- Господин Жажер, вы являетесь
председателем Общества друзей церкви святого Низье.
Эта церковь расположена в самом центре современного
Лиона. Расскажите немного об этом святом.
Церковь св.Низье. Фото: http://drevo-info.ru
- Святой Низье[1] был 28-м епископом Лиона, он умер в 573 году. Как и все другие епископы VI века, он был погребен в церкви апостолов Петра и Павла. Святой обладал харизмой, он был самоотвержен в своем пастырском служении, и после его кончины толпы лионцев приходили на его могилу, где совершалось множество чудес. Пылкость верующих была настолько сильна, что очень скоро базилика святых апостолов стала именоваться церковью святого Низье.
- Какова связь церкви святого Низье с историей христианства первых веков?
- Основание первого храма на этом месте относят к середине II века. В 150 году святитель Поликарп, епископ города Смирны в Малой Азии, ученик святого Иоанна Богослова, отправил в Галлию двух миссионеров. Речь идет о святом Пофине, который, будучи уже очень пожилым человеком, стал первым епископом Лугдунума[2] (Лиона), в то время столицы трех завоеванных римлянами провинций Галлии, и о святом Иринее. Предание свидетельствует, что точно на том месте, где находится сейчас наша церковь, возникла первая подземная часовня, посвященная Божией Матери. Здесь было галльское поселение Кондат (Condate), располагавшееся у подножия города Лугдунум, который в то время был небольшим и помещался целиком на холме Фурвьер[3]. Основателем часовни был сам святой Пофин - один из лионских мучеников.
Вторым епископом Лиона стал святой Ириней Лионский, который был значительно моложе своего предшественника. Он стал одним из самых известных отцов древней Церкви благодаря своим трудам, в которых он самоотверженно защищал православие еще совсем юной христианской веры. Святой Ириней умер в 202 году, и мы не знаем доподлинно, какова была его кончина. Не исключено, что она тоже была мученической.
- В вашей небольшой брошюре, посвященной церкви святого Низье, вы пишите, что она заменила собой ранее находившуюся здесь базилику, освященную в честь 48 лионских и виеннских мучеников. На чем основывается ваш тезис?
Филипп Жажер |
- Следующий вопрос имеет непосредственное отношение к трагическим событиям 177 года. Часто мы не чувствуем и не понимаем всей жестокости страданий, которые испытывают другие люди. Более того, порой кажется, что мы привыкли говорить о мучениках, так что слова уже заслоняют сами реальные события. Так случилось, что многие из паломников узнали о событиях того времени именно в том самом амфитеатре, где святых мучеников изощренно и продолжительно истязали. И этот рассказ позволил нам представить весь ужас происшедшего. Будто в едином фокусе, проявился весь спектр страстей и одновременно великих сил человеческой души. Суеверие и подозрительность язычников, перешедшие в ненависть и ненасытное желание уничтожения, упертость и гордость римлян, настаивающих на отречении, столкнулись с непреклонной верой христиан. Возникла ситуация, когда большинство христиан не могли отказаться от жизни во Христе ради обесцененной просто жизни. Хотя с состраданием и горечью в письме, которое приводит Евсевий Памфил, рассказывается о колебаниях одних и падении других[6]. Но многие остались стойкими до смертного конца, не отступились от своей веры и стяжали святость через мученические венцы. Рассказ о мучениках, и в частности о святой Бландине[7] , конечно, никого из нас не оставил равнодушным. Ведь даже сами мучители были потрясены мужеством и силой этой девушки. Скажите, пожалуйста, сохранились ли святые мощи мучеников до наших дней?
- После 177 года было множество других гонений в разных местах Римской империи, положение христиан совершенно изменилось только в начале IV века. Гонения прекратились, но христианская религия была признана римским государством только при императоре Константине в 313 году, а государственной религией она стала в 380 году при императоре Феодосии. К 430 году по инициативе святого Евхерия Лионского[8] была построена церковь на месте часовни святого Пофина, где нашли приют мощи святых мучеников. Речь идет о базилике святых апостолов - несомненно, одной из старейших церквей Лиона. В 573 году она становится церковью святого Низье.
