"Отвратительная" церковь

Нашумевшая на этой неделе статья Бориса Фаликова «Бесконечная сказка о попе» начинается с замечания автора о причинах роста в России антиклерикальных настроений. «Если раньше к РПЦ относились с благожелательным безразличием, - пишет он, - то теперь, когда она стала реально задевать интересы многих людей и учреждений, на смену пришли гораздо более резкие высказывания и действия». Действительно, обвинений в адрес Церкви мы слышим довольно много. Обозреватель «Фомы» Сергей Худиев попытался систематизировать их и пришел к выводу что «отвратительная Церковь» у каждого своя. Нашлись претензии к современным православным и у него самого.

Если Вы пытаетесь сказать что-то важное и никто не вступает с Вами в спор, значит, что-то не так - то ли Вы говорите никому неинтересные банальности, то ли Вас просто не слышат. Поэтому то, что Церковь провоцирует сегодня споры - это замечательно. Собственно, она вызывает споры с первых дней своего существования. Важно только понять, о чем мы спорим.
Но я начну с менее важной вещи - как мы это делаем. Да, разговоры о Церкви приобретают некоторую взвинченность - но это проблема медиа; среди антиклерикалов есть люди значительно более грамотные и беседоспособные, чем нашумевший Александр Невзоров (да и нетрудно быть грамотнее Невзорова) - но в телевизор попадет именно Невзоров, поскольку скандал, шум и драка считаются более интересными для зрителей, чем содержательная дискуссия.

Скандалисты привлекают больше внимания, чем спокойные люди, что создает визуальный эффект сплошного скандала. Но в скандалах лучше вообще не участвовать - а если попробовать вести именно беседу, важно уточнить ее предмет.

Таких предметов может быть несколько, но я хотел бы остановиться на одном - на соблазне, который представляют для внешних (по словам этих внешних) церковные люди. Они толстые и на мерседесах ездиют, поддерживают проклятое самодержавие и так далее и тому подобное. Многие из претензий такого рода носят взаимно исключающий характер - Церковь обвиняют и в том, что она злобно хулит нашего дорогого отца товарища Сталина и в том, что она вот-вот канонизирует проклятого людоеда Сталина; в том, что она предается бешеному национализму и антизападничеству и в том, что она предательски уклоняется от борьбы за национальное дело; в том, что она поддерживает проклятых капиталистов и в том, что она мешает развитию капитализма. Набор претензий бывает настолько четко привязан к личным предпочтениям критика, что "отвратительная Церковь" у каждого своя. Имеет ли она что-то общее с реальной Церковью? Отчасти да - к Церкви принадлежат разные люди, и каждый желающий соблазниться найдет неприятных лично ему людей, благо выбор есть. Но это обращает нас к другому вопросу - о том, что соблазн есть явление двустороннее; одни дают повод, другие его используют.

Хорошо ли давать поводы к соблазну? Плохо, конечно. Но если человеку обязательно нужно соблазниться, он найдет чем. Есть хорошая немецкая поговорка про то, что тот, кто хочет, найдет тысячу способов, тот, кто не хочет - найдет тысячу отговорок.

Почему человек может хотеть идти в Церковь? По единственной причине - он поверил во Христа. Поверил в то, что около двух тысяч лет назад Иисус из Назарета действительно установил Таинство Евхаристии, действительно умер за наши грехи и действительно воскрес из мертвых. Если это правда - а это правда - довольно странно отвергать Спасителя из-за легендарного "толстого попа на мерседесе", тем более, что за двадцать лет в Церкви лично я этого персонажа так и не встретил. Если это неправда - то это и следует отвергнуть, как неправду, апеллировать к толстым попам опять-таки незачем.

И тут можно высказать упрек нам, православным. Мы как-то мало говорим о Господе Иисусе. А ведь центральный пункт полемики между Церковью и миром - это воскрес ли Христос. Ответ на все остальные вопросы определяется ответом на этот.

http://www.foma.ru/article/index.php?news=5828

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий