Сказки и реальность

0
329
Время на чтение 6 минут
Этот текст - своего рода продолжение разговора, начатого Сергеем Худиевым в его статье «Отвратительная Церковь», которая вышла у нас на сайте в минувшую пятницу. Поводом к ее написанию вновь стал текст Бориса Фаликова "Бесконечная сказка о попе", автор которого размышляет о заметном, на его взгляд, росте антиклерикальных настроений и об их причинах. Сергей Худиев решил ответить на этот раз непосредственно автору «Бесконечной сказки». Его ответ был помещен «Газетой.ру» в раздел письма, а мы решили опубликовать его в дополненном автором виде в нашей основной ленте, потому как разговор показался нам актуальным и важным.

Антиклерикализм - явление по-своему совершенно естественное. Любой общественный деятель, который выступает с какими-то содержательными заявлениями, любое сообщество с какой-то осмысленной системой взглядов будет вызывать согласие у одних и несогласие у других. В этом отношении ожидать, что все будут единодушно соглашаться с Церковью, было бы странно.
Более того, мы хорошо помним, что ни сам Господь Иисус, ни Его Апостолы отнюдь не стяжали единодушной поддержки и одобрения сограждан, а сам факт того, что "все люди будут говорить о вас хорошо" в Евангелии рассматривается, скорее, как тревожный признак. Поэтому Церковь не ожидает и не может ожидать, что все будут ее любить и с ней соглашаться.
Там, где Церковь достаточно активна, у нее появляются как активные сторонники, так и активные противники. Если с Вами все согласны, то это, возможно, потому что Вас просто не услышали. Когда Ваши слова услышат, кто-то согласится с ними, а кто-то нет, это нормально и естественно.

Но существует ли "рост антиклерикальных настроений" на самом деле? Социологический опрос проведенный ВЦИОМ 22-23 января этого года в 46 регионах страны показывает, например, что уровень доверия к Патриарху даже несколько вырос. По данным центра Стратегических Исследований, опубликованным 21 декабря 2010 года, Русская Православная Церковь из всех общественных и государственных институтов пользуется наибольшим доверием граждан. Демонстрации против передачи Церкви имущества религиозного назначения, согласованные с властями, полностью легальные, широко объявленные в интернете, собрали в разных городах от нескольких человек, до, в лучшем случае, пары десятков, из какового числа мы еще должны вычесть журналистов. Если это - не полный провал, тогда неясно, какой провал можно было бы счесть полным.

Это отнюдь не вызывает злорадства, а вызывает, скорее, огорчение - Церковь заинтересована в общественной дискуссии, а значит в людях, которые могли бы ее вести. Возможно, мысль о росте антиклерикальных представлений связана с тем, что в интернете - а все мы, люди пишущие, глубоко погружены в сеть - мы можем выбирать свой круг общения, а потом забывать о том, что настроения внутри этого круга могут не отражать настроений в стране в целом. Кроме того, что, активные "борцы с" - будь то борцы с всемирным поповским заговором, жидомасонами или кем угодно еще - могут привлекать больше внимания, чем люди, выражающие свои взгляды менее воинственно.

Но само формирование - хотя бы виртуального - круга людей, готовых обсуждать церковно-общественную проблематику, обнадеживает. И здесь, наверное, стоит ответить на некоторые тезисы, выдвинутые в статье Бориса Фаликова - тем более, что тезисы эти, в некотором отношении, стандартны, и их можно рассматривать к качестве иллюстраций к определенному типу мышления.

Автор пишет о "конфликте между наукой и религией", приводя в качестве такого конфликта негативное отношение Ватикана к "противозачаточными средствами, которые до сих пор являются единственным эффективным средством борьбы со СПИДом". Это высказывание по-своему типично, типичны и содержащиеся в нем ошибки. Во-первых, не существует позиции "религии" по отношению к науке, презервативам или чему бы то ни было еще - существуют позиции конкретных религиозных общин, а также различные взгляды разных людей внутри этих общин. Позиция Православной Церкви в отношении неабортивных контрацептивов, например, более сдержанная; и если автор желает полемизировать с позицией Русской Церкви, ему именно ее и стоит рассматривать. Во-вторых, мы видим склонность принимать за науку то, что наукой никоим образом не является. Поясним это подробнее. Наука опирается на эмпирические данные - на то, что мы можем получить при помощи органов чувств (возможно, усиленных приборами), и проанализировать, например, статистически.
Тезис "Католическая Церковь губит людей (миллионы людей, как уверяют некоторые англоязычные публицисты) своим негативным отношением к презервативам", эмпирически проверяем - если бы он был верен, и, как утверждает автор, и именно презервативы были "единственным эффективным средством борьбы со СПИДом", мы бы видели, что верные чада Ватикана, склонные прислушиваться к его установлениям и не использовать презервативы, больше подвержены СПИДу, чем некатолики, не имеющие таких религиозных ограничений. Медицинская статистика - широко публикуемая в интернете -показывает, что ничего подобного не происходит в действительности. Группы риска по СПИДу - люди, в десятки раз более подверженные риску заражения - существуют, но это отнюдь не религиозные фундаменталисты, а как раз люди противоположных убеждений и образа жизни, решительно чуждые религиозным запретам, идущие в авангарде светских и либеральных сил - и в этом авангарде весьма заметные благодаря своим ярким одеждам и гриму.

