«Мы не должны прятаться от общества»

0
137
Время на чтение 16 минут
- Василий, в декабре мы с тобой уже традиционно беседуем об итогах года. Сегодня, как я понимаю, все омрачено тяжелой болезнью Блаженнейшего...

- Да. Блаженнейший Митрополит по итогам года обычно проводил открытое заседание Священного Синода УПЦ с участием руководителей всех синодальных структур, где они выступали с отчетами, а все присутствующие - священники, студенты, миряне - могли задать любой интересующий их вопрос и получить ответ непосредственно от Предстоятеля, членов Синода и руководителей общецерковных структур. Причем Блаженнейший предлагал, чтобы каждый отчитывался кратко, но ни одного вопроса не оставлял без ответа. Хорошее, демократическое нововведение. Сейчас, конечно, все растревожены состоянием здоровья Митрополита, и не до отчетов.

- Но информации-то о болезни немного, и врачи молчат.

- Я тоже думаю, что информировать должны не помощники Митрополита, а специалисты, лечащие врачи, как это и принято, когда дело касается человека такого уровня. Ведь для огромного количества людей Блаженнейший является архипастырем, дорогим и близким, все очень переживают. Митрополит всегда работал на износ, мужественно переносил недуги, никогда ни на что не жаловался, и как-то все обходилось. А теперь болезни наложились одна на другую, Церковь молится об исцелении Предстоятеля, но очевидно, что лечение будет непростым и продолжительным.

- Вместе с тем  в сети заговорили о долгом безвластии в УПЦ. Сведения самые невероятные: якобы Блаженнейший в реанимации, в тяжелейшем состоянии, при вентилировании легких, продолжает работать - подписывает документы, благословляет и прочее. Это нормально?

- Конечно, нет. Но здесь надо все уточнять по срокам. До 30 октября он, безусловно, все это делал, когда находился на реабилитации в монастыре - и посетителей принимал, и с документами работал, и все шло на поправку. Я говорил с теми, кто посещал Блаженнейшего. Сейчас Его Блаженству нелегко, улучшения чередуются с осложнениями, и, думаю, никто его  работой не утруждает, да и не стоит утруждать. Это не по-человечески. 

Что касается «безвластия», то, сам знаешь, власть в Церкви специфическая: никто ведь циркулярами из Киева епархиями не руководит, они самостоятельны, в столице тоже архиереев хватает - все выполняют возложенные на них обязанности. 

Конечно, нельзя умалять роль Предстоятеля Церкви, как у нас это некоторые делают: мол, есть он или нет, а все крутится-вертится, и корабль плывет. Потому что существует целый корпус проблем, которые кроме Предстоятеля никто не может решать, они касаются  реституции церковной собственности, изменения законодательства, возвращение Церкви статуса юридического лица и т.д. - что было изложено Блаженнейшим во время встречи Президента Украины с религиозными лидерами. Многие темы Блаженнейший Митрополит на себя замыкал - они тоже зависли. Возникают острые вопросы, требующие оперативного решения. Поэтому, скорее всего, до его выздоровления кому-то из старейших членов Синода поручат управлять Церковью и продвигать решение всех вопросов. Думаю, Блаженнейший сам поддержит такое решение.

- Но в Украине общественность болезненно отреагировала на то, что митрополит Агафангел пригласил епископов совершить литургию и молебен в день рождения Блаженнейшего: переворот, захват власти...

