Русский Иван

0
537
Время на чтение 4 минуты
post thumbnail

Поездка паромом до острова Эвбея занимает не более часа. Он расположен совсем недалеко от материковой Греции. Прозрачная бирюза Средиземного моря радует глаз, легкий осенний туман над волнами веет прохладой. Бескрайний морской пейзаж наводит на размышления: мы плывем к Русскому Ивану, или, как его зовут в Греции, Иоаннису Руссосу, к одному из наиболее почитаемых в стране святых.

Как случилось, что простой русский солдат петровской армии стал греческим святым?

Историю эту в Греции знает каждый верующий. Предание говорит, что Иван был рядовым солдатом в армии императора Петра Великого. Фамилия его неизвестна. Известно лишь, что во время войны он попал в турецкий плен и, стойкий в вере, стал страстотерпцем, пострадавшим за Христа.

Мусульмане нередко пытались силой склонить пленных христиан принять ислам, прибегая к изощренным пыткам. Чаще всего они не добивались успеха и жестоко расправлялись с «неверными». Особенностью судьбы Ивана стало то, что эти пытки он выносил невероятно долго  и в 1730 году принял мученическую смерть за веру.

Об Иване Русском известно, что родился он в 1690 году на Украине и был по крови малороссом. В армии проявил себя как отважный солдат. В ходе неудачного Прутского похода 1711 года Иван попал в плен к туркам. Его переправили в Константинополь, а оттуда - в небольшой городок Прокопион, неподалеку от Кессарии Каппадокийской (Малая Азия).

Известно, что он попал в рабы к начальнику отряда янычаров по имени Ага. Тот гнушался общением с «неверным» и потребовал, чтобы Иван отрекся от православной веры, но Иван отказался, невзирая на все угрозы. Для него не было иных богов, кроме Господа Иисуса Христа.

Уговоры не помогли, и в ход пошло раскаленное железо, публичное - на виду у всех домочадцев и прислуги - битье палками. После палочных истязаний еле живого Ивана выволакивали на середину двора и пинали ногами до тех пор, пока он не терял сознание. На ночь его бросали в хлев, где он спал с животными.

Несмотря на муки, Иван не отступался от веры. Ага никак не мог уразуметь, чем же так близок этому простому солдату Распятый, которому  русский молится даже тогда, когда падает в изнеможении.

Слухи о непреклонном русском быстро распространились по Прокопиону и достигли других городов области. Никто так жадно не внимал им, как православные греки, подвергавшиеся притеснениям со стороны турок. Заинтересовался им и турецкий паша, повелевший доставить пленника к себе во дворец. «Почему отказываешься от нашей веры?» - спросил паша у Ивана. «Потому, что верую в Господа нашего Иисуса Христа. Если вы думаете, что пытками заставите меня отречься от Него, то ошибаетесь: от пыток моя вера только крепче!» - ответил пленник.

Дерзкий ответ возмутил пашу, так с ним никто ещё не разговаривал. Он приказал держать Ивана в хлеву вместе со скотом, кормить помоями и обращаться с ним, как с псом... Мученик  скончался в 1730 году, когда ему было около сорока лет.

Местные христиане, среди которых основную массу составляли греки, сумели добиться у турок разрешения похоронить Ивана. У православных  Каппадокии тогда существовал обычай вскрывать могилу через три года после погребения и совершать перезахоронение праха.  И то, что они увидели в могиле Ивана, заставило их застыть в изумлении: на теле мученика не было ни единого признака разложения. Его нетленные мощи были помещены в греческую церковь, и к ним потянулись многочисленные верующие. Позже, при подавлении одного из восстаний греков-христиан, мощи Ивана Русского по приказу паши янычары бросили в костер. Дождавшись ухода турок, греки поспешно разгребли тлеющие угли. Огонь не повредил мощей, они лишь немного потемнели. Почитание Ивана Русского распространилось еще больше, превратилось в традицию.

В 1922 году турки изгнали греков с земли, где до сего момента они жили тысячелетиями. Между Турцией и Грецией состоялся официальный обмен населением. Грекам Каппадокии разрешили взять с собой останки Ивана Русского. Их перевезли на Эвбею.

Если вы зайдете в здешнюю церковь (а она одна на весь городок), то увидите посреди нее серебряную раку со стеклянной крышкой. В ней - святые мощи Ивана Русского, облаченные в богато расшитые шелковые ризы, с лицом, покрытым золотой маской. Очередь паломников, пришедших поклониться святому, обычно выстраивается с раннего утра и тянется до поздней ночи. У входа в храм есть специальное место, где паломники могут возложить на себя шапку святого и опоясать себя его поясом. Прикасаясь к его вещам, нужно с верой мысленно попросить его о помощи - и каждому будет по вере его.

Необыкновенна икона Ивана Русского, установленная тут же, в храме. Она вся увешана металлическими пластинками, и на каждой из них - запись об отдельном случае исцеления, происходившем на этом месте после молитвы святому. Здесь же стоит деревянная палка - на нее опиралась парализованная пожилая женщина, еле-еле добравшаяся с посторонней помощью до церкви с чудотворными мощами. Обратно женщина ушла исцелившейся, а палка так и осталась в церкви.

В теплый сезон паломники бесконечной вереницей тянутся к русскому святому, их поток уменьшается лишь в промозглые зимние дни.

У вселенских святых нет того, что мы зовём национальностью, сонм православных святых состоит из людей самого разного происхождения. И все-таки есть что-то особенное в том, что греческий народ с благодарностью за стойкость в вере причислил Ивана к лику своих небесных покровителей. Сыграло ли здесь роль русское происхождение этого мужественного человека? Безусловно, сыграло, потому что стонавшие под турецким игом греки с надеждой смотрели на Россию, воевавшую с их угнетателями. В России видели надежду не только на обретение гражданской свободы, но и на защиту святой веры отцов. Иван стал для греков символом этой надежды, образом всей православной России.

У раки Русского Ивана приходят мысли, раньше жившие где-то в подсознании: а разве времена не повторяются? Разве православный мир не испытывает гнёт глобализма, разве не ждет от России нового похода против растления и духовного упадка? Кто еще, если не Русская Православная Церковь станет самым стойким отрядом в этой неизбежной битве? Оглянемся вокруг и увидим - других таких бастионов не осталось.

И как славно, что Русский Иван по происхождению был малороссом. Это ли не удар по попыткам украинских националистов разорвать духовное единство двух братских народов! Пример Русского Ивана с Украины говорит всем и каждому: клин между нами не вбить! Мы - братья, происходящие от одной матери, Киевской Руси, члены единого тела Церкви. Нас не разрубить надвое.

http://rusedin.ru/2011/10/12/russkij-ivan/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45