Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Силы и слабости РПЦ: Как общество относится к Церкви?

Алина  Багрина, Нескучный сад

29.07.2011

О слабых сторонах церковной жизни затрудняются ответить 80 процентов Россиян, в тоже время, что у РПЦ нет слабых сторон, утверждает только 3% опрошенных. Сколько в стране православных и как общество относится к Церкви? На эти вопросы отвечает последнее исследование кандидата социологических наук, координатора социологической службы "Среда" Алины БАГРИНОЙ , с ее разрешения мы публикуем на нашем сайте фрагменты ее доклада: «Русская Православная Церковь и общественное мнение».

Последние годы были знаковыми для Русской Православной Церкви. Начались изменения, которые раскроются в российской истории не сразу, а через какое-то время. Возможно, социологи, политики и богословы будущего будут возвращаться в наш сегодняшний день, пытаясь понять, чем сопровождались начавшиеся перемены в общественном сознании. Понимание не бывает полным, но для продолжающегося поиска всегда находятся новые отправные точки.

Цель работы - предложить несколько таких отправных точек, характеризующих восприятие Русской Православной Церкви общественным мнением и окружающее информационное пространство на границе 2009 и 2010 гг.

В предлагаемой работе по возможности нет ни прогнозов, ни оценок. Вниманию читателей предлагаются результаты своего рода эксперимента, когда для получения объемной картины общественного мнения сопоставляются два независимых исследования: контент-анализ СМИ за 2009 г. («информационное предложение»); социологическое исследование общественного мнения в 2010 г. («социальный запрос»).

Рис.1: (По данным «ФОМ-Пента», 2010г.)

На вопрос о слабых сторонах РПЦ 81% от числа опрошенных отказались от ответа. О том, что у РПЦ нет слабых сторон, сказало 3% опрошенных. Не нашло ответа на вопрос о сильных сторонах РПЦ 55% опрошенных. Это выглядит не очень последовательно на фоне того, что 72% опрошенных называют себя православными, причем поддержка альтернативных православных церквей в России статистически невелика. 19% опрошенных среди слабых сторон чаще других называли негативные качества священников: отчужденность, корысть, лицемерие.

Другие наиболее часто встречающиеся «слабые стороны» РПЦ, по мнению опрошенных: «разъединение в самой Церкви», «слабое развитие в сельской местности», «в сравнении с мусульманской верой -- мало внимания к семейным ценностям», «Церковь принимает средства от людей, которые нечисты на руку», «не нравится роскошь, выставленная напоказ», «игра на чувствах -- сплошное притворство», «зомбирование людей».

Варианты названных «сильных сторон»: «не дает людям опуститься», «вера в то, что есть жизнь на небесах, есть Бог, который нам поможет», «может объединить общество», «Церковь помогает людям пережить горе», «при церквях организуются приюты», «наставляют молодежь на правильный путь», «работа и общение с прихожанами», «уходит корнями в историю», «дело в самой личность Патриарха -- это все определяет», «Кирилл откровенно говорит, я каждую субботу смотрю», «мне нравится, что все так красиво, -- обряды, одежды церковные», «человеку присуще во что-то верить -- Церковь это и воспитывает», «Церкви мало кто отказывает в просьбах», «содействие государству в трудные времена», «выступают против пьянства, наркомании», «введение Церкви в оборону, армию и исправительные учреждения», «верят в нас».

 

Религиозная самоидентификация респондентов и социально-демографическая специфика православной воцерковленности.


В ходе опроса, проведенного Фондом «Общественное Мнение» в январе и феврале 2010, было опрошено 2000 человек. Генеральная совокупность - население РФ старше 18ти лет . Опрос проведен в 44 субъектах РФ по выборке омнибусного типа «Пента», репрезентирующей население по полу, возрасту, образованию, доходу и типу населенного пункта; статистическая погрешность 3,3%.

Результаты оценки количества респондентов, исповедующих ту или иную религию, представлены в табл. 2.1.

Как видно из полученных данных, 72% опрошенных (то есть примерно 83 миллиона человек) называют себя православными, при этом по-разному оценивая степень своей воцерковленности. Количество исповедующих буддизм оказалось менее 1% , или менее 1.15 миллионов человек (в любом случае, меньше статистической погрешности). Второй по численности конфессией среди россиян оказывается ислам (7%, или 8 миллионов человек). Количество россиян, относящих себя к неправославным христианам, составляет около 2 миллионов человек.

Попытаемся найти возможные зависимости между воцерковленностью респондентов и их социально-демографическими характеристиками. Перед началом этого поиска, необходимо еще раз упомянуть о том, что сделанные находки будут иметь гипотетическую социологическую значимость, поскольку отслеживаются на небольших по наполненности группах. В случае, если в дальнейшем будет поставлена задача подтверждения или опровержения предложенных гипотез, потребуется проведение исследования на большей выборке или на выборке с предварительно заданными квотами.

Возможную зависимость между полом опрошенных и степенью их воцерковленности иллюстрирует рис.2.1. Как видно, с ростом воцерковленности количество мужчин уменьшается почти в два раза и составляет около четверти воцерковленных россиян. Соответственно, три четверти воцерковленных россиян - женщины.

Рис.2.1: Связь между воцерковленностью и полом (в % от количества респондентов в группах; источник: «ФОМ-Пента», 2010г.)

Посмотрим на соотношение воцерковленности и возраста опрошенных (рис.2.2). Среди воцерковленных россиян довольно мало молодежи (16% от группы, представленной четырьмя процентами всей выборки - значение в рамках статистической погрешности), зато 43% людей старше 60-ти лет выглядит сравнительно значимым результатом.

Рис.2.2: Связь между воцерковленностью и возрастом (в % от количества респондентов в группах; источник: «ФОМ-Пента», 2010г.)

Рис.2.11: Атеисты, связь с социально-демографическими характеристиками (в %; база: 227 респондентов; источник: «ФОМ-Пента», 2010г.)

Возможная социально-демографическая специфика атеистов проиллюстрирована на рис. 2.11. Видно, что среди атеистов заметно больше мужчин, чем в среднем по выборке, и несколько больше людей в возрасте от 30ти до 50ти лет. Что касается уровня образования, разницы не заметно.

Рис.2.12: Неправославные христиане, связь с социально-демографическими характеристиками (в %; база: 31 респондент; источник: «ФОМ-Пента», 2010г.)

Численность группы неправославных христиан (31 человек) слишком мала для каких-либо выводов, но в плане частного наблюдения можно отметить в ней сравнительно большее, чем по выборке, количество молодежи, а также большее количество людей с высшим образованием.

Репутация Русской Православной Церкви («имидж-радар»).


Исследование репутации Русской Православной Церкви среди населения было проведено при помощи «имидж-радара», состоящего из шести репутационных осей. Для их построения респондентам было предложено шесть утверждений, три из которых позитивны, а три - негативны. По каждому из утверждений оценивалась степень согласия или несогласия респондента по пятибалльной шкале.

Рисунок 2.20 иллюстрирует получившееся распределение респондентов по репутационным группам. Как ожидалось, доминирует группа «безусловно поддерживающих». «Критикующих» (как поддерживающих, так и не поддерживающих) в сумме оказалось 18%, а оставшиеся 17% представлены «равнодушными».

Рис.2.20: Репутационные группы на основании анализа средних значенияй по шести репутационным осям (база: 2000 ч-к; источник: «ФОМ-Пента», 2010г.)
Возможная зависимость между возрастом респондентов и их принадлежностью к той или иной группе представлена графиком на рис. 2.21. Достаточно последовательной выглядит связь между уменьшением возраста и возрастающим отчужденным отношением к РПЦ. Половина группы «безусловно поддерживающих» находится в возрасте старше 45ти лет.

Рис.2.21: Репутационные группы; связь с возрастом респондентов (в % от количества респондентов в группах; источник: «ФОМ-Пента», 2010г.)

Рис.2.22: Репутационные группы; связь с возрастом респондентов (в % от количества респондентов в группах; источник: «ФОМ-Пента», 2010г.)

Попытка обнаружения взаимосвязи между восприятием репутации РПЦ и образованием респондентов проиллюстрирована на рис.2.22. В группе «равнодушных» несколько большее, чем в среднем по выборке, количество респондентов с образованием средним и ниже среднего. Люди с высшим образованием, напротив, реже остальных оказываются «равнодушными» к репутации РПЦ, и чаще остальных - в числе ее «критиков».

Динамика.



«...Но так же, как ни от кого нельзя получить той религии, которой не имеешь в себе, ни от кого нельзя получить и той общественности, которой в себе не имеешь».
Н.А. Бердяев Новое Христианство, «Русская Мысль», 1916 г.



Данные, представленные в первой и второй главах, описывают ситуацию, сложившуюся в настоящее время. Для того чтобы посмотреть на происходящее в динамике, хотелось бы сравнить собранные данные с ранее полученными и находящимися в открытом доступе результатами опросов. Такая возможность представляется сравнением новых полученных данных с исследованием ФОМ, проведенном в 2008 г. и размещенном на сайте этой компании .

Рис.3.1: Количество православных по самоидентификации (% от выборки; источник: ФОМ 2008; ФОМ 2010.)

На рис. 3.1. приведен график, иллюстрирующий рост количества православных россиян с 1992 по 2010 гг. Необходимо учесть некоторое различие в формулировке вопроса. В 1992, 2000 и 2008 годах вопрос звучал следующим образом: «Считаете ли Вы себя верующим человеком? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) Вы себя относите?». Изменился размер выборки: в 2010 г. она была увеличена с 1500 до 2000 человек. С учетом сделанных оговорок, разница в 12% между 2008 и 2010 годами выглядит значимой. Возможно, на протяжении последних двух лет произошел некий скачок в количестве называющих себя православными россиян. 12% - это, скорее всего, нижняя граница «скачка», т.к. в 2008 году опрос происходил 19-20 апреля, то есть за неделю перед Пасхой, в то время как в 2010 году опрос был проведен в начале февраля, до начала Великого поста. Таким образом, данные за 2008 г. могут быть относительно завышены.
Привел ли этот рост к изменению количества воцерковленных россиян?

Результаты поиска вторичных данных по динамике воцерковленности представлены на рис. 3.3.

Рис.3.3: Динамика воцерковленности россиян (вторичные данные)

Похоже, здесь существенных изменений не наблюдается. В настоящее время можно слышать о большем количестве исповедующихся и причащающихся в православных храмах, но это еще не нашло социологического отражения при анализе всероссийских выборок.

Внимание к религиозным организациям со стороны СМИ: количество упоминаний и нейтральность.


Исследование контента, или содержания, российских СМИ проводилось для восьми объектов, каждый из которых был представлен группой ключевых слов.

    Основной объект исследования:

  • Православие (Русская православная церковь, Московская Патриархия, Патриарх Кирилл)

    • Дополнительные объекты исследования:

  • Православные организации не относящиеся к РПЦ - «Альтернативное православие» (Русская православная церковь за рубежом, Русская Православная Старообрядческая Церковь, Российская Православная Автономная Церковь)
  • Ислам (Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России, Духовное управления мусульман Кавказа, Духовное управление мусульман Европейской части России, Гайнутдин Равиль Исмагилович)
  • Католицизм (Римско-Католическая Церковь, Бенедикт XVI)
  • Протестантизм (Союз христиан веры евангельской, Всемирный совет церквей, Церковь Адвентистов Седьмого Дня)
  • Лютеранство (Евангелическо-лютеранская Церковь)
  • Иудаизм (Федерация еврейских общин России, Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России, Берл Лазар)
  • Буддизм (Буддийская Традиционная Сангха России, Далай-лама XIV, Аюшеев Дамба Бадмаевич)

  • Секты (Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, Саентологическая Церковь, Свидетели Иеговы)
    Количество упоминаний в 2009 году представлено на рис.1.1.