- Ну, какая общественность? Униато-раскольничьи сайты подняли вопли. Так они всякий раз и по поводу Святейшего Патриарха Кирилла вопят то же самое. Блаженнейший Митрополит Владимир всегда говорил в таких случаях: если эта братия нас ругает, значит, мы чего-то стоим. Знаешь, когда в последние полтора десятилетия митрополит Агафангел ежегодно на день рождения, день Ангела Блаженнейшего и в дни прочих знаменательных дат от имени Священного Синода и всей Церкви  выступал с приветствиями, вручал Блаженнейшему награды, ни у кого сомнений не возникало, что он и первенствующий, и самый уважаемый после Предстоятеля архиерей. А здесь вдруг переполошились: люди, рятуйте, Агафангел грядет! И ведро помоев тут же расплескали. А ведь митрополит Агафангел не только великий архиерей, один из столпов Православной Церкви в Украине и т.д. - к нему все эпитеты приложимы, но он еще и ближайший друг, соратник и опора Блаженнейшего Митрополита Владимира все два десятилетия его нелегкого предстоятельства. Он один из инициаторов Харьковского Архиерейского Собора, человек поразительного мужества - никогда ни за кого не прятался, не юлил, все удары принимал на себя, грудью стоял за единство Церкви, за Блаженнейшего. О таком плече можно только мечтать, и Его Блаженство всегда это ценил. То, что владыка  Агафангел созвал архиереев на службу в день рождения Предстоятеля в Лавру, прекрасную проповедь сказал о Блаженнейшем - народ слушал со слезами на глазах, - затем посетил именинника с цветами в больнице - это очень достойный поступок архиерея и друга. Было бы нелепо, если бы наши архиереи поехали поздравить Патриарха с юбилеем, а через три дня поздравить больного Блаженнейшего уже не собрались - все как-то не могли поделикатнее решить, кому их созывать. 

- Но ведь это был не первый «заговор» в уходящим году. Помнится, в июле донецкие, Патриархия тоже были уличены в неком «заговоре», да и сейчас в сети полно пасьянсов на тему «УПЦ после Владимира», какие влиятельные группы и кого будут проталкивать во власть. Насколько все это актуально?

- Любые инсинуации о заговорах имеют одну цель - поссорить всех со всеми. И при всяком обострении болезни Блаженнейшего возбуждается целая волна публикаций с различными прогнозами, нынешняя на моей памяти, наверное, уже пятая. И всякий кому не лень со своими пятью копейками в этом участвует. У нас, скажем, есть такой депутат Тарас Чорновил, который ничем особым не примечателен, кроме того, что является сыном знаменитого правозащитника. Я с ним однажды говорил, и он признался, что униат, а в церковной проблематике вообще - пень пнем. Так вот даже он выступил со своими рекомендациями по преемникам Блаженнейшего, альтернативам, и эти все глупости пиарятся и обсуждаются.  

- Ну, а по существу? Есть ли альтернативы, преемники?

- Если по существу, то я не вижу никаких проблем с управлением Церковью: какая она была 20 лет назад и какою ее передаст преемникам Блаженнейший Владимир - это две большие разницы. Сегодня она на пике доверия, уважения и со стороны общества, и со стороны власти, и управлять ею не сложно, тем более что у нас есть большое количество архиереев, великих управленцев, которые возродили к церковной жизни целые регионы. Альтернатив Блаженнейшему Владимиру тоже искать не надо, поскольку нужны не альтернативы, а последователи и продолжатели, в коих недостатка также нет. Наконец, я не вижу смысла в группах влияния, в политических, бизнесовых и прочих связях. Когда избирали Митрополита Владимира, ничего этого за ним не стояло, но у него был в народе Божьем огромный авторитет проповедника, богослова, мудрого руководителя и наставника. Все последующие Киевские митрополиты, сколько бы их ни было, должны обладать в той или иной мере этими качествами. И таких архиереев тоже с добрый десяток найдется, хотя, надо сказать, что все они - старшего поколения.

- Я слышал, что у вас организована кампания под лозунгом «Не допустим реванша советских архиереев!»

- Какая кампания? Кто-то ляпнул на каком-то совещании, и пересуды кругами пошли. Хотя формулировка, согласись, занятна и даже трагична.

- Что ты имеешь в виду?

