itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Как выглядела Божия Матерь?

0
725
Время на чтение 6 минут

Святой Лука написал не только самое подробное из четырёх Евангелий и книгу Деяний апостольских, ему также приписывается авторство первых икон - образа Богородицы, апостолов Петра и Павла. Поэтому вполне возможно, что именно святой Лука и был родоначальником иконописи.

В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку Ченнино Ченнини в своём «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.

В древнерусской литературе есть сказание, которое так и называется «О иконописце святом евангелисте Луке», известное из сборников кон. XV - нач. XVI в. по сведениям из сочинений византийских святых Иоанна Дамаскина, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста.

И позднее на Руси авторство евангелиста Луки в написании икон никогда не подвергалось сомнению. Так, в трактате XVII века, который приписывается известному русскому иконописцу С.Ф.Ушакову, читаем: «Не сам ли Бог и природа вещей учат нас искусству иконописания? В то же время и Церковь, мать всех правоверующих в Бога, с самого начала христианства приняла изображения святых на иконах... Об образе всегда благословенной Богоматери, написанным святым Лукой, когда его принесли к Пресвятой Богородице, Она предрекла, что в нём будет присутствовать Её благодать».

Известны два новгородских Евангелия XV-XVI вв. с миниатюрой, изображающей евангелиста Луку за работой иконописца. В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон», впервые изданной в 1897 году, читаем:

Есть предание, что икона Владимирской Божией Матери написана на доске стола, за которым сидел Иисус Христос с Богородицей. В 450 году при императоре Феодосии Младшем икона эта была перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 1125-1130 гг. - в Киев, а затем, в 1155 году, св. князем Андреем Боголюбским во Владимир. С тех пор и стала называться Владимирской. Позднее, при нашествии на Русь Тамерлана, была перенесена в Успенский собор Московского Кремля.

Удивительна история иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии, которая, по преданию, также написана евангелистом Лукой. Время её появления на Руси точно не установлено. По одним сведениям, икона была привезена греческой царевной Анной, женой равноапостольного князя Владимира, в XI в. из Византии. По другим - ею благословили другую княгиню Анну, дочь императора Константина Порфирородного, когда она в 1046 г. выходила замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Сын Всеволода, Владимир Мономах, привёз икону в Смоленск и поместил в храме, заложенном в 1101 г. Тогда она и получила название Смоленской.

В 1398 году жена московского князя Василия I София приехала в Смоленск и увезла святой образ в Москву, поставила его в Благовещенском соборе Московского Кремля. Во времена княжения Василия Тёмного она была возвращена в Смоленск.

Ещё две иконы Богоматери - Андроникова и Корсунско-Эфесская, - по преданию, написаны евангелистом Лукой. Они долгое время пребывали на Тверской земле. Известно, что Андроникова названа в честь византийского императора Андроника III.

Как известно из первого сохранившегося документального свидетельства об этой иконе, в 1347 году византийский император пожертвовал её Монемвасийскому монастырю в Морее, где она пребывала до начала XIX века. Когда турки напали на Грецию и опустошили многие города, настоятель монастыря епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спас чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в город Патрас. Пред смертью он завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И.Влассопуло, наследник которого послал её из Афин в 1839 году с письмом царю в Одессу для препровождения в Петербург.

С 1839 по 1868 год Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а затем до 1877 года - в Троицком соборе Санкт-Петербурга. В 1877 году была перенесена в женский монастырь во имя Казанской Божией Матери в Тверской губернии. «Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской)». (Из книги С.В.Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»).

Богородица на иконе изображена без Младенца-Спасителя, на её шее видна рана. Когда-то эта икона была украшена позолоченной ризой, усыпанной драгоценными камнями. На серебряной вызолоченной раме была высечена надпись: «Сия всечестная святая икона есть дар благочестиваго царя Андроника Палеолога в Монемвасию».

