Кара Божия или природный катаклизм?

0
380
Время на чтение 7 минут
Каждый день в сводках мировых новостей появляется информация о произошедшей где-нибудь катастрофе. Наводнения в Пакистане лишают людей крова и пищи. Аварии на атомных станциях в Японии, Франции заставляют тысячи людей мчаться в аптеку за бесполезным в таких случаях йодом. Сообщения о часто падающих самолетах не дают командировочным спокойно спать. В маленьких островных государствах Океании, Тувалу и Токелау, разыгрывается настоящая трагедия - не хватает питьевой воды.

Даже у самого закоренелого скептика, нет-нет, да и появляется сомнение: может, это все неспроста - сколько можно издеваться над природой? А может, это действительно кара Божия, посылаемая Создателем на головы людские? Как реагировать на это православному христианину?

Чтобы разобраться в смысле происходящего, мы обратились к настоятелю храмов в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святых апостолов Петра и Павла игумену Нектарию (Морозову):

- Многие доморощенные «аналитики», сравнивая происходящее в мире с текстами священных книг, говорят о скором конце света, о том, что Господь карает человечество за его грехи, что настали последние времена. Люди относятся к этим предсказаниям, мягко говоря, по-разному...

катаклизм- Нет ничего неестественного в том, что люди при тех или иных бедствиях, особенно, если эти бедствия происходят одно за другим и уносят множество человеческих жизней, вспоминают о том, что есть такая книга - Апокалипсис, или Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в которой описываются события, непосредственно предшествующие концу нашего мира. Действительно, в Апокалипсисе говорится, что последние времена будут характерны подобного рода разрушениями, природными катаклизмами, а также народными волнениями, войнами... И когда Господь попускает той или иной беде случиться, особенно стихийному, массовому бедствию, Он таким образом напоминает нам о том, что мир, в котором мы живем, не вечен. Более того, наш мир очень хрупок и в одно мгновение он может разрушиться.

Но если бы люди просто вспоминали о конце мира и задумывались при этом, что им нужно в своей жизни изменить, чтобы не оказаться к этому мгновению неготовыми, это было бы на самом деле хорошо. В реальности же можно наблюдать два типа поведения. Первый, когда люди впадают в панику, когда мы видим то, что именуется алармизмом. Все кричат, мечутся в ужасе, тут же вспоминаются или придумываются какие-то пророчества, причем сроки конца мира называются совершенно конкретные. Конечно, такая паника ничего полезного для души человеческой не несет. Второй тип - это отношение к концу света как к развлечению. Об этом пишут газеты, эта тема обсуждается в телепрограммах, и постепенно она становится не такой уж и страшной. Вот, например, тема глобального потепления. Про это снимаются фильмы, пишутся фантастические романы, в которых мир гибнет. Возникает такое чувство, что, когда мир и вправду начнет рушиться, найдется кто-то, кто и тогда попытается снять про это фильм и написать роман, или сделать компьютерную игру для детей под названием «Гибель мира»! Не подумайте, что я утрирую, так и есть на самом деле. Примерно о том же говорил преподобный Амвросий Оптинский: наша жизнь такова, что если на одном конце деревни будут вешать людей, на другом ее конце будут пить, плясать и веселиться, говоря при этом: "До нас еще не скоро дойдут!". Вот именно таково отношение к апокалипсису в современном мире.

А ведь когда к Спасителю пришли Его ученики и рассказали Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью жертв, или же о тех, на кого упал столп и много народу погибло, Господь сказал - не думайте, что они были грешнее всех остальных; если вы не покаетесь, то все так погибнете...

Где же корни такого легковесного, бесшабашного отношения к Апокалипсису? Мужество, отсутствие страха?

- Нет, это вовсе не мужество, не отсутствие страха. Если этих людей поставить перед лицом сиюминутной опасности, их реальной смерти, то, скорее всего, и обнаружится их подлинное «мужество». Такое поведение, в частности, представителей западной цивилизации, признак деградации - мира, общества в целом. Враг прекрасно знает: достаточно любую вещь, мысль высмеять, заболтать и она утрачивает свою силу. В православной аскетике есть такое правило - памятование о смерти, которое настоятельно рекомендуется всем, кто радеет о своем спасении. Об этом сказано в Писании: поминай последняя твоя и во веки не согрешишь. Но вспоминать-то можно по-разному! Святым отцам, которые учили прилежать о памяти смертной, диким показалось бы, что кто-то может сделать воспоминание о смерти поводом для шуток и веселья. Что это самое универсальное, самое страшное явление в человеческой жизни кто-то может заболтать и затереть.

И, тем не менее, это ведь происходит, особенно в современном мире?

-Да. Так и происходит. Можно привести такой пример. Нам, священникам, приходится бывать в реанимационных отделениях медицинских учреждений, где часто умирают люди. И можно видеть два типа отношения врачей к пациентам. Одни способны сострадать, сопереживать больному, относиться к нему как к единственному и неповторимому созданию. Но таких врачей, прямо скажем, немного, это подлинные подвижники. А чаще всего у медиков развивается профессиональный цинизм. Врач смотрит на пациента, близкого к смерти, как на некий набор признаков, жизненных показателей, набор травм, заболеваний. Однажды я был в отделении реанимации одной из московских клиник, исповедовал и причащал поступившего туда в тяжелом состоянии человека. И мне пришлось быть свидетелем такой сцены. Несколько молодых девушек-студенток, будущих медиков, везли по коридору на каталке пострадавшего, вид которого был ужасен (у него, судя по всему, топором была разрублена голова). Они оживленно беседовали о чем-то, весело смеялись, везя человека с размозженным черепом, окровавленного, но еще живого. Понятно, что в больнице, в этой или любой другой, мы имеем дело с защитной реакцией на созерцание боли и страданий. И только человек верующий поймет, как вместить это и попытаться осмыслить. А неверующий сопьется, либо впадет в депрессию, либо станет циником. И веселиться будет, потому что человек для него - уже не человек, а кусок мяса, между ними невидимая, но непроницаемая преграда. И когда мы говорим о том, как люди могут смеяться над концом мира, я повторюсь - в этом есть дьявольская уловка, чтобы подвигнуть людей на то, чтобы они самое страшное для себя постоянно высмеивали. Если каждый день говорить слово «смерть» помногу раз, то через какое-то время можно заметить, что само понятие это встало по значению в один ряд со словом «спички», «дерево»...

