Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Нужна ли православным Украины независимость от Московского Патриархата (I)?

Ян  Таксюр, Фонд стратегической культуры

14.07.2011

В последние дни друзья и знакомые, живущие не в Киеве, с тревогой пишут: «Что там у вас происходит? Украинская Церковь отделяется от Московского Патриархата? Вы вообще понимаете, к чему это приведёт?»

Для начала несколько фактов.

8 июля в Киево-Печерской лавре проходил юбилейный поместный Собор УПЦ МП. Его неожиданно быстрый созыв, без обстоятельного выдвижения делегатов от епархий, вызвал недоумение у той части верующих и священнослужителей, которым не безразлична судьба церковного единства.

Представители православной общественности Украины обратилась к своему священноначалию с призывом не предпринимать шагов к разрыву канонического единства с Московским Патриархом, а демонстранты у стен лавры подтвердили свои просьбы молитвенным стоянием и соответствующим содержанием плакатов и транспарантов.

В тот же день в церковной прессе один из епископов строго отчитал всех «нагнетающих ажиотаж» и уверил, что автокефалия украинской Церкви не будет рассматриваться. Вместе с тем итоговое Постановление Собора (Ухвала) содержит ряд положений, говорящих о том, что подспудное движение к автокефалии и разрыву с Москвой всё же продолжается.

Патриарх Московский в документе нигде не упомянут. Нет ни слова о послушании Матери Русской Православной Церкви, а Матерью называется УПЦ. Нигде не сказано о том, что УПЦ является частью РПЦ. Говорится лишь о каноническом и молитвенном общении с Русской Церковью, но в таком контексте, будто УПЦ - равная РПЦ Поместная церковь.

Список «странностей» в документах Собора можно было бы продолжить. Тут и сомнительное выражение «Украинская Православная Церковь является Церковью украинского народа», отдающее ересью филитизма. И утвержденный в новой редакции церковный Устав, где, по мнению специалистов, припрятаны пункты, открывающие дорогу к полному отделению.

Однако для тех, кто живет и молится на Украине, во всём этом нет ничего удивительного. Тягостная двусмысленность - часть нашей церковной жизни. И даже лидер известного православного братства, один из тех, кто стоял с плакатом у стен лавры, недавно с горечью произнёс: «Наверное, автокефалия всё-таки будет». Потом тяжело вздохнул и добавил: «Но мы должны сделать всё, чтобы это случилось как можно позже...»

Почему же православные Украины в большинстве своем не хотят разрыва с Московским Патриархом и Русской Церковью? Какими могут быть последствия украинской автокефалии? И, наконец, откуда эта обреченность - большинство не хочет, но «всё равно будет»?

Попытаюсь ответить на эти вопросы, а заодно описать украинскую церковную ситуацию и атмосферу, в которой мы живем.

Правда, мне могут сказать: вы, не богослов, можете ли касаться столь сложной и неоднозначной темы. Но, во-первых, богословы Украины избегают высказываний на подобные темы (похоже, опасаются). А во-вторых, вопрос каноничности Церкви, к которой принадлежишь, далеко не отвлеченный. Тут речь идет о наличии благодати, о присутствии в твоей Церкви Самого Бога, а значит - о личном спасении каждого из нас, верующих. Поэтому право на личное мнение, думается, у меня есть.

Итак, я - рядовой мирянин Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. На каждой литургии вместе со всеми, кто находится в храме, когда священник или диакон произносит: «Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Кирилла да помянет Господь Бог во Царствии Своем...», стараюсь нелицемерно, от всего сердца просить Бога о спасении и укреплении, Московского Патриарха, и прошу о нём, как о своём и нашем общем духовном отце и пастыре.

Однако все пятнадцать лет моей осознанной церковной жизни я постоянно слышу в прессе, Интернете, вне храма, а иногда и в храме некий глухой вкрадчивый шепот: «Скоро мы не будем поминатьэтого человека».

В лихие оранжевые годы шепот переходил в откровенный вопль: «Нам нужна своя украинская церковь! Когда же мы, наконец, отделимся от Москвы и её Патриарха? Независимой державе - независимую церковь!» И хотя сегодня, при новой пост-оранжевой власти крики поутихли, в обществе постоянно ощущается опасность отделения, а сторонники автокефалии, закономерно обласканные при Ющенко, ныне, при православном президенте, стали действовать ещё увереннее, а свои позиции укрепили ещё больше. Парадокс? Не знаю.

«Успокойтесь, всё давно решено, - вновь слышу я шепот знатоков закулисной жизни Церкви. - Высшее церковное начальство давно лелеет мечту об автокефалии и втайне готовит отделение, которое неизбежно произойдет в нужное время».

Все эти голоса и намеки, устные и печатные, в светских изданиях звучащие открыто, в церковных - искусно завуалированные, смущают меня и вводят в соблазн. В том числе в соблазн осуждения. Ведь подобное двоедушие - называть «Великим Господином и отцом» и при этом тайно тяготиться связью с отцом, интриговать, стремиться к расколу - отвратительно. Где тут Христос, где Евангелие?

Однако те же знатоки продолжают: «Уже немало епископов поддерживают идею отделения. Их число растёт. Пусть на прямой вопрос на пресс-конференциях они, спокойно глядя в камеры, уверяют, что против автокефалии. Мы понимаем - пока так надо. Но процесс идёт, и рано или поздно он увенчается...»

Стоп! Чем он увенчается?! Отвечают: «Появлением новой украинской автокефальной церкви. Поместной и независимой». И всё это подаётся как несомненное благо.

Но, видимо, я отношусь к тем непродвинутым, неевропейским православным, которые не понимают, в чем состоит это благо и не стремятся к нему. К тем, кто, узнав о внезапном созыве Собора УПЦ, просил Пресвятую Троицу не допустить разрушения Церкви Христовой на землях Святой Руси.

Что ж, видно, пора мне, рядовому мирянину, перейти от смутных тревог и страхов к ясному осмыслению того, почему я не хочу отделения от Московского Патриархата.

Начну с очевидного. Для чего мы, христиане, живем? Наша цель - спасение во Христе, Царство Небесное и жизнь с Богом. Так учит Мать Церковь, и никто пока эту цель не отменил. Как достичь её? Живи по Евангелию. Исполняй заповеди Христа. И тогда встретишь Его и будешь с Ним всегда. Так это? Несомненно.

А теперь я спрашиваю себя. Живу ли я так? Нет, не живу. Наоборот, часто живу так, словно Бога вообще нет. Хотя верю Евангелию. И это страшно, потому что иду в погибель. Вот суть моей жизни. Хочу спастись - и не могу. Стремлюсь вверх - и падаю вниз. Здесь центр моего существования. Здесь решается моя судьба в вечности. Остальное второстепенно.

И тут я задаю себе простой вопрос: создание Украинской автокефальной церкви, отделение от Московского Патриархата может помочь мне стать другим и приблизиться к Царству Небесному? Как разрушение единства канонической территории Московского Патриарха поможет мне исполнить заповеди блаженства - стать кротким, плачущим о грехах, жаждущим правды и чистым сердцем? Да никак! Тут лишь мои тайные отношения с Богом, тайна Его Промысла. И помещенный в новый, для кого-то вожделенный формат поместной церкви, я не стану автоматически милостивым, любящим Бога и ближнего. (Кстати, украинская поместная Церковь в подлинном значении этого слова у нас давно уже есть - мы исповедуем Христа в месте, называемом Украина).

И вот мой первый осмысленный вывод: если отделение от Московского Патриарха никак не решает моей главной проблемы, не избавляет от моей главной беды и ни на шаг не приближает к спасению, это отделение не имеет смысла и мне не нужно. А разговоры об отделении и всяческие радения о нём лишь уводят меня и подобных мне от важнейшего - поиска жизни во Христе.

Но может быть, спрашиваю я себя, ты со своей невысокой кочки не видишь картины в целом? Возможно, связь с Московским Патриархом не позволяет нашей Церкви исполнять свои задачи в этом падшем мире? И только получив автокефалию, Церковь Украины сможет выполнять предназначенную ей от Бога роль?

Простите, какова эта роль? В чем миссия Церкви? Церковь - корабль спасения. Она проповедует Евангелие, указывать путь в Царство Небесное, через церковные таинства соединяет человека с Богом, укрепляя и освящая его. Кроме того, Церковь и её служители призваны являть образцы высокой жизни, праведного христианского поведения, являть себя Небом на земле.

Скажите, имеет ли УПЦ МП в её нынешнем статусе хоть какие-нибудь препятствия для осуществления всех этих задач? Что или кто мешает Украинской Церкви учить своих чад Слову Божию, приносить Богу бескровную жертву, крестить, венчать, провожать в вечность усопших? Кто ставит преграды проявлениям братской любви и стремлению к святости? Ничто и никто.

И вот мой второй вывод: если Украинская Церковь в полной мере может исполнять свою великую миссию на своей земле и не имеет к тому препятствий, её отделение и реорганизация лишены смысла, а следовательно - не нужны и даже вредны, поскольку в духовном плане единство и мир всегда лучше разделений и обособлений.

Но, возможно, есть иные мотивы для стремления к автокефалии? Мне неведомые, но благие и пока недоступные моему пониманию? Быть может, общество Украины получит некие преимущества от обретения нового церковного статуса?

Тогда обратимся к тем людям, кто явно и открыто (или не слишком открыто, но вполне очевидно) выступает за отделение от Московской Патриархии. И следуя принципу «по делам узнаете их», попробуем понять, какие последствия для политики, образования, культуры и общественного сознания Украины будет иметь церковное разделение.

Первое, что бросается в глаза: все аргументы за обособление от Московского Патриарха, исходящие от политиков, деятелей культуры и даже отдельных священнослужителей, не касаются сферы духовной, то есть отношений с Богом. Речь, как правило, идет о весьма приземлённых этнических, державных, фольклорных и прочих прагматических выгодах (да и выгодах крайне сомнительных). И тут сразу же напрашивается еще одна мысль: если устремления и мотивы этих людей не определяются Евангелием, то и результаты их деятельности, скорее всего, будут Евангелию противоречить.

Однако не будем спешить, перейдём к примерам конкретным.

К откровенным сторонникам церковной «самостийности» относятся многие политические деятели Украины со своими командами аналитиков, политологов и журналистов.

Какое им дело до Церкви? Ведь большинство из них не знает молитву Господню «Отче наш» и уж, конечно, не сможет прочесть православный «Символ веры». Иной раз читаешь рассуждения «аналитиков» о Церкви и религии и понимаешь - люди говорят о том, чего не знают, чего не любят, за что не больно. Пишут с позиции наблюдающего за странными и смешными человечками, которые кому-то кланяются, зачем-то встают на колени, кого-то за что-то благодарят. Откуда такое отношение - понятно:здесь верой и не пахнет. Церковь Христова для этой публики не божественное установление, а некая «структура», вроде партии или профсоюза, в которой собирается «электорат». Чего же тогда ждут эти господа от церковного разделения?

Несомненно, для политиков этот шаг в сторону дальнейшего обособления одной части исторической России (Украины) от других, кровно связанных с ней частей, - лишь средство, облегчающее борьбу за власть при уменьшении политической конкуренции. Антирусская карта накануне выборов разыгрывается большинством политиков (все подчеркивают, что Москва им не указ). Теперь же к словесной эквилибристике прибавится и церковная тема (наша партия и наш вождь поддерживает национальную церковь).

В «своей» местной автокефальной церкви политические деятели видят её большую доступность для внешнего манипулирования. А также возможность более эффективного использования церковного народа в совершенно чуждой ему роли - носителя идеологии партий, превращения его из народа Божия в управляемых держателей бюллетеней.

В обособленной церкви борцы за власть надеются использовать церковных иерархов (теперь более от них зависимых) для влияния политического, мирского, а не духовного. Навязать священнослужителям несвойственные и вредные для духовных лиц и для их паствы деяния.

И, возможно, главное: с «национальной церковью» удобнее исполнять волю западных кураторов. Тех, кто всегда в центре своего политического внимания удерживают раскол и ослабление Русского мира и всей православной цивилизации. А идеология «отдельности украинцев» как инструмент этого раскола после разрыва с Московским Патриархом будет поддержана ещё и «отдельностью церкви».

Какие же последствия можно ожидать от деятельности таких политиков на церковном поле Украины?

В случае если автокефалия состоится, она принесёт только зло. Жители Украины и России ещё больше отдалятся друг от друга. Усилится и без того постоянно разжигаемая неприязнь к России. Церковное разделение поощрит русофобию, которую политики давно используют для манипулирования сознанием и которая уже отравила сотни тысяч молодых душ...

Автокефалия «освятит», легализует навязанную псевдопатриотами «нелюбовь» ко всему русскому. А там, где нет любви, нет Бога, нет Христа. Кто в злобе, тот с Диаволом - и рискует остаться с ним навсегда.

Политики Украины, финансово зависимые от Запада, по-прежнему будут вынуждены продвигать в общество Украины «ценности и стандарты» своих европейских кураторов. Только теперь они будут опираться на прозападное, «оранжевое» лобби в Церкви (эта часть клира и епископата сегодня и есть главный мотор движения к автокефалии). А что это за «ценности» известно - узаконенная содомия, «ювенальное» разрушение семьи, совращение детей с помощью новых школьных программ, полная религиозная «толерантность», то есть допуск в страну любых духовных монстров, вплоть до сатанистов.

В конечном счете, на Украине может возникнуть ситуация, приближающая миллионы к вечной погибели.

Активными сторонниками автокефалии также выступают и многие деятели украинской культуры, писатели. От них, как и от политиков, мне ни разу не приходилось слышать о мистической, сакральной стороне церковной жизни. В большинстве своем это либо бывшие коммунисты-атеисты, либо неоязычники, либо вскормленные галицийской идеологией профессиональные русофобы. Вопиющая церковная безграмотность при огромном самомнении заставляет их требовать немедленного слияния канонической Церкви с раскольниками, католиками, униатами в «єдину помісну церкву». О дикости подобного требования они не догадываются, им неведомо, что Церковь есть Тело Христово.Они рассматривают Церковь как еще один атрибут специфически ими понимаемой украинской державности. Вместе с тризубцем, орденоносцем Бандерой и первыми на планете земледельцами украинцами-ариями, жившими якобы сотни тысяч лет назад. И весь этот «болезненный набор» новой автокефальной церкви придётся освящать и помогать внедрению в умы бедных наших соотечественников.

Ведь для украинских «культурных деятелей» важно, чтобы Церковь учила не христианству, но «агрессивному украинству». То есть вместе с ними питала народ той же злобной мифологией, которой господа писатели уже постарались наполнить школьные и вузовские учебники. Это раньше писатель был совестью нации, и эта христианская совесть подсказывала человеку путь к спасению. Нынешний украинский писатель, если чему-то и верен, то не заповедям Христа, а «державе», то есть вместо Бога у него - идол.

Что греха таить, есть тут у «пысьменныков» и личный творческо-коммерческий интерес. Ну не покупают их «литературный продукт» на рынке. Катастрофически проигрывают украинские деятели русским авторам. И церковь, говорящая на украинском языке (а вопрос о реформе богослужения и введении службы на украинском вместо тысячелетнего благодатного церковно-славянского, несомненно, поднимут те, кто сегодня изнутри отрывает Церковь от Московского Патриарха и кто уже сейчас продавливает на отдельных приходах эту замену), - «новая церковь» будет еще одним аргументом в пользу ограничения русского языка, запрета на ввоз российской книги («пысьменныки» об этом мечтают) и дальнейшего вытеснения русского языка из культурного пространства Украины. (Хотя нынешнего главу Союза писателей Украины В.Яворивского, пожалуй, не будут читать, даже если к этому обяжет специальный закон Верховной Рады, а за нечтение будут привлекать к суду).

(Окончание следует)

http://www.fondsk.ru/news/2011/07/13/nuzhna-li-pravoslavnym-ukrainy-nezavisimost-ot-moskovskogo-patriarhata-i.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме