Известно, что решением Хрущева и хрущевской группы в руководстве СССР-КПСС Крымский полуостров, то есть Крымская область РСФСР, была передана Украине в 1954 году. Но лишь недавно выяснилось следующее. А именно: во второй половине июля 2010-го, в связи с вводом в действие регулярного водного сообщения порт Керчь (Крым)-порт Кавказ (соседний берег Краснодарского края), - извлечения из архивов подтвердили, что расположенный на российском берегу Керченского - азовско-черноморского - пролива порт Кавказ, оказывается, уже со времени его создания - с мая 1953-го - был приписан к порту Керчь. Тем самым, полномочия крымских властей уже ко второму полугодию 1953-го распространялись и на часть соседнего берега Краснодарского края...
Решение о создании порта Кавказ в Таманском районе Краснодарского края было принято Совмином СССР осенью 1951-го, но этот порт отнюдь не планировался как часть Керченского порта и, тем более, как часть Крымской области. Послесталинское же руководство приняло по этому вопросу решение с дальним прицелом. Так что почва для конфликта постсоветских Украины и России по поводу принадлежности стратегического азовско-черноморского пролива была подготовлена заблаговременно. Подчеркнем: даже раньше передачи Крыма Украине...
Тем временем, в начале июля Верховная Рада приняла Закон «О ратификации соглашения между Украиной и Российской Федерацией о демаркации украинско-российской государственной границы», подписанного 17 мая 2010 г. в Харькове. Но и в этом документе не обозначена граница в упомянутом проливе. «Киев предлагает, чтобы украинско-российская морская граница проходила по линии, обозначенной на советских картах с 1955 года. А это значит, что Керчь-Еникальский канал (Керченский пролив. Прим. А.Б.)... останется за Украиной...» (см. http://www.profinews.com.ua/c2257640005842ab/0/f437e80aaf74ffe8c225775a0037b482 ).
Итак, вместе с Крымом вся судоходная артерия между Азовским и Черным морями была передана Украинской ССР в 1954-1955 гг.. А, чтобы контроль Киева за этим регионом стал более надежным, восточнокрымской Керчи приписали и расположенный напротив нее новый порт Кавказ. Расположенный, напомним, на побережье Краснодарского края.
По архивным документам администрации этого порта, «Порт Кавказ существовал с 1953 года как портопункт Керченского порта, обеспечивая прием и отправление паромов, курсирующих через Керченский пролив. А состоявшая в ведении Керченского порта железнодорожно-паромная переправа порт Кавказ-порт Керчь введена в действие с 1955 года, но в 1989-м ее работа была приостановлена» (см. http://www.sknews.ru/regions/krasnodar/36918
Между тем, уже в мае-июне 1953-го началась «чистка» в руководстве Крымского обкома КПСС: готовились и внедрялись туда «прохрущевские» кадры для осуществления беспрепятственной передачи Крымского региона Украине. А прежнее его руководство возражало против таких планов и даже осмеивалось предлагать референдум по этому вопросу. Мнения такого рода дорого обошлись их «носителям» (см., например, «Литературная газета», 23.07.2003 г.; «Крымские проекты», Мюнхенский институт по изучению истории и культуры СССР (второе изд.), 1984 г.)
Только к навигации 1984 года порт Кавказ стал, что называется, самостоятельным портом РСФСР (то есть Краснодарского края). Причем в 70-х годах власти Краснодарского края и его Таманского района, где расположен порт Кавказ, не единожды апеллировали к высшему советскому руководству с просьбой пересмотреть республиканскую принадлежность этого порта. Но тщетно: хрущевский «подарок» Украинской ССР ее власти небезуспешно «отстаивали» и после отставки Хрущева. По имеющимся данным, весьма влиятельные в Кремле Петр Шелест, глава ЦК компартии Украины в 1963-1972 гг., а затем Владимир Щербицкий утверждали, что, дескать, Украина-то покидать СССР не собирается, потому незачем «перекраивать» полномочия Керченского порта.
Только при К.У. Черненко вняли-таки аргументам краснодарских властей, поддержанным руководством Совмина и Верховного совета РСФСР, изъяв порт Кавказ из подчинения украинскому порту в Керчи.
Словом, российско-украинские разногласия по Керченскому проливу были заблаговременно и тщательно спланированы именно в хрущевский период. И, если б не упомянутое решение при К.У. Черненко, сегодня Украина располагала бы своей территорией, точнее - своим форпостом на российском берегу того пролива. А в этой ситуации отсутствовали бы даже географические причины для того, чтобы бороться хотя бы за российско-украинский статус пролива между Черным и Азовским морями...
http://www.rv.ru/content.php3?id=9072