Я не католик, и не отстаиваю здесь католическую позицию по этому вопросу - я просто обращаю внимание на то, что в качестве "научной" в антицерковной полемике очень часто заявляется позиция, не имеющая никаких собственно научных обоснований. Различие между церковной и антицерковной верой очень часто оказывается в том, что люди церковные верят в непроверяемые вещи, в то время антицерковные с такой же убежденностью и страстью привержены вещам проверяемо ложным.

В третьих, в исторической перспективе можно получить представление об отношениях между наукой и религией, произведя нехитрый эксперимент - взять школьный учебник физики или химии, вооружиться ножницами и удалить из него все упоминания об ученых, которые были, по глубокому личному убеждению, верующими людьми - о Бойле, Ньютоне, Паскале, Лавуазье и так далее. После этого можно будет посмотреть, останется ли у нас еще физика или химия, чтобы ей учить.

Но обратим внимание на другую тему - "конфликт между религией и культурой". По-видимому, речь идет о передаче Церкви ряда культурных ценностей. Но никто не собирается передавать Церкви произведения светского искусства. Речь идет о передаче Церкви предметов церковного назначения, созданных церковными людьми для использования в церковном контексте. У Церкви конфликт с иконописью? Или с храмовой архитектурой? Как Церковь может конфликтовать с ее, церковной культурой?

Если говорить об отношениях Церкви с музейным сообществом, то описывать их как однозначно конфликтные было бы неверно - просто конфликтные люди более заметны, и противостояние привлекает больше внимания, чем благожелательное сотрудничество, но это не значит, что оно преобладает в действительности. Очень часто сами сотрудники музеев являются верующими, церковными людьми, и вопрос о передаче Церкви созданных ей и для нее предметов решается путем спокойного диалога, в ходе которого стороны уважительно прислушиваются друг к другу.
Затронем вопрос о "жирующем церковном начальстве", которое "близко к тем, кто грабит народ". Что же, я тоже вырос при научном атеизме и тоже видел в "Крокодиле" те же карикатуры с "жирными попами", которые в свое время поддерживали "помещиков и капиталистов"; детские впечатления могут быть очень глубокими, и я избавился от них только при личном знакомстве со священниками, когда я пришел в Церковь.

В чем, на мой взгляд, ложность риторики относительно "грабящих народ" властей и поддерживающих их церковников? В том, что сложные и очень серьезные общественные проблемы - моральные, политические, экономические - сводятся к простому и неверному объяснению: во всем виновата некая плохая группа людей, которая служит источником всех невзгод и всей беды для всех остальных. В разных вариантах подобной риторики роль врагов народа может отводиться разным группам - иногда социальным, иногда этническим, иногда религиозным. В данном случае критерий скорее социальный -"те, кто грабит народ", и, соответственно, и религиозный - их, грабителей, клерикальные союзники.

История - нашей страны и некоторых других европейских стран -являет немало примеров мобилизационной эффективности этой риторики. Люди, по тем или иным причинам недовольные своей жизнью, охотно верят, когда им указывают - "вот источник ваших бед!". И комментарии под статьей создают некоторое впечатление о том, сколь добрые чувства автор (по-видимому, непреднамеренно) пробудил своей лирой. "Церковь зажралась, раньше я к ней относился лояльно, а теперь этих пауков, будь моя воля, удавил бы. Особенно за вползание в школы" - восклицает один из читателей.

Однако, при всей своей эффективности, эта риторика не может решить никаких реальных проблем. Люди тяжело пьют, или обманывают друг друга, или пренебрегают безопасностью ближних не потому, что их к этому принуждают чиновники, попы или еще какая-то группа злодеев. А потому, что в нашем обществе утрачен тот фундамент, на котором могла быть построена мотивация для ответственной и нравственной жизни. Исторически этот фундамент был религиозным - атеистические эксперименты закончились тем, чем они закончились. И сегодня Церковь восстанавливает этот фундамент - и будет его восстанавливать, потому что другого нет, и взять его неоткуда.


http://www.foma.ru/article/index.php?news=5829


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27