    Рис.1.1: Количество упоминаний религиозных организаций в 2009 г. (Источник: «Медиалогия»)

    Если принять за 100% все упоминания религиозных организаций (71 114 упоминаний), то в процентном отношении на долю православия приходится 72%; на долю католицизма - 13%, на долю протестантизма и лютеранства - 1%; на долю ислама - 4%; на долю буддизма - 4%; на долю иудаизма - 2%.

    Всего в абсолютных показателях на долю православия приходится 51 930 упоминаний. Много это или мало? Для сравнения, «Газпром» в 2009 году в СМИ упоминался 223 124 раза (то есть в 4 раза чаще); Министерство Внутренних Дел (МВД) упоминалось 446 476 раз (чаще почти в 9 раз).

    Помимо подсчета количества упоминаний, программные средства «Медиалогии» позволяют дифференцировать позитивные, негативные и нейтральные сообщения по каждому объекту исследования. Результаты представлены в табл.1.1.

    Табл.1.1: Количество позитивных и негативных сообщений религиозных организаций в 2009 г. (в % от общего числа сообщений; источник: «Медиалогия»)

    С одной стороны, мы видим достаточно большое внимание к православию по сравнению с другими религиозными организациями. С другой стороны, при упоминаниях о православии какой-либо заметный эмоциональный контекст отсутствует. Светские СМИ показывают к православию отношение, которое можно назвать «внимательным нейтралитетом».

    Рис.1.2: Количество упоминаний православия в 2007, 2008 и 2009 г.(Источник: «Медиалогия»)

    Посмотрим на динамику количества упоминаний об РПЦ. Сравнение трех последовательных лет, 2007, 2008 и 2009 гг., представлено на рис.1.2. Сравнение это не абсолютно чистое, т.к. на протяжении этих лет база СМИ, анализируемая «Медиалогией», несколько возросла, - тем не менее, прослеживается наглядная тенденция к увеличению количества упоминаний.

      Тремя самыми яркими цитатами, многократно повторенными в разных СМИ, стали следующие:

  • «Автокефалия не объединит православных Украины, а расторжение 1000-летнего церковного единства народов исторической Руси будет означать отказ от предания и завета предков и ослабления голоса цивилизации святой Руси в диалоге с Европой и миром», - заявил Патриарх Кирилл в ходе визита на Украину. /140 сообщений, Коммерсант, 27.07, «Церковь против отделения государства»/
  • «РПЦ признает каноническую территорию Грузинской церкви, включая Абхазию и Южную Осетию», - заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион на встрече с участниками дискуссионного клуба «Валдай». /109 сообщений, самое заметное - Ведомости, 22.09, «Миссия - власти»/
  • «Готов был бы принять украинское гражданство. Пожалуйста, для меня не существует никаких вопросов», - заявил Патриарх Кирилл в ходе визита на Украину. /101 сообщение, самое заметное - Коммерсант, 06.08.2009, «Я патриарх - не Российской Федерации»/
    Обращает на себя внимание то, что эти высказывания связаны с ролью Русской Православной Церкви на политической арене.

    Половина из 51 930 упоминаний о православии - «контекстные»: в них РПЦ не является главным героем сообщения, а упоминается в связи с чем-то или кем-то.

  • http://www.nsad.ru/index.php?issue=81&section=2&article=1541&print=1



    РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


    Форма для пожертвования QIWI:

    Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

    Мобильный телефон (пример: 9057772233)
    Сумма руб. коп.

    Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

    Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

    Другие способы помощи

    Наверх

     

    Другие статьи этого автора

    Другие статьи этого дня

    Другие статьи по этой теме