Эта церковь в полной мере познала все тяготы бурной последующей истории. Она не раз подвергалась разграблению и разрушению; в частности, в 736 году - сарацинами, в 1253 году - еретиками вальденсами[9], в 1562 году - гугенотами во время религиозных войн и, наконец, еще раз в 1793 году - во время Великой Французской революции. К несчастью, во время этих различных грабежей святые мощи лионских мучеников бесследно исчезли.
- Как вы думаете, почему это событие 177 года, уже довольно далекое от нас, так значимо для православных до сих пор?
- Мне сложно ответить на этот вопрос. Но я знаю из лекций, которые читаются на Богословском факультете Лиона, что святой Ириней Лионский особенно почитается нашими православными братьями потому, что в свое время он был упорным защитником православной веры против ересей той эпохи, например против гностиков.
В заключении я хочу сказать, что был очень рад встретить группу православных паломников в Лионе, чья горячая вера произвела сильное впечатление на меня, так что я, в свою очередь, остро прочувствовал эти события II века, случившиеся в Лионе и оставившие глубокий след в памяти нашей Церкви.
С Филиппом Жажеромбеседовал Геннадий Самуйлов 25 июля 2011 года
[1] Житие святого Низье (Никиты) см.: Избранные жития святых, в Европейских землях просиявших // Сост. и пер. А.А. Бурова. Кн. Л-Н. М., 2010.
[2] Lugdūnum (часто встречающееся название галльских городов, означающее, как полагают, «воронов холм») - город на холме при слиянии Арара (Соны) с Роданом (Роной), весьма процветавший торговый город, сделавшийся поэтому главным городом лугдунской Галлии, хотя он и лежал на краю этой провинции. С 43 г. до Р.X. был римской колонией и получил еще другое название - Copia Claudia Augusta.
[3] Фурвьер - холм, возвышающийся с запада над центром Лиона. Так же называется и центральный квартал, расположенный на этом холме. Свое современное название холм Фурвьер получил от forum vetus - «старый форум», который в течение веков преобразовался в Фурвьер (Forvieil > Forviere > Fourvieres).
[4] Это письмо дошло до нас в изложении святого Евсевия Памфила (книга V его «Церковной истории»). Письмо было написано в Лионе одним из выживших участников гонений и отправлено в Малую Азию, где было распространено через множество копий, одна из которых была сохранена в христианской библиотеке города Кесарии Палестинской. Евсевий предупреждает в своем труде, что делает только пространные выписки, поскольку полностью письмо было помещено раньше в некоем «Сборнике мучеников».
[5] Вьенн (Vienne) - город на востоке Франции, в департаменте Изер. Порт на левом берегу реки Роны, близ Лиона.
[6] «Тут среди остальных обнаружилось различие: одни были готовы к мученичеству и со всей охотой произносили исповедание веры. Оказались, однако, и не готовые, без опыта, еще слабые, не могшие выдержать этого напряженного великого состязания. Таких отпавших было человек десять. Они доставили нам великое огорчение и неизмеримую скорбь и надломили мужественную решимость у тех, кто еще не был схвачен и кто, хотя и с великим страхом, но помогал мученикам и не оставлял их. Тут мы все были поражены ужасом, потому что темен был исход их исповедания; мы не страшились пыток, но, видя предстоящий конец, боялись, как бы кто не отпал» (Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. V. 11).
[7] Бландина Лионская († 177), дева, мученица. Память 2 июня. Святая Бландина приняла мученичество вместе с 43 христианами в Лионе. Письмо от церквей Лиона и Виенны, приводимое Евсевием Памфилом, восхваляет ее, говоря, что «на ней Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей - у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии». О святой Бландине см: http://drevo-info.ru/articles/5881.html
[8] Святой Евхерий Лионский (Saint Eucher de Lyon) происходил из богатой галло-римской семьи. Был одно время сенатором, потом стал монахом Лернинского аббатства, жил какое-то время отшельником в Любероне, с 435 по 449 год был епископом Лиона.
[9] Вальденсы («лионские братья», леонисты) - еретическая секта, возникшая на юге Франции в конце XII в. Ее основатель, лионский купец Пьер Вальд, раздав свое имущество, возглавил общину лионских бедняков. Вальденсы требовали от Католической Церкви отказа от собственности, не признавали догмата о Христе, отрицали насилие и почитали каждого честного человека сыном Божиим.