- Эту странность в смене поколений. Вот кого мы можем считать «советскими архиереями»? Видимо тех, кто был рукоположен в советское время или сформировался в те годы, а епископом стал уже в 1990-е. Это священнослужители времен гонений, испытавшие на себе все унижения, преследования  атеистической власти. С этой точки зрения, у нас большинство архиереев - советские. Я не знаю, как в России, но у нас это - лучшая часть духовенства. Масштабные личности! Возьми хотя бы владык, которых ты сам знаешь - Агафангела, Онуфрия, Иринея, Лазаря, Ионафана, - с ними по десять передач можно записывать, все будут глубокими, разнообразными. Несколько лет назад проходила международная конференция по Константину Острожскому в трех странах - Польше, Белоруссии, Украине - с участием профессуры, литераторов, историков, депутатов. Один день форум опекал архиепископ  Ровенский и Острожский Варфоломей - водил по монастырям и другим памятным местам, связанным с Острожскими князьями, много рассказывал и поразил всех познаниями в истории, культуре, богословии. Советский архиерей! Или вот моя приятельница матушка Серафима, настоятельница монастыря в Одессе. Я как-то попал к ней на день Ангела, а у нее - музейщики, профессура, писатели, издатели, художники, адмиралы - элита Одессы. Я давно такого интеллектуального сообщества не видел. Все пришли  с утра поздравить матушку. Она со всеми сотрудничает, и монастырь возродила, и церковный музей построила, и книги пишет, и депутатствует. Советская монахиня!

А вот «поколение свободы» как-то все не может «прорезаться» ни в слове, ни в деле и в чем-то важном, что позволило бы обществу с благодарностью и уважением говорить о Церкви и о самом этом поколении. Блаженнейший Владимир говорил по этому поводу: в бой идут одни старики!

- А чем ты это объясняешь? 

- Какой-то малопонятной запуганностью. Вот в Киеве постоянно проходили и проходят различные конференции, пресс-конференции, круглые столы, семинары, встречи и т.д., где Церкви приходится оппонировать власти, политикам, религиоведам, сектантам, унии, расколам. И помню, как наши старые священники в этих сложных, враждебных аудиториях выступали как последние воины Христовы, мужественно отстаивали позицию Церкви,  защищали ее единство, полемизировали, и были убедительны. Это и приснопамятные отец Михаил Бойко, отец Федор Шеремета - знаменитые киевские священники. Тогда в Киеве был один епископ - сам Блаженнейший. Сейчас у нас в столице десять архиереев, количество священников увеличилось многократно, но все пытаются избежать встреч, где надо что-то отстаивать, кого-то переубеждать. Еще в президиуме посидеть - куда не шло, так президиумы теперь почти везде отменили. Но ведь оппоненты никуда не делись. 

Пару месяцев назад звонит мне председатель общества националистов Украины, куда входят петлюровцы, бандеровцы, филаретовцы и прочие русофобы, и приглашает принять участие в дискуссии по докладу об антиукраинской, антигосударственной деятельности Патриарха Кирилла в свете его визитов в Украину. С докладом  выступит на их собрании какой-то доктор философии, религиовед из Института философии Национальной академии наук. Я удивился: зачем, говорю, вам журналист, пригласите епископов, священников, преподавателей КДА. Оказывается, пытались - никто не согласился. Их центр находится на Печерске, недалеко от Лавры, тема несложная - мы в пресс-службе издали в двух книгах все, что Святейший Патриарх Кирилл говорил об Украине и в Украине во время своих визитов, и мы с коллегой пошли к ним на собрание.

- Не подрались?

- С чего?  Если националисты не до конца проуниачены, с ними можно вести диалог. Пару человек, конечно, с места призывали не слушать тут всяких москалюк, но остальные были толерантны. Часа два мы достаточно продуктивно поспорили, подарили участникам встречи книги патриарших речей, чтобы они руководствовались ими, а не всякими интернетовскими измышлениями. Одна дама, тоже доктор философии, выступала в конце собрания и даже сказала: хотя Кирилл и не наш Патриарх, но мы должны признать, что это великий Патриарх, который продвигает в мире православные ценности. 