В 20-е годы прошлого столетия после закрытия Казанского монастыря икона была перенесена в Богоявленский собор Вышнего Волочка. Похищена в 1984 году и до сих пор не найдена. Икону эту похищали и раньше, но она всегда находилась. Остаётся молиться о том, что этот святой образ всё же вернётся в свою обитель.

Другая тверская икона, которая также, по преданию, написана евангелистом Лукой, называется Корсунским или Эфесским образом Божией Матери. И у неё своя удивительная история. Дочь полоцкого князя Георгия - Предислава, в монашестве Ефросиния, игуменья Полоцкого женского монастыря, долго просила византийского императора Мануила и патриарха Луку Хрисоверха отдать ей эту икону, находившуюся тогда в Эфесе, где, как известно, Дева Мария провела последние дни своей земной жизни. Наконец просьбу её исполнили, и икона прибыла в Полоцк около 1162 года. То, что она на самом деле была в Полоцке, подтверждает древнее предание о женитьбе святого благоверного князя Александра Невского.
В 1239 году св. князь Александр Невский венчался в Богородицком соборе г.Торопца с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславной, которая, как гласит старая легенда, привезла с собой из Полоцка эту икону. После венчания образ долгое время оставался в иконостасе собора Торопца. Празднование ему было ежегодно 9/22 октября.

В 1676 году в честь этой иконы в Торопце был построен первый каменный собор, который пришлось разобрать после одного из пожаров. И только в 1795 году началось строительство ныне существующего Корсунско-Богородицкого собора, который в настоящее время переживает своё второе рождение.

Стоит обратить внимание, что изображения Корсунской иконы Божией Матери существенно отличаются от Корсунско-Эфесской иконы из Торопца. И этому есть вполне логичное объяснение. В старину на Руси «корсунскими» назывались все греческие иконы, отличавшиеся хорошим качеством письма.

В книге известного исследователя древнерусского искусства А.А.Галашевича «Торопец и его окрестности» есть информация о том, что в 60-е годы прошлого столетия Корсунская икона Божией Матери была на реставрации в Русском музее, где подтверждено её древнее византийское происхождение. К тому времени на иконе сохранилось только изображение одеяния Марии и Младенца Христа.

Уже сейчас Корсунско-Богородицкий собор предстаёт перед нами в былом великолепии, и будем надеяться, что его главная святыня найдёт в нём своё достойное место.

А вот история Иерусалимской иконы Божией Матери, которая была написана евангелистом Лукой. В 453 году эту икону из Иерусалима, куда она должна была попасть из Египта, при содействии Папы Римского Льва Великого доставили в Константинополь. По случаю взятия Корсуни (Херсонеса) равноапостольным князем Владимиром император Василий II преподнёс ему этот образ. А потом было Крещение Руси. Впоследствии князь даровал эту икону новгородцам, где она и оставалась до покорения Новгорода московским царём Иваном IV, после чего была перенесена в Москву, в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году икона исчезла...

Стоит отметить, что, несмотря на утверждение, что все иконы евангелиста Луки оказались в России, некоторые источники указывают, что его иконы есть и в других странах. Одна из них, Богоматери Одигитрии, находится с 1160 года в церкви Сан-Лука близ Болоньи в Италии...

Благодаря тому, что иконы евангелиста Луки неразрывно связаны с историей России, у нас есть возможность сравнить изображения Богоматери на них. И если мы это сделаем, то обязательно придём к выводу, что на иконах Смоленской, Корсунско-Эфесской и Владимирской есть явное портретное сходство.

В «Четьи-Минеях», в житии святого Луки, есть и такие строчки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет».

Виктор Михайлович ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ

http://www.russdom.ru/node/4413

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Грибков
«Тысяча лет русского паломничества»
О паломничестве в России и Тверской области
23.12.2009
Из истории русско-татарских православных связей
На примере Тверской области (Рамешковский район)
13.10.2009
Русские крестьянские семьи
Грибковы, Снежковы, Торбины, Ионовы. Тверская область, Рамешковский район
21.12.2007
Все статьи Виктор Грибков
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09