«По небу полуночи ангел летел...»

0
553
Время на чтение 7 минут
Письмо 24

Завершаем публикацию глав книги обозревателя «Российской газеты» Марии Городовой «Ветер Нежность», в основу которой легла ее переписка с читателями.

Старец Варсонофий
Старец Варсонофий
«Здравствуйте, Мария! По меркам многих, мне можно только позавидовать. Я не беден - у меня свой бизнес, собственность в Европе, - нормальная семья - жена и ребенок; больше того, у меня есть все то, к чему так стремятся люди: здоровье, власть, относительная независимость от колебаний конъюнктуры. Тем не менее, я давно уже чувствую себя глубоко несчастным человеком, и многое бы дал за то, чтобы жить по-другому.

Мария, если бы я повторил эти слова своим друзьям, мне бы, как в анекдоте, посоветовали что-нибудь сменить - любовницу, страну, жену, бизнес. А я бы отшутился, что сто раз пробовал - не помогает. Дело совсем не в том, что, как говорит жена, я устал. Нет, хотя, конечно, все, что я имею, я не выиграл по лотерейному билету - я к этому долго шел и дорого платил. И я все это ценю. Но поверьте, что даже моя новенькая секретарша - девчонка, которая утром, полная каких-то неясных надежд, бежит на работу, потом чуть что удирает с подружками в курилку или втихаря торчит в "Одноклассниках", а вечером такая же окрыленная летит домой, - так вот, даже она в своем абсолютно неосмысленном биении жизни во сто раз счастливей меня. И дело тут не в ее молодости или катастрофической наивности.

Когда мне было 22, я, благодаря "красному диплому" и тестю, попал на очень перспективное место - тесть у меня был секретарем обкома, большой человек в свое время. Жесткий, властный. У него всегда была присказка: "Тебя ломают - а ты не гнись..." И, кстати, никогда не гнулся - 20 лет область "держал".

Помню, Мария, поработал я у него в отделе статистики, попротирал штаны месяц, побегал на "подай-принеси", и вот он меня вызывает и говорит: "Все, хватит! Сам ты пока, как я вижу, пирожок ни с чем... Что ж, будем из тебя человека делать". Старой закалки был, приемы у него специфические, но все-таки, чтобы там ни говорили, эти люди были романтиками. Посадил он меня напротив и спрашивает: "Как ты думаешь, почему меня люди слушаются?" Я выпалил: "Боятся!" - я и сам тестя побаивался. - "А чего боятся-то?" - "Ну, партбилет боятся потерять". Он усмехнулся: "Страх не в партбилете, а вот тут - бери глубже. (И на сердце показывает.) Люди, студент (он меня, когда в хорошем настроении был, студентом называл), бывают двух сортов: те, кто подчиняется, и те, кто подчиняют. И никакого выбора - либо ты в стаде, либо вожак. Либо ты на побегушках, либо..." - и показал глазами наверх.

"И как ты думаешь, студент, как же их, - и он показал на дверь, которая вела в приемную, - заставить себя уважать и бояться? Молчишь, не знаешь... А на это наука есть. Учись, пока я добрый. Вот пришел к тебе человек, заходит в приемную - а там очередь. А ты его сразу не принимай, ты его помаринуй, вот уже гонор с него и пооблетел. Дальше... Входит к тебе, ну, например, директор завода, а ты сиди бумаги читай - головы не поднимай. Паузу держи, паузу. Матерый начальник может, знаешь, какую паузу держать! Глаз не поднимай, пока не почувствуешь, что все, сломался он, засуетился. Пусть первый говорить начнет. Ну, а уж как подловил его, так и подсекай. Оторвал глаза от бумаг и теперь взглядом по нему внимательно пройдись - с ног до головы, ме-е-едленно так, чтоб он поеживаться стал, и спокойно так останови взгляд - вот сюда смотри, не в глаза, а на переносицу. Запомнил? Точку себе там представь и уж теперь взгляд не отводи - смотри и молчи... Вот и вся, студент, наука", - засмеялся он. Потом вызвал свою секретаршу и говорит: "Лариса, я отъехал; Мажукова Сергей Валерианович примет", - сказал, подмигнул мне и в комнату отдыха ушел - была у него такая за кабинетом.

Сижу я, Мария, и впускает Лариса Михайловна этого самого Мажукова - здоровый такой ломоть, председатель колхоза. У меня первое движение было подскочить и поздороваться, но я сижу, в бумаги уткнулся - боюсь перед тестем опростоволоситься. Сижу, молчу, все как Михаил Семенович учил, а у самого аж руки вспотели. Еще б минута - и не выдержал бы, но вдруг понимаю, что Мажуков этот начинает что-то суетливо докладывать, оправдываться; поднимаю глаза и вижу, что этот бугай, орденоносец, как школьник передо мной - весь покраснел, и испарина на лбу выступила...

Уж сколько всего с тех пор прошло, а как сейчас помню свои чувства - и неловкости, и упоения какого-то: все-таки не "ни с чем я пирожок", чего-то да стою... Умнейший был мужик Михаил Семенович, такие дела можно было бы с ним проворачивать, но вскоре перестройка грянула, его потеснили, а потом и вовсе сняли. Он, я считаю, от несправедливости и слег - инсульт. По здоровью ему бы жить да жить еще, он и парализованным-то почти шесть лет лежал.