Почему существует заповедь не произносить имени Божьего всуе, то есть, по пустякам? Потому что, когда человек повторяет имя Божие регулярно, но без благоговения, оно тоже становится для него в ряд обычных слов. В сущности, эта заповедь распространяется на все, что есть в нашей жизни. Ведь Господь говорит в Евангелии о том, что мы дадим ответ за каждое праздное слово, а не только за имя Божие, произнесенное всуе. Человек в конце концов перестает даже понимать, что он говорит. И когда люди смеются над концом света, они также уже не понимают, над чем потешаются.

- Получается, дьявол ворует у нас время, отведенное для покаяния?

- Да. И человек, в минуту смертельной опасности оказывается не готов встретить свой конец... Однако вот еще на что я бы обратил внимание. Мы поговорили об отношении людей, верующих или нет, к этим событиям. Но надо, наверное, сказать и о самой природе этих событий. Люди ведь задаются вопросом: почему все это происходит? С одной стороны, природные катаклизмы - дело Промысла Божия. С другой, не надо иногда пытаться как-то по-особому это объяснить. Почему? Дело в том, что когда первозданный человек пал, все последующее, что будет происходить с ним, с его потомками, природой - все это уже было заложено в том проклятии, которое обрушилось на него по грехопадении. Апостол Павел говорит, что вся тварь доныне стенает и мучается. А стенает она не потому, что виновата, а из-за человека. Потому что и животные до грехопадения Адама жили иначе. Человек и является испокон веков виновником всех тех катаклизмов и природных катастроф, которые происходили, происходят и будут происходить.

До грехопадения достоинство человека было безмерно высоко. Он был венцом творения, был поставлен Богом как бы царем над всем видимым миром. К нему приводит Господь животных, и он нарекает им имена. В этом - указание на то, что он был способен проникать в самую суть явлений, правильно выявлять, определять ее. И в этом же - указание на его царственное положение. Идеальный план творения и заключался в том, что человек, став обладателем всего мира, все это и самого себя должен был принести Богу. «Твоя от Твоих Тебе приносяще...» - то что мы слышим при совершении Евхаристии. Но произошло нечто совершенно иное, начался обратный процесс - разрушения, постоянной деградации. И поскольку мир стал разрушаться именно вследствие грехопадения человека, мы можем с уверенностью сказать, что сама Земля и все, что есть на ней, крепчайшим образом связаны с человеком. И так от грехов человечества мир продолжает страдать - в силу этой невидимой связи.

- То есть это единство совершенно реально?

- Даже животные чувствуют, хороший человек или плохой, добрый или злой, и к плохому, злому человеку подходить не будут. Как это по-другому объяснить, как не отголоском того прежнего единства, отвечавшего замыслу Творца? Именно то, как живут люди на земле, ее и разрушает, приводит к тем катаклизмам, которые мы с вами наблюдаем. Кому-то это покажется невероятным, но на самом деле все именно так и обстоит!

Как разрушится этот видимый мир, как прекратится его существование? - Мы этого не знаем. Возможно, что это произойдет неким сверхъестественным образом, возможно, к гибели его приведут те же самые природные катаклизмы. Хотя никак нельзя исключить и такой вероятности, что разрушат его сами люди, причем неважно, что это будет - ядерная война или же техногенная катастрофа... И то, и другое - проявление того безумия, в которое скатывается все быстрей и быстрей по мере своего удаления от Бога мир.

- Что надо сделать человеку, чтобы отсрочить Апокалипсис?

- А я не уверен, что человек должен ставить перед собой задачу отсрочить Апокалипсис. Это ложная цель; мы должны думать только о том, как праведно, чисто жить и с чем мы предстанем перед Богом. Думая об этом и поступая в соответствие с тем, о чем мы думаем, мы так или иначе отсрочим Апокалипсис. Но не это должно быть нашей целью. Если мы будем так жить, нам будет не важно, сейчас оборвется наша жизнь, или потом. Мы должны готовиться к встрече с Богом.

А на происходящие природные катаклизмы верующему человеку, повторюсь, надо смотреть как на напоминание о том, что мир этот бренный, мы сами бренны и в любое мгновение наша жизнь может прерваться. И та окончательная встреча с Богом, на которой определится наша вечная участь, может произойти не когда-нибудь, а очень скоро. Мы постоянно говорим - потом. Потом покаюсь, потом исправлюсь, положу начало новой жизни. А это напоминание нам о том, что этого «потом» может не быть. Как говорил один святой, «сегодня» принадлежит нам, а «завтра» - Богу. Поэтому нужно делать то, что от нас зависит, сегодня и не откладывать на завтра. Которое, как мы уже говорили, может и не наступить.

Беседовал Александр Яхонтов

http://www.rg.ru/2011/10/11/internet.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45