повозке, запряженной бычком, который сам знал дорогу от Лавры и до Китаевской пустыни. Некоторые случаи из жития преподобного Феофила легли в основу сценария фильма «Остров».
С Голосеевской пустынью связаны имена многих известных подвижников веры.
Некоторое время здесь подвизался Христа ради юродивый старец Паисий (Прокопий Григорьевич Яроцкий, 1821 - 17 апреля 1893).
В 1853 году послушник Киево-Печерской Лавры Прокопий был переведен записчиком в Голосеевскую пустынь, здесь же ему было поручено дополнительное послушание: читать молитвенное правило владыке Филарету. К первоначальным проявлениям юродства Прокопия относят то, что в храме он не читал по книге, но лишь по памяти. К Матери Божией обращался на «Вы»... В 1854 году послушник был пострижен в монахи с именем Паисий. Когда же он открыто стал вести жизнь юродивого, его перевели в Китаевскую пустынь. Судя по всему, Паисию был открыт невидимый мир. Преподобный скитался по киевским монастырям в грязной рясе с железной палкой, ночевал в Лавре и где придётся, питался объедками; зимой, не чувствуя мороза, стоял на коленях в снегу. Старец прославился чудотворениями и прозорливостью. Люди приезжали к нему из дальних мест. В его обычае было - грозное обличение, под которым скрывалась сострадательная любовь. Он немало послужил своей больной матери и проводил её в последний путь. В Киеве он бывал осмеян, оплёван (в буквальном смысле) и бит. Но в свой час Киев его полюбил, и когда, послужив Богу и людям много лет, он, причастившись Святых Христовых Таин, тихо умер, его оплакивал весь Киев. Блаженный предвидел убийство императора Александра II, как и многое другое...
В наши дни Покровская Голосеевская пустынь возрождается, идёт бурное строительство. Пять лет назад, в 2006 году сюда были перенесены с Лесного кладбища мощи почитаемой на Руси монахини - блаженной матушки Алипии (в миру Агапия Тихоновна Авдеева, 1908 - 30 октября 1988). Как прежде Лесное кладбище, так ныне и место её упокоения в Голосеево, привлекают большое количество паломников со всей Руси, со всего Православного мира. Официально матушка ещё не прославлена в лике святых, документы и свидетельства собираются и изучаются, но никто не сомневается, что это событие рано или поздно произойдёт. Такого мнения придерживается и наместник Покровской Голосеевской пустыни архимандрит Исаакий (Андроник).
В Киеве, в том числе и в разорённой Голосеевской пустыни блаженная, наша современница, прожила 26 лет, с 1960 года. Из множества свидетельств о её предсказаниях напомним лишь о том, что задолго до филаретовского раскола она прямо во время службы обличила будущего раскольника; тогда её изгнали из церкви. С началом преодоления раскола неразрывно связан Покровский монастырь в Харькове. На территории монастыря 27 мая 1992 года прошёл Архиерейский Собор УПЦ, осудивший филаретовский раскол. Митрополитом Украинской Православной Церкви был избран Владимир (Сабодан).
В праздничный день этот мы слышим Величание: «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша...»