Два события последний дней обращают на себя внимание - увольнение обозревателя РИА-новости Николая Троицкого за раздраженную ремарку, которую он сделал у себя в блоге по поводу чрезмерно настойчивой рекламы берлинского гей-парада, и появление в Перми листовок, стилизованных под объявления нацистских оккупационных властей, в которых от "евреев города Перми" требуют явиться, взяв с собой продукты на два дня, золото и ценные вещи, в Музей Современного Искусства на выставку "Россия для всех". Эти события могут показаться несвязанными между собой, но на самом деле они находятся в одном потоке.
Авторы листовок вполне очевидны - это сами "актуальные художники", или, если использовать более подходящий термин и не обижать настоящих художников, какаторы (от латинской поговорки cacatum non est pictum). Они вполне восторженно помещают их фотографии у себя в блогах с пояснениями что это, да, акт современного искусства. Еще некоторое время назад автору этих строк доводилось спорить с защитниками "права" какаторов измываться на христианскими святынями. Тогда вопрос "как бы вам понравились художественные изыски на тему Холокоcта" казался несколько преувеличенным риторическим приемом, и люди полагали, что издеваться на религией - это одно, это священное право всякого прогрессивного и свободомыслящего человека, а вот над жертвами Холокоста - это совсем другое, это никак нельзя. Но действительность скоро превзошла всякие предположения - какаторы уже принялись насмехаться над лютой смертью жертв нацизма. И это глубоко поучительно - для тех, еще способен извлекать какие-то уроки. Люди, начинающие с глумления над страданиями Христа обязательно придут к глумлению над страданиями других людей. Ожидать от тех, "в чьем сердце минул последний стыд и все осквернено", что они остановятся перед хоть перед чем-то, проявят уважение хоть к чему-то, было бы наивно.
"Либеральным" оппонентам Церкви стоило бы об этом задуматься. Поддерживая агрессивное похабство, когда оно направлено против каких-то неприятных вам людей, против веры, которой вы не разделяете, против святынь, которые вы не чтите, вы вызываете демонов, которые придут и за вами, помогаете социальной чуме, которая неизбежно коснется и вас. Увольнение Троицкого - другой пример того же явления, агрессивного и все более властного похабства. Несколько дней аудитории самого популярного в России сервиса онлайн-дневников, "Живого Журнала" настойчиво и восторженно демонстрировали фоторепортажи с берлинского гей-парада - мол, учитесь, лапотники, как это делается в цивилизованных странах. Несмотря на художественную утонченность, которую часто приписывают гомосексуалистам, зрелище было омерзительно вульгарное и способное вызывать у всякого здорового человека только тошноту. Николай Троицкий сделал у себя, в своем личном онлайн-дневнике, раздраженную ремарку, отражавшую эту реакцию; впрочем, вскоре, и сам сочтя ее чрезмерно резкой, он ее удалил. Но было поздно - некие блогеры уже написали донос по месту работы журналиста, в РИА Новости, по поводу его "гомофобных" высказываний. Ответ не заставил себя долго ждать: "РИА Новости разделяет возмущение блогеров комментариями политического обозревателя агентства Николая Троицкого, который на своей личной странице в Живом Журнале публично и в грубой форме выразил крайне негативное отношение к геям.
От имени РИА Новости выражаю благодарность тем блогерам, которые своевременно сообщили о недопустимых комментариях сотрудника агентства."
На этом возмущенные блогеры не успокоились и потребовали сказать, каким именно карам подвергнется журналист. Их воля исполнилась, Троицкого заставили уйти с работы.
Что же, "Живой Журнал", как и интернет вообще, полон выказывании, "публично и в грубой форме выражающих крайне негативное отношение" к тем или иным группам лиц - к политическим оппонентам, представителям власти, оппозиции, банков, интернет-провайдеров, полиции, армии, медицины и - весьма не в последнюю очередь - к православным христианам. Такие же по накалу, как у Троицкого - или намного, намного более резкие. Почему-то, когда довольно известный либеральный журналист желает "гомофобским тварям" и "православным фашистам" "гореть в аду", никто не пишет ему на службу жалобы и не добивается его увольнения. Наверное, потому что писатели доносов почему-то сосредоточились именно на его политическом фланге. Почему-то именно люди, поминутно поминающие права и свободы, стараются задавить права других свободно выражать свое мнение; почему-то именно те, кто рассуждает о терпимости, проявляют наибольшую нетерпимость, почему-то именно поклонники лозунга "пусть расцветают все цветы" рвутся выпалывать те цветы, которые их не устраивают.
Нельзя не обратить внимание на интересный парадокс - люди, которые настойчиво требуют разрушения всех традиционных общественных запретов - от "не расхаживай по улице без трусов" до "не насмехайся над чужими страданиями и смертью" в то же время требуют введения своих, и гораздо более жестких запретов. Что же, это нельзя назвать новым - революции, вспомним хотя бы Францию, или наше собственное многострадальное Отечество, восстают против того, что они называют "невыносимой тиранией" старого режима, чтобы установить уже настоящую тиранию. А любая тирания нуждается в доносчиках. И НКВД, и Гестапо, и все тирании в истории держатся на этих нравственных типажах - на неравнодушных гражданах, которые только и ищут повода сдать ближнего своего куда следует, и на приспособленцах, которым достаточно - нет, не угрозы расстрела, а просто чуть-чуть давления - чтобы дать доносу ход.
Я не думаю, что это нравственное и умственное расстройство как-то напрямую связано с расстройством физиологическим; просто, когда на горизонте является призрак идеологического диктата и охоты на ведьм и врагов народа (в данном случае гомофобных ведьм и врагов) так тут же являются желающие записаться в сексоты и вертухаи, и желающие писать доносы на антисоветских заговорщиков-соседей. Не за вознаграждение, даже, а просто из бескорыстного удовольствия увидеть, как соседа уведут. Ну или хотя бы уволят.
И эту публику, конечно, полезно знать в лицо - чтобы знать, с кем ни в коем случае не пить, не разговаривать, не шутить шуток. И помнить, что человек, в наши дни определяющий себя как "либерала" тем самым определят себя как доносчика. Впрочем, на традиционный либерализм, в свое время сыгравший значительную роль в формировании политических систем Европы и США, это похоже не больше, чем участник гей-парада, вышагивающий в женском белье, похож на настоящую женщину. Но это уже отдельная и очень грустная история.