Мы с женой к тому времени в Москву перебрались, но его навещали и, чтобы второй дочке было легче, сиделку оплачивали. Вот судьба у человека: тот, кто всю область в ежовых рукавицах держал, теперь от настроения сиделки Нюры зависел. Нет, она и честная была - чужого не приберет, и сильная - легко ли все время парализованного тягать, то судно подкладывать, то переворачивать, чтоб пролежней не было, - на это силы нужны. А Нюра и сильная, и аккуратная была, да уж больно сварливая... Тесть, конечно, с болезнью изменился.

Помню, незадолго до его смерти заехал к нему - в городе по делам был, - а он уже говорить не мог, но, думаю, все понимал. Увидел меня - вижу по глазам, что обрадовался: любил меня. Стою я, какие положено слова говорю, но неясно: понимает он или нет. И тут колокол на церквушке, что на соседней улице, зазвонил, и вижу: он так обрадовался. Даже сказать что-то попытался. А что - непонятно. Ну, вроде: "Иии-ть аа-чу". Я ему: "Пить хочу?" Он глазами показывает, что нет, и опять: "Иии-ть аа-чу", - и глазами показывает на раскрытое окно, туда, откуда звон летит. Я потом догадался, спрашиваю: «Жить хочу?» - и он обрадовался, что я правильно понял, и слезы у него как горошины. Как сейчас эта картинка перед глазами. Он почему-то и снится мне только таким - беспомощным, с трясущимся подбородком и слезами...

А года полтора назад, Мария, был я в соседней области по делам, и машина встала. Да еще хорошо, что не в чистом поле, а у монастыря. И пока машину чинили, в монастыре служба начиналась, и такой же колокольный звон по всей округе... Знаете, это трудно объяснить, но то ли потому, что я никуда не спешил, то ли потому, что Семеныча вспомнил, но вдруг ощутил, что вот это какая-то иная жизнь. Как будто меня что-то коснулось. Или я прикоснулся к чему-то иному - не знаю даже, как объяснить. И слезы на глазах, но и радость - сам не заметил, как тоска моя прошла. Не знаю, поймете ли Вы меня, но я, несмотря на слезы, только там себя живым и почувствовал.

Сергей Валерианович».

Здравствуйте, Сергей Валерианович! В начале XX века в Оптиной пустыни жил знаменитый старец Варсонофий; он говорил, что вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств - все творится по воле Создателя. Просто мы не понимаем значения того или другого обстоятельства: перед нами множество шкатулок, а ключей нет. И дальше старец неизменно добавлял: «Да сподобит нас Господь этой жизнью приобрести право на вход в жизнь вечную!»

Сам Варсонофий обладал бесспорным даром прозорливости; к старцу за советом приезжали со всей России. Это был титан духа, человек необычайной судьбы. Деды и прадеды его были купцами-миллионерами в Самаре, им даже принадлежала целая улица. Молодость будущего святого, по его же словам, проходила весело и шумно: денег было много - делай что хочешь. Окончил Оренбургское казачье военное училище, затем штабные офицерские курсы в Санкт-Петербурге, делал блестящую карьеру военного, получил чин полковника. Это были все внешние обстоятельства жизни Плиханкова Павла Ивановича. Как он говорил - внешняя шкатулочка.

Но внутри шла глубочайшая работа, как он писал в своей книге «Духовное наследие», - это были годы искания. «Томится душа и нигде не находит утешения». Но потом пришло, созрело решение, и он начал уходить из мира. Сначала внутренне, почти неявно для окружающих, а потом, уже в 46 лет, и внешне. Вот как он писал об этом: «Мир - это такое чудовище, что, если повернуть круто, разорвет. И вот стал я постепенно освобождаться от уз мира, становилось все легче и легче, и наконец совсем освободился от него». В 46 лет Павел Иванович Плиханков приехал в Оптину пустынь и, получив благословение на иноческую жизнь, начал свое служение Богу и людям.

Сергей Валерианович, в Церкви есть предание, что еще до рождения человека в этот мир, в тот миг, когда душа вселяется в неродившегося ребенка, она видит всю красоту мира горнего. Всю красоту Царствия Небесного. И то чувство томления по Богу, которое пришло и к Вам, чувство, которое хотя бы раз в жизни испытывает каждый человек, - это не что иное, как воспоминание Вашей души об этом. Душа тоскует о своем Творце, ищет Его, и ничто, никакая земная радость не может восполнить пустоту, возникшую при разрыве связи создания со своим Создателем. Помните, как у Лермонтова: «По небу полуночи ангел летел, / И тихую песню он пел...»?

И дальше:

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Сергей Валерианович, разве можно лучше выразить это свойственное каждой душе чувство тоски по миру иному, горнему? И чувство неполноты человеческой жизни, ее обделенности, если человек - существо не только земное, но и духовное - этого духовного еще так и не обрел?

Спасибо за искреннее письмо.

Молитва Ангелу хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети и от всякаго зла сохрани, ко всякому благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва к Ангелу хранителю

(Из утренних молитв)

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/49009.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Городова
Лента времени
Когда история не разделяет, а объединяет
20.11.2015
"Белый ангел" над Москвой
Крестный ход памяти героев Первой мировой войны прошел в столице
17.02.2015
Наказание зла
Порок выглядит соблазнительным чаще, чем мы думаем
23.07.2012
Все статьи Мария Городова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
20.04.2024 13:05
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22