Преподобная Досифея, людей киевских молитвенница и ходатаица

0
865
Время на чтение 9 минут
Эта удивительная история произошла в киевской южноокраинной обители, именуемой загадочно для современного уха Китаевой пустынью.

В самом деле, что такое «китай»? Какой такой «китай»? Мы знаем лишь огромную страну с двухмиллиардным населением, в старину именовавшую себя Поднебесной империей. Кто-то, быть может, вспомнит и древний Китай-город, располагающийся в центре Москвы и не столь давно обнаруженный фрагментами при раскопках.

Но есть свой Китай и в Киеве (то ли от тюркского слова «китай» - укрепление, крепость, то ли городок был огорожен «китами», особенными укрепительными жердями). И, между прочим, это не только историческое место, но и духовное, связанное с жизнью знаменитых подвижников православия. В киевском Китае, в пещерах, еще чуть ли не с докиевских времен селились подвижники веры, иноки, искавшие особенного молитвенного уединения. Сюда притекали и монахи Киево-Печерского монастыря. Тут образовалась обитель. А в 1763-1768 годах известный архитектор украинского барокко С. Д. Ковнир построил в монастыре каменную Троицкую церковь. Со временем здесь были построены кельи, колокольня и другие сооружения, не сохранившиеся до наших дней.

Китаевская пустынь сегодня

Китаевские пещеры получили второе рождение, то есть «объявились», и изучались с середины XIX века.

* * *

Самым знаменитым из подвизавшихся в Китаеве старцев стал преподобный Досифей (с греческого «данный Богом»; в русской традиции больше известно имя с обратным порядком компонентов - Феодосий, русский вариант - Федосей), прославившийся в ХVIII веке.

Святая Досифея Киевская

Лишь после кончины старца открылось, что под именем Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья. Одна из судьбоносных ролей старца Досифея для Русского мира явилась в том, что старец, еще в Киево-Печерской лавре, благословил на Саровский подвиг пришедшего пешком из Курска молодого мещанина Прохора Мошнина, ставшего впоследствии преподобным Серафимом Саровским. Вот как об этом судьбоносном событии поется в Акафисте преп. Серафиму: «Имея тщание о подвизе иноческого жития, во святый град Киев поклонения ради преподобным Печерским притекл еси и от уст Преподобнаго Досифея повеление приим в пустыню Саровскую путь свой управити, верою издалеча облобызал еси место святое сие и тамо вселився житие твое богоугодное скончал еси... радуйся, Преп. Серафиме, Саровский чудотворче».

* * *

Родилась Дарья в 1721 году в семье знатных рязанских дворян Тяпкиных, ведших свой род от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, любимого окольничьего Дмитрия Донского, великого князя Московского. Дарья имела иноческую наследственность: ее бабка в преклонные годы стала монахиней Порфирией в женском Свято-Вознесенском монастыре близ Спасской башни Московского Кремля. Двухлетнюю Дашу родители привезли в Москву погостить у бабушки, и Порфирия почувствовала в ней избранницу Божью. Удивительно: с пяти лет Дарья держала строгие посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучившаяся грамоте, привыкшая к бабушкиным вечерним читкам Евангелия, Дарья, когда ее девятилетней возвратили в родительский дом, не смогла принять к сердцу законов мирской жизни.

В пятнадцатилетнем возрасте отроковица тайно пешком отправилась в Москву к любимой бабушке. Однако без родительского благословения в обитель ее не взяли. Дарья купила мужскую одежду, коротко остриглась и под личиной крестьянского мальчика ушла в Троице-Сергиеву Лавру.

Кто же был начитанной девушке духовным примером? Преподобная отроковица Мария, которая, переодевшись в мужскую одежду, поселилась вместе с отцом в мужском монастыре под именем Марин, творя чудеса подвижничества. И преп. Евфросиния, 16-ти лет от роду также переодевшаяся в мужское платье и под именем царского евнуха Измарагда навсегда пришедшая в мужскую обитель - на 38 лет поселившись там и лишь за три дня до кончины, на смертном одре открывшись прибывшему в монастырь отцу.

Пришлось и Дарье скрывать свою тайну, постоянно находясь среди братии, работать на самых тяжелых послушаниях. Верно размышляют православные: выдержать тяжелые мужские послушания девушке в течение трех лет возможно было лишь с Божией помощью.

Родственники девушки не оставляли надежд разыскать свою дочь; видимо, поразузнав у людей, они прибыли в Троице-Сергиеву Лавру и там внезапно узнали ее в одном из послушников. Имея твердую решимость, Дарья в ту же ночь, не входя в беседу с родичами, покинула великую обитель, чтобы за два месяца добраться до Киево-Печерской Лавры, колыбели русского иночества.

Однако в Киеве архимандрит Иларион Негрембецкий беспаспортного беглеца принять в число братии отказался, доложил о том митрополиту Рафаилу Заборовскому, который, побеседовав с просителем и подивившись его разуму и начитанности, тем не менее, тоже не счел возможным нарушать закон.

В Китаевских пещерах сегодня

Вот тогда-то Дарья-Досифей и пришла в Китаевскую пустынь, где на вершине горы руками вырыла себе в земле пещеру, и прожила там 17 лет. Уверяют, что питалась подвижница мхом, кореньями, добываемыми по ночам, а также хлебом и водой, которые время от времени приносил ей инок из Китаевой пустыни.

Такое подвижничество не могло не снискать мирской славы. И стали со всей Руси притекать к мудрому старцу Досифею и стар, и мал. И, как уверяли, никто никогда не видел лица старца Досифея. А низкий голос, походка и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в Досифее особу женского пола.

Семья Тяпкиных не оставляла надежд, и родная сестра Дарьи Агафья однажды прибыла издалека к прозорливому старцу в Китай на гору, чтобы узнать о судьбе пропавшей. Через узкое окошечко своей земляной келии благословил Досифей свою сестру и отчасти успокоил тем, что Дарья отдана иноческой духовной жизни, и указал больше ее не искать.

Уверяют, что старец пещеры никогда не покидал и никого не впускал. С приходящими за советом и благословением общался через маленькое окошко. Исключение сделал только для Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, прибывшей в Киев ко святыням в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей Императрицей. Именно тогда монашествующие в срочном порядком изготовили для Императрицы тропинку и лестницу из деревянных ступенек - чтобы Государыня смогла пешком подняться на Китай-гору в пещеру Досифея.

Ступеньки на Досифееву гору в Китаевой пустыни

Царица долгое время провела с покаянной исповедью у старца, получив и советы о будущем трона. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения Досифея в рясофорные иноки (не имевшего никакого монашеского чина), и сама присутствовала на нем. При постриге имя подвижнику было сохранено.

* * *

Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, преподобный Досифей переселился в Дальние пещеры Лавры и духовно воспитал здесь будущего известного соловецкого подвижника Феофана, который по благословению подвижника некоторое время находился в Молдавии на послушании у преп. Паисия Величковского, основоположника знаменитого русского старчества XIX века. А перед своей кончиной преподобный Досифей сам указал Феофану идти на Соловки.

Был и такой провидческий эпизод в жизни Досифея. Однажды старец послал Феофана к пономарю Великой церкви, то есть Свято-Успенского собора Киевской Лавры, и велел принести херувимского ладана. Положив ладан у себя на окошке, Досифей стал раздавать его по кусочку каждому приходившему за благословением, приговаривая: «На, возьми, да покури хорошенько у себя на дворе... Скоро будет страшное несчастие... Люди станут падать на дороге и умирать, как мухи... Но вы не унывайте... Не падайте духом, дети... А молитесь, молитесь...». Это было предсказанием моровой язвы, которая разразилась в Малороссии в 1770 году. Говорят, что те, кто оказался наделен ладаном преподобного Досифея, остались невредимы.

Последние четыре года своей земной жизни Досифей провел в наземном Китаевском скиту. Существует предание, что Досифей в последнее время своего пребывания в Лавре состоял лекарем. Отказавшись от сана иеродиакона, стал Христа ради юродничать, бегая по улицам Киева, посему лаврское начальство и предложило ему снова переселиться в Китаевскую пустынь.

Осень в Китаевской пустыни. Современный вид

Известно, что за день перед своей кончиной преподобный вышел из затвора и прошел по кельям, слезно, падая на колени, прощаясь с братией. Скончался Досифей, снова затворившись в келье, 25 сентября (8 октября по н. ст.) 1776 года, на 56-м году жизни. Иноки обнаружили: Досифей и умершим оставался стоять на коленях перед аналоем, с правой рукой, поднятой в крестном знамении; отмечают, что точно также в 1833 году отойдет потом ко Господу и преподобный Серафим Саровский. Кончина подвижника совпала с памятью преставления преп. Сергия Радонежского, что тоже обращает на себя внимание. А в левой руке почившего была обнаружена записка со странными словами: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь предать его обычному погребению». Никто не стал нарушать завещание, и подвижника с великой славой погребли в монастырской ограде с северной стороны Свято-Троицкой церкви. Однако эта дивная история имела свое продолжние: спустя несколько лет сестра Дарьи Агафья Тяпкина снова приехала в Китаев к старцу. Не застав его в живых, увидала портрет инока Досифея - своей сестры и упала в обморок. Мир узнал тайну подвижницы.

Вход в пещеры Китаевой пустыни
* * *

После кончины Досифея славная духовная нить Китаева не пресеклась. В середине XIX века в Китаевой пустыни подвизался Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил (почил в 1853 году) - широко известный и глубоко чтимый старец, имевший дар прозорливости и чудотворений. У блаженного Феофила часто бывал в детстве с матерью Владимир Шепелев - будущий Киево-Печерский подвижник преподобный Алексий (умер в 1917 году). Володе старец предрек подвижничество в сане иеромонаха.

Во второй половине XIX века в обители трудился и похоронил здесь свою мать Марию и другой прославленный в лике святых Христа ради юродивый киевский подвижник - рясофорный монах Киево-Печерской Лавры Паисий (почил в 1893 году). До перевода из Лавры в Китаево он также не раз бывал у преподобного Феофила.

В пустыни погребен известный в свое время в Киеве подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый (Ковалевский; почил в 1855 году). Мощи преподобного Досифея сегодня пребывают под спудом. Однако могилка обустроена, а в кондаке Акафиста поется: «Аще убо и наста время обретения честнаго тела твоего, но вемы воистину твое пребывание духом с нами».

Символическая гробница старицы Досифеи в Китаевской пустыни

Напомним, что обложенное кирпичом подземное помещение для храма было устроено в Китаеве лишь во второй половине XIX века. По преданию, во время строительных работ к трудившимся на горе инокам подошел неизвестный монах и сказал: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро», после чего стал невидим. В самом деле, лишь полтора столетия спустя, в наши дни в описанной подземной камере был освящен Храм во имя преподобной Досифеи Киево-Китаевской.

В подземной келье преподобной монахини Досифеи. Монах Леонтий. Современное фото

Сегодня, 8 октября, православные отмечают День памяти преподобной Досифеи Киевской. Ей молитвиннице и помощнице всех страждущих посвящены духовные стихи, сложенные паломниками:

Скорбно книгу дней своих листаю
в предвечерней звонкой тишине.
Мати Досифее пресвятая,
Господу напомни обо мне.
Мир несовершенный отвергаю, -
от его сетей убереги,
жизни смысл открой мне, преблагая,
с Богом примириться помоги... Мати Досифее пресвятая,
в сонм входя дождей и непогод,
с грустью провожаю птичьи стаи,
вглядываясь в мутный небосвод. ... Вновь листва кружится золотая,
Полыхая на исходе дня.
Мати Досифее пресвятая,
если хочешь, вымоли меня.

Помощь великих подвижников не прекращается и после смерти. И старица Досифея после своей смерти вымаливает каждого, кто обратится к ней за помощью.

Небо над киевским Китаем


http://odnarodyna.com.ua/articles/14/2120.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Маслюженко
Евгений Матвеев: «Мое кино — прямолинейное. Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу»
К 100-летию со дня рождения великого актера и режиссера
09.03.2022
Живая «мёртвая петля» Нестерова
К 135-летию со дня рождения легендарного летчика
28.02.2022
Лицедейка Ада
Народная артистка СССР Роговцева: от секретаря парткома до «Правого сектора»*
21.07.2020
Все статьи Петр Маслюженко
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24