Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Отвратительная" церковь

Сергей  Худиев, Фома

25.07.2011

Нашумевшая на этой неделе статья Бориса Фаликова «Бесконечная сказка о попе» начинается с замечания автора о причинах роста в России антиклерикальных настроений. «Если раньше к РПЦ относились с благожелательным безразличием, - пишет он, - то теперь, когда она стала реально задевать интересы многих людей и учреждений, на смену пришли гораздо более резкие высказывания и действия». Действительно, обвинений в адрес Церкви мы слышим довольно много. Обозреватель «Фомы» Сергей Худиев попытался систематизировать их и пришел к выводу что «отвратительная Церковь» у каждого своя. Нашлись претензии к современным православным и у него самого.

Если Вы пытаетесь сказать что-то важное и никто не вступает с Вами в спор, значит, что-то не так - то ли Вы говорите никому неинтересные банальности, то ли Вас просто не слышат. Поэтому то, что Церковь провоцирует сегодня споры - это замечательно. Собственно, она вызывает споры с первых дней своего существования. Важно только понять, о чем мы спорим.
Но я начну с менее важной вещи - как мы это делаем. Да, разговоры о Церкви приобретают некоторую взвинченность - но это проблема медиа; среди антиклерикалов есть люди значительно более грамотные и беседоспособные, чем нашумевший Александр Невзоров (да и нетрудно быть грамотнее Невзорова) - но в телевизор попадет именно Невзоров, поскольку скандал, шум и драка считаются более интересными для зрителей, чем содержательная дискуссия.

Скандалисты привлекают больше внимания, чем спокойные люди, что создает визуальный эффект сплошного скандала. Но в скандалах лучше вообще не участвовать - а если попробовать вести именно беседу, важно уточнить ее предмет.

Таких предметов может быть несколько, но я хотел бы остановиться на одном - на соблазне, который представляют для внешних (по словам этих внешних) церковные люди. Они толстые и на мерседесах ездиют, поддерживают проклятое самодержавие и так далее и тому подобное. Многие из претензий такого рода носят взаимно исключающий характер - Церковь обвиняют и в том, что она злобно хулит нашего дорогого отца товарища Сталина и в том, что она вот-вот канонизирует проклятого людоеда Сталина; в том, что она предается бешеному национализму и антизападничеству и в том, что она предательски уклоняется от борьбы за национальное дело; в том, что она поддерживает проклятых капиталистов и в том, что она мешает развитию капитализма. Набор претензий бывает настолько четко привязан к личным предпочтениям критика, что "отвратительная Церковь" у каждого своя. Имеет ли она что-то общее с реальной Церковью? Отчасти да - к Церкви принадлежат разные люди, и каждый желающий соблазниться найдет неприятных лично ему людей, благо выбор есть. Но это обращает нас к другому вопросу - о том, что соблазн есть явление двустороннее; одни дают повод, другие его используют.

Хорошо ли давать поводы к соблазну? Плохо, конечно. Но если человеку обязательно нужно соблазниться, он найдет чем. Есть хорошая немецкая поговорка про то, что тот, кто хочет, найдет тысячу способов, тот, кто не хочет - найдет тысячу отговорок.

Почему человек может хотеть идти в Церковь? По единственной причине - он поверил во Христа. Поверил в то, что около двух тысяч лет назад Иисус из Назарета действительно установил Таинство Евхаристии, действительно умер за наши грехи и действительно воскрес из мертвых. Если это правда - а это правда - довольно странно отвергать Спасителя из-за легендарного "толстого попа на мерседесе", тем более, что за двадцать лет в Церкви лично я этого персонажа так и не встретил. Если это неправда - то это и следует отвергнуть, как неправду, апеллировать к толстым попам опять-таки незачем.

И тут можно высказать упрек нам, православным. Мы как-то мало говорим о Господе Иисусе. А ведь центральный пункт полемики между Церковью и миром - это воскрес ли Христос. Ответ на все остальные вопросы определяется ответом на этот.

http://www.foma.ru/article/index.php?news=5828




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме