Порою
лишь сильные трагические события и впечатления - личные и общественные -
заставляют нас обращать на что-то внимание. Огромную роль день святых
апостолов Петра и Павла, отмечаемый по новому стилю 12 июля, и этим днем
заканчивается петровский пост, играет в жизни жителей Прохоровки, всей
Белгородчины, а значит, и исторической Слобожанщины, охватывающей также
Харьковскую, Сумскую, часть Полтавской и Воронежской областей. Потому
что в этот день состоялось самое грандиозное в истории человечества
танковое сражение на Прохоровском поле, теперь верно именуемом «третьим
ратным полем России», наряду с Куликовым и Бородинским. Бой примерно
двух тысяч железных машин стал ключевым в Курской битве, которую, в свою
очередь, военные историки считают коренным переломом в Великой
Отечественной войне. Сегодня близ знаменитого поля возведен высокий и
величественный, красивый Петропавловский храм, внутри которого, до самых
небес, размещены мраморные плиты с фамилиями героев, павших на поле
танкового сражения.
Но есть известный Петропавловский храм и на территории нынешней Украины, в героическом Севастополе. Храм этот перенес вместе с самим городом, его жителями не одну стоическую оборону. Храм святых апостолов Петра и Павла расположен на Центральном городском холме, со стороны Южной бухты. Первая Петропавловская церковь - деревянная, небольшая была построена здесь в 1792 году, однако ее разрушил ураган 1837 года. На ее месте в 1848 году (по иным сведениям в 1844 году) по инициативе главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала М. П. Лазарева и по проекту архитектора инженера-поручика В. А. Рулева, впоследствии профессора архитектуры, возвели новый храм святых апостолов Петра и Павла. По наблюдению некоторых исследователей, храм был выполнен в стиле известных древнегреческих афинских храмов - Парфенона и Тезея.
Хотя в эпоху расцвета русского классицизма древнегреческие формы широко применялись при сооружении банков, бирж, административных зданий, больниц, театров, триумфальных и мемориальных сооружений, этот храм стал редким образцом воплощения преемственности православных традиций от греческого мира. Уверяют, что подобного рода памятника культуры у нас больше не было, и более того, сегодня эта православная святыня - единственный образец античной церковной архитектуры на территории всего постсоветского пространства. Это своеобразная архитектурная духовная рифма находящемуся совсем рядом, в городской черте Севастополя, античному Херсонесу, в котором в свое время принял крещение Великий киевский князь Владимир.
Храм Петра и Павла расположен в центре Севастополя. Краеведы подчеркивают, что Петропавловская церковь была в Севастополе первой, именно отсюда берет начало и сам город. В те времена храм располагался на открытой площадке и выглядел весьма эффектно. Впоследствии жизнь внесла коррективы: окружающая территория была застроена жилыми домами. Сегодня перед храмом установлен памятник равноапостольным святителям Кириллу и Мефодию, «учителям словенским».
Поглядишь на этот православный храм - и удивишься: где же столь желанные взору главки, купола? Взгляд сразу натыкается на величественную дорическую колоннаду из 44 колонн из сарматского известняка, на каждой из которых по 19 вертикальных бороздок. Эстеты считают, что гладкая колонна воспринималась бы иначе, и здание не имело бы свойственного ему «воинского» облика. Главный и задний фасады завершены треугольными фронтонами, верхние углы которых венчали некогда кресты, до наших дней дошли лишь их основания. Это были копии статуй известного скульптора Торвальдсена, созданные в Италии, в Карраре. Так как все скульптурные работы для Севастополя выполнял тогда Фердинандо Пелличио, мастер, чьи работы украшают, в частности, знаменитую Графскую пристань, то, вероятно, и копии статуй были сделаны им. Храм имел два придела - первый во имя святых апостолов Петра и Павла, а второй - в честь Покрова Божьей Матери.
В дни Первой обороны Севастополя, в Крымскую кампанию, в церкви шли службы, но в августе 1855 года вражескими ядрами были разбиты колокола, разрушена колокольня; в потолке образовался большой пролом. В сентябре здание сгорело, однако колоннада уцелела.
После окончания Крымской войны к 1888 году здание было восстановлено по старым чертежам - по распоряжению Императора Александра III, на средства купцов А. А. Максимова и С. Л. Кундышева-Володина.
Размеры постройки - 18 на 37 метров, включая колоннаду. Как и подобает античному храму, стоит он на несколько приподнятой над землей площадке - крепидоме, колонны высотой около 7 метров несут на себе антаблемент - гладкую полосу архитрава (камень, перекрывающий пролет между колоннами), метопы, триглифы, над ними карниз. Главный и задний фасады завершены треугольными фронтонами, верхние углы которых венчали некогда кресты, от них сохранились основания. Общая высота храма - около 12 метров.