Нам предложили через пару недель принять участие в следующей дискуссии по докладу другого доктора философии о том, какое ужасное московское православие и какое замечательное наше, украинское. Здесь, я признаться, не в теме, поскольку никогда не думал, что они чем-то отличаются, да и по времени не получалось, поэтому позвонил одному нашему священнику и попросил выступить оппонентом докладчика. Он богослов, пишет книги, заведует кафедрой в светском вузе, преподает в Киевской духовной академии, умный и хороший оратор. Однако получил отказ: оказывается, преподавателям КДА строго-настрого запрещено выступать на таких собраниях, необходимо не только взять благословение, но предоставить на утверждение академическому начальству текст своего выступления и т.д., и заморачиваться этим, естественно, никто не горит желанием. Остались наши националисты без оппонентов. 

- А позиции национализма по-прежнему сильны в Украине?

- Национализм в кризисе. У нас главным националистом считается основатель Руха Вячеслав Чорновил, диссидент, правозащитник, журналист. Ему памятник в центре Киева стоит, улицы его именем во многих городах названы. Он был другом газеты, в которой я работал, и у нас были добрые отношения. На каком-то приеме были и Чорновил, и мой друг архиепископ Ионафан. И последний попросил познакомить его с диссидентом. Я подвел Вячеслава Максимовича к владыке, а тот протягивает руку и не без яда представляется: «Архиепископ клятого Московского Патриархата Ионафан». Чорновил  оторопел, рассмеялся, обнял его за плечи и говорит: «Ну, что, Вы, Владыка! Главное, что Украина - независима, а какой патриархат - никакой роли не играет». Он считал, что все, что есть в Украине, непременно должно быть самым лучшим в мире: и культура, и наука, и экономика, и тот же Московский Патриархат. Такая вот романтика была. Ну, а потом, оказалось, что ничего самого лучшего не получается, и скатились в русофобию - стали массово закрывать русские школы, детсады, вытеснять отовсюду русский язык, преследовать русскую культуру. И занимались этим не националисты - они никогда не были при власти, - а член Политбюро КПУ Кравчук, лауреат Ленинской премии Кучма, выпускник Высшей партшколы Ющенко. Хотя все шли к власти с лозунгами защиты русского языка. У Януковича даже в программе его партии записано, что русский  язык должен стать вторым государственным. Через пару месяцев будет уже два года, как он при власти, но в языковом вопросе еще палец о палец не ударил.  

- А есть ли толк вот от этих дискуссий  с националистами, раскольниками и прочими оппонентами?

- По крайней мере, церковная точка зрения должна присутствовать, и люди должные ее знать. Ведь дискуссии не в закрытом режиме проходят, а в присутствии прессы, и все это формирует общественное мнение. А для чего мы учредили в Церкви столько руководящих, направляющих, совещательных и прочих структур, если никто ни в общественных дискуссиях, ни в прессе не выступает?

Вот, скажем, был круглый стол в РИА-новостях, где музейщики, историки, археологи единым фронтом выступили против того, чтобы возвращать Церкви  экспроприированные храмы и имущество, якобы она все историко-культурное наследие погубит. Я лично договаривался со священнослужителями, но никто так и не пришел. На днях всеукраинская чернобыльская конференция, которая проходит раз в пять лет, так и завершилась без нашего участия. Одним некогда, другим нельзя, третьи  не хотят заморачиваться.

- Но в сети живо обсуждается крещение на курорте в Карловых Варах местного мальчика четырьмя украинскими митрополитами ...

- Слава Богу, что крестили. Насколько я знаю, это просто стечение обстоятельств, из четырех архиереев было лишь два митрополита, хотя, конечно, повод для обсуждения есть. На то она и сеть.

Мне ректор Варшавской духовной семинарии рассказывал, что в Польше специально обучают будущих священников и в дискуссиях выступать, и на камеру говорить, и в информпространстве работать. Это входит в круг навыков пастыря. Избегать и бояться этого не стоит. Хотя бывают и провокации, и просто забавные случаи. В этом году был такой. Один интернет-портал задумал к годовщине президентства Виктора Януковича сделать видео-конференцию, где люди разных профессий, представители различных отраслей и организаций давали бы оценку трудам навой власти и рассказали, чего от нее ожидали и не дождались, и каждому выделено определенное время. Мне предложили выступить от Православной Церкви. Я согласился, пошел к Блаженнейшему Митрополиту советоваться, за что власть стоит похвалить, а за что - поругать. Однако накануне мне перезвонили организаторы конференции и сообщили, что я буду не один - компанию мне составит пресс-секретарь анафематствованного Филарета, идеолог и глашатай раскола Евстратий Зоря.

- И ты отказался?

- Да нет, отступать было некуда, хотя какие у нас могут быть общие претензии и пожелания к власти? Расколы и уния активно агитировали на президентских выборах за оранжевых, клеймили Януковича, объявляли его «тьмою», «неволею», а после его победы боялись, что будут коротать свой век где-нибудь в донецких каменоломнях, и во тьме, и  в неволе. В Православной Церкви ни за кого не агитировали, каждый поддерживал, кого хотел, я аккредитовался в выборном штабе Януковича и даже записал с ним небольшое интервью, где он обещает, что в случае его победы положение Православной Церкви в стране кардинально улучшится. Так что, по логике, Евстратий должен был горячо благодарить власть, а я мог уже предъявлять претензии за порожняк пустых обещаний. Но случилось нечто необычное. По задуманному формату, гости - мы с Евстратием - сидели по одну сторону стола, а четыре журналиста, молодые, но уже известные, они часто мелькают на сайтах и телеэкранах, сидели по другую сторону и задавали вопросы. И едва ли не все четверо вдруг заявили, что они в Бога не веруют, никакой необходимости в существовании Церкви не видят, и, естественно, вся церковная проблематика представляется им ненужной и надуманной. Мол, верующий должен в своей душе с Богом разбираться, остальное - излишне. И впервые в жизни пришлось солидарно с раскольником оппонировать этим младоатеистам, убеждая их, что Православная Церковь Украине все-таки нужна. Я никогда не думал, что это придется кому-то доказывать. После конференции Евстратий мне говорит: вот вы постоянно нападаете на нас, считаете нас главной проблемой, а через десять-двадцать лет, когда это поколение  с его секуляризмом станет доминирующим в обществе и во власти, все нынешние проблемы покажутся цветочками. Это вам не старые марксисты-атеисты.

- Они чем-то отличаются?

- У старых атеистов есть чувство вины  перед Церковью: ведь столько миллионов невинно погубили, столько разрушили, такой урон нанесли духовному и культурному наследию православных народов. В Украине даже Компартия официально покаяние Церкви принесла. Эти же ничего не разрушали, никаких знаний о Церкви не имеют и не любопытствуют даже, какое-то новое веяние из той части Европы, которая обходится без веры и Бога. 

- А до претензий к власти дело так и не дошло?

- Напротив. Времени было много, хватило, чтобы и претензии высказать, и раскольникам о покаянии напомнить, и о «русском мире» поспорить. Кстати, Евстратий там заявил, что ничего против «русского мира» не имеет в той его интерпретации, которая звучала во время нашей дискуссии. А она ничем не отличается от патриаршей. Надо бы, чтобы он и по своим раскольничьим сайтам распространил собственное умозаключение о «русском мире», а то филаретовцы одни страшилки о нем распространяют.

Что же касается претензий - они одни и те же все последние 20 лет. Это возвращение Церкви статуса юридического лица, возвращение экспроприированной собственности, допуск Церкви к социальной работе и просвещению - сей воз при всех властях и ныне там. Многие у нас думают, что после 20 лет прессования наступила передышка, власть стала с уважением относиться к Церкви и сама начнет продвигать необходимые УПЦ преобразования. Но ведь под лежачий камень вода не течет, нам надо самим их инициировать и упорно продвигать, оказывая на власть постоянное давление. Иначе ничего не сдвинется с места. У власти всегда будут дела актуальнее и важнее - кризис, реформы, чемпионат Европы по футболу и т.д. и т.п.

- А какое событие было самым ярким в церковной жизни Украины в уходящем году?

- Я думаю, что это чернобыльский визит Патриарха. 25 лет трагедии, которая изменила многие представления человечества о самом себе, и первый визит Патриарха в зону, его службы и выступления в Киеве, Чернобыле, на ЧАЭС произвели сильное впечатление на общественность. В этом году было пять патриарших визитов Украину, и доминантой их была социальная  составляющая. Очевидно, что Патриарх хочет повернуть Церковь к проблемам социального служения, поэтому посещает интернаты, клиники, закладывает храмы при больницах. Это очень важно, поскольку беды что-то нас не оставляют, кризис следует за кризисом, народ измотан и нуждается в поддержке. Я бы еще отметил празднование Дня Крещения Руси в Киеве. Этот праздник уже государственный, надо добиваться, чтобы не только Патриарх, но и руководители России и Белоруссии отмечали его в Киеве, осознавали свою ответственность за судьбы наших народов и всей восточнославянской православной цивилизации. 

- Ну, а каким уходящий год был для пресс-службы?

- Год был для нас юбилейным, но не слишком удачным, много задумок оказались нереализованными, что связано с болезнью Блаженнейшего, скудностью ресурсов. У нас небольшой коллектив, тем не менее мы содержим сайт, выпускаем и распространяем ежемесячный информационный журнал, издали книгу проповедей и речей Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенных в Украине («Патриарх Святой Руси»), провели международную конференцию к 25-летию Чернобыльской трагедии, на которой выступили Святейший Патриарх, академик Велихов и многие известные деятели из Украины, России, Белоруссии. Сами участвовали во многих форумах в Украине и за рубежом, как в церковных, так и журналистских, где обсуждалось светлое будущее СМИ.

- Но традиционным СМИ - газетам, журналам -  все пророчат скорую кончину...

- Я месяц назад вернулся с Форума европейских и азиатских медиа, который в этом году проходил  в столице Казахстана Астане. Он собрал  около трехсот руководителей СМИ и ведущих журналистов со всего постсоветского пространства. Было много профессиональных дискуссий о путях развития медиа, одна из них проходила в формате «стенка на стенку», где представители традиционной журналистики дали последний и решительный бой апологетам всепоглощающей сети. Дискуссию вела Светлана Сорокина, споры были жаркими, но традиционалы праздновали победу, причем решающий вклад внесли журналисты из Армении, Грузии, Прибалтики, которые научились различать плюсы и минусы сети. Какими бы технологическими прорывали сетевые информационные ресурсы ни обзаводились, это революции носителей, и к главным качествам информации - достоверности и объективности - они непосредственного отношения не имеют. Сеть неподцензурна, оперативна, супертехнологична, в чем ее огромные преимущества, но она также беззащитна против всевозможных манипулятивных технологий, информационных провокаций. В традиционной журналистике достоверность информации защищена и внешне (законами страны), и внутренне (профессиональным кодексом журналиста). Так что, если будешь гнать дезу, и  коллеги руки не подадут, и издание свое разоришь. 

- А для церковной прессы это актуально?

- Это актуально в большей степени для прессы, пишущей о Церкви. Приведу два примера. Несколько лет назад, при оранжевых, ющенковская газета «Украина молода» разместила на первой полосе клеветнический материал о том, что Лавра не привозит Благодатный огонь на Пасху из Иерусалима, а «производит» его из зажигалки в аэропорту «Борисполь». Мы опровергли эту дезу, переговорили с главным редактором «Украины молодой», газета не стала доводить дела до суда, сама дала опровержение, принесла извинения и Лавре, и наместнику, и верующим, и Церкви.  

Другое дело - сеть. Вот у нас есть такой системный клеветник и пасквилянт Юрий Черноморец. Помню, в 2005 году едва замаячила победа оранжевых, он уже разразился на униатском сайте РИСУ огромным развернутым доносом на УПЦ. Дескать, нарушает правду Божию, готовила в трех вариантах заговор с целью недопущения Ющенко к власти, все в ней антигосударственное, антиукраинское, епископат - морально разложившийся, находится под контролем иностранных спецслужб, торгует нефтью, оружием  и т.д. - я такого бреда никогда не читал. Материал перепечатали другие сайты, и на гребне победы оранжевых начались шельмование и травля Православной Церкви в Украине. В одной области националистические общественные организации даже требовали, чтобы общины УПЦ погрузили в теплушки и вывезли из Украины. Нам пришлось даже Генеральную прокуратуру подключать, чтобы остудить их запал. С редактором РИСУ Тарасом Антошевским мы пару раз пересекались, и он рассказывал, что является технарем, журналистика для него - дело новое. Я ему звоню и говорю, что коли вы считаете себя СМИ, то не имеете права ни сами клевету сочинять, ни чужую распространять. Как бы мы с Тарасом Шевченко не любили унию, но мне в голову не придет разместить на наших сайтах какой-нибудь клеветнический материал о том, что уния занимается антигосударственной деятельностью  в Украине, а ее лидер кардинал Гузар - морально разложившийся недоумок, торгующий оружием. Не позорьтесь, говорю, снимите материал и извинитесь. Он и пальцем не пошевелил, только повизгивал в трубку от радости - такую провокацию против Православной Церкви раскрутил!  Безусловно, и орден от унии за это получил. Думаю, что сей Антошевский не только стаскивает весь антиправославный мусор на свой сайт, но и заказывает тем же черноморцам, еленским и прочим пасквилянтам строчить всякие мерзости о Церкви, а сам их распространяет - какой с сети спрос? А там же целый конгломерат - тут же на подхвате Евстратий и прочие раскольничьи сайты Украины и России. А из этой помойки информацию черпают наши религиоведы и политики - столько чуши всякой о Церкви несут - диву даешься. Так что сеть используется и во благо и во зло.

Но, слава Богу,  есть у нас проверенные и несгибаемые борцы за правду, среди них, конечно, «Радонеж». Я всегда поражался, как тебе удается с горсткой сотрудников столько лет и сайт содержать, и газету выпускать, и радио «Радонеж» на всемирный уровень поднять, и международный кинофестиваль ежегодно проводить, и образовательные проекты осуществлять. Я благодарен, что вы не оставляете вниманием Украину, и от все души поздравляю вас наступающими Новым годом и Рождеством Христовым. Желаю и здоровья, и счастья, и успехов в творчестве!

- Я также  поздравляю тебя с Рождеством, Новым годом и благодарю за беседу.

http://www.radonezh.ru/analytic/15597.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Константинович Никифоров
Все статьи Евгений Константинович Никифоров
Василий Семёнович Анисимов
Их объединяют русофобия и паразитизм
О заявлении главы греко-католиков Шевчука о возможном объединении с т.н. ПЦУ Думенко
23.12.2021
Принудит ли Франциск Зеленского к миротворчеству?
О визите президента Украины в Ватикан
10.02.2020
Агностики-индифферентщики
Зеленский поддержал присвоение «предстоятелю» т. н. УГКЦ Андрею Шептицкому почетного звания Праведника народов мира
29.01.2020
Все статьи Василий Семёнович Анисимов
Последние комментарии
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Алекс
29.01.2025 16:19
Зеленый фашизм, и кто стоит на вершине пищевой цепи
Новый комментарий от Владимир Петрович
29.01.2025 16:14
Тайна Великой войны
Новый комментарий от С. Югов
29.01.2025 15:51
Петр Первый – церковник или антицерковник?
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.01.2025 15:48
Что нового принесёт России революция Трампа?
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.01.2025 15:39