Караваджо и божественная лошадь

0
281
Время на чтение 4 минуты

Пока на улицах и в интернете продолжается очередная серия излюбленного русского сериала «Кто виноват и что делать», в центре столицы идет выставка без преувеличения вечного искусства. Эпохальная экспозиция Караваджо будет находиться в стенах ГМИИ им. А.С.Пушкина до 19 февраля следующего года.

Выставка уникальна не то, что для нашей страны, но и для всего мира - одиннадцать картин Караваджо, охватывающих разные периоды его творчества, - это очень много. Но никакие слова не сравнятся с полотнами, которые мы сейчас можем увидеть. А через них увидеть и совсем другую - настоящую, бьющуюся - жизнь.

Одиннадцать картин в полумраке, отчего и посетители выставке кажутся какими-то особенными. Как будто всех нас помещают в том самый, открытый Караваджо мир затененного пространства с ослепляющими всполохами света. У этого художника вообще все было не так, как надо, и не так, как до него, - быстрая, насыщенная и не очень красивая жизнь, чувства и страсти через край, яркий свет и глубокие тени, слишком грубые