Петропавловская церковь была во второй половине XIX столетия по традиции крупным учебным центром - при ней находились церковно-приходская школа, несколько училищ и гимназий. Взрослая и детская воскресные школы при Петропавловской церкви работают и сейчас, в новейшее время. Планируется создание духовно-просветительского центра, где будет работать катехизационная городская школа, школа иконописи, певческая, мастерские.
В 1894 году в Петропавловском храме отслужил литургию и панихиду по почившему Императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский. 20 октября, в последние часы жизни царя, отец Иоанн помазал его тело елеем из лампады, после чего, по просьбе умирающего, возложил свои руки на его голову. Всем, кто дорожит русской историей, памятны слова Государя, сказанные отцу Иоанну на смертном одре: «Когда Вы держите мою голову, мне становится легче». Сам святой праведный Иоанн, по свидетельству современников, был поражен величием и твердостью христианского духа Императора на смертном одре. Позднее он говорил: «Многих отмолил, а Государя вымолить не смог».
Богослужения в храме прекратились 5 февраля 1931 года по решению КрымЦИКа. Здесь обосновался городской государственный архив. В годы гитлеровского нашествия храм был частично разрушен, но в 1946 году вновь восстановлен, и по 1957 год здесь шли спектакли театра имени Луначарского.
Позднее здесь был размещен Городской Дом культуры, для чего помещение было разделено на два этажа, достроены внутренние лестницы.
Лишь в 2006 году, в результате настойчивых многолетних прошений православной общины Севастопольского благочиния, собор был передан церковной общине, по праздничным и выходным дням возобновлены церковные службы.
Журналистка Анна Горпинченко сообщает нам интересный факт: несмотря на то, что реставрация, как правило, мероприятие более затратное, чем строительство нового храма, община приняла решение поддержать имеющуюся постройку. Ведь стены древнего храма передают его намоленность, и в таинстве Евхаристии прихожане соединяются с Богом и со всеми членами Церкви - вне времени и пространства - ведь «у Бога все живы».
Реставрационные работы в Петропавловской церкви также проводит сама община - здесь это большая семья: вместе молятся, вместе радеют за благолепие Божьего храма. Восстановление идет пока на частные пожертвования, собранных средств едва хватает на необходимые материалы. Время от времени помогает средствами киевский Свято-Введенский монастырь, тот самый, где пребывает чудесным образом отпечатавшийся на стекле киота Образ Богородицы «Призри на смирение».
Сегодня первостепенной помощи требуют не внутреннее благоустройство - до работы внутренних реставрационных работ еще далеко - спасать приходится само здание, ветхое и остро нуждающееся в срочных укрепительных работах. Крайне необходим дренаж, требует укрепления фундамент. На восстановление колон и фасадов древнего сооружения нужны большие средства, у прихода их пока нет.
Настоятель храма отец Георгий Дарий комментировал журналистам ситуацию так: «Когда нам храм передали, в 2006 году, то, честно говоря, у меня опустились руки - средств нет, помещение выглядело, конечно, печально... Благодаря средствам, собранным настоятелем Введенского монастыря в Киеве - отцом Дамианом, удалось проделать первые работы. Помогает этот монастырь и сейчас, недавно поступили средства, и мы уложили пол. Сейчас благотворителей особенно нет, а вот храмы друг другу, кто может, помогают - и мы очень им благодарны».
У отца Георгия трудная миссия, восстановительные работы ведутся по капельке, не вдруг. Но Христос ведь и не говорил, что будет легко. Однако батюшка напоминает всем нам: «Мне кажется несправедливым, что Петр и Павел не почитаются в народе широко - ведь они много потрудились как первоверховные апостолы. Народ у нас не очень просвещен в духовном смысле - Петра и Павла почему-то забывают». А ведь не следует забывать предание, что у апостола Петра находятся ключи от Царствия Небесного. И на многих церковных службах читается великое послание от святого апостола Павла о любви. Не оставляют своим духовным попечением Петропавловский храм молитвенники и сегодня. Большим событием для общины храма бывает каждый приезд схиархимандрита Оптиной пустыни Илия (Ноздрина).
Приезд схиархимандрита Илия (Ноздрина) - старца из Оптиной пустыни, для общины севастопольского храма Петра и Павла всегда большой праздник
Храму
и ныне можно помочь, стать причастным к восстановлению древней святыни.
Верно сказано: хоть малой лептой - покупкой символического кирпичика.
Сегодня
на севастопольском Петропавловском храме вы прочтете табличку «Памятник
архитектуры». Однако храм этот остается и памятником истории
мужественного Севастополя, города-героя, доблестного города воина и
труженика.
http://odnarodyna.com.ua/topics/11/454.html