Рынок информации кажется очень насыщенным. Любитель вкусной еды найдет
множество телепрограмм и целевых журналов об этом. И для того, кто любит машины
информации на лотках и на экране - не меньше. Охота и рыбалка, здоровье,
домашний интерьер, ногти и волосы, все буквально может стать, и стало уже темой
постоянных, дотошных, профессиональных обсуждений и журналистских исследований.
Добавим сюда музыку, кино, желтые новости, политику...
Религиозная жизнь, жизнь
духа и разносторонняя информация о Церкви тоже составляют ручеек в этом общем
информационном потоке.
Когда посмотришь на церковные СМИ, сердце не может не взыграть. Все таки
много их, газет, журналов, аудио и видео-продукции о «едином на потребу». С
точки зрения исторической ретроспективы, с точки зрения вчерашнего дня их просто
таки очень много. Но это, если глядеть только на церковные СМИ, а общую
информационную картину во внимание не брать. Если же глянуть на общий
информационный поток, картина меняется. Духовная составляющая в этом потоке
тогда представляется более скромной и менее значительной, чем при локальном
обзоре.
Это во времена самиздата и государственного контроля текст, набранный
на папиросной бумаге и зачитанный до дыр, представлял угрозу для существовавшего
положения дел, поскольку переворачивал внутренний мир редких читателей. Теперь
уже качественное по содержанию и отпечатанное большим тиражом на хорошей бумаге
издание не влияет на души читателей с той, прежней силой. Поскольку в ситуации
передозировки информации «единое на потребу» и в глаза не бросается, и
незамеченным остается, и осознается хуже, и в кровь впитывается медленнее.
Пресыщенный организм не хочет простой и здоровой пищи, но хочет сладенького и
остренького, хочет щекотать гортань. Так с едой, так и с информацией.
И вот, что думается мне по этому поводу. Кураев сказал однажды, что не надо
нам стремиться во что бы то ни стало стремиться стать государственной Церковью,
но нужно стремиться стать Церковью народной.
В чем, спросите, разница? А вот
в чем. Государственная, это когда мы на трибунах, и в президиумах, и в
официальных изданиях, а больше - особо нигде. Светит власть, как солнышко, и мы
в лучах жмуримся. А народная, это когда голос верующего человека - журналиста,
священника, катехизатора - слышен и в редакции спортивных программ, и на детской
площадке, и в студенческой аудитории.
Вера нужна всегда и Церковь нужна
везде. Только нужна она при активном участии церковного народа, занимающегося
своими повседневными делами. Только при наличии верующих учителей вход
священнику в школу будет облегчен и будет не внезапным вторжением, а
органическим вхождением. И только при наличии молящихся и причащающихся офицеров
таким же органичным будет вхождение священника в армейское подразделение.
А
что касается СМИ, то мечта моя (не такая уж и несбыточная), видеть слово о
Господе, слово умное и сказанное кстати, во всех изданиях, за исключением лишь
тех, что обслуживают «нижнюю чакру».
Берешь журнал для рыбаков, и встречаешь
там статью об апостоле Петре и его рыбацком происхождении. Или - о чудесном лове
на озере Генисаретском, или о статире для храмовой подати во рту у
рыбы.
Сидишь, к примеру, в очереди у кабинета стоматолога и перебираешь
журналы, специально разложенные для развлечения пациентов. Находишь самый «не
духовный» журнал. Предположим - «Драгоценный камни». Листаешь от скуки и вдруг
находишь статью о Небесном Иерусалиме с двенадцатью основаниями из драгоценных
камней. Узнаешь, соответственно, что это за камни, какой в них смысл и так
далее. Тут и очередь твоя подошла. Заходишь в кабинет удивленный и радостный.
Любая полезная информация не чужда мягких вкраплений духовных тем и нужных
слов, рожденных верой. Собственно, верующий человек и не сможет ни о чем
говорить, не помня Господа и, если и не говоря о Нем вслух, то хотя бы не
подразумевая Его присутствие. Евангельская проповедь этот ведь рыбацкие силки,
умело заброшенные в нужном месте и в нужное время.
Дело за малым. А именно
- за верующими журналистами. Это они, потрудившиеся «иметь Бога в разуме»,
смогут сказать о Нем нужные слова современному человеку, напичканному газетными
новостями и телевизионной сюжетной нарезкой.
Поэтому, если где-то нужна
серьезная проповедь в первую очередь, то, думаю, это в тех ВУЗах, в которых
куются кадры для «четвертой власти». Вразумленный о Господе, просвещенный во
Христе, обращенный к Богу сегодняшний студент, а завтрашний журналист, это наш
первейший помощник в информационном мире. Для кого-то он станет поводырем и
сталкером, для кого-то - штурманом, главным помощником пилота, то есть.
Может это всего лишь мечта, и не место ей в повседневности. Что ж, тогда -
«над вымыслом слезами обольюсь»
Но если кого-то из нас - священников,
катехизаторов, проповедников - позовут в журфак на встречу со студентами, надо
бежать туда со всех ног и отговорок не придумывать. От таких встреч или от их
отсутствия жизнь будет стремительно меняться уже завтра, или в хорошую, или в
плохую сторону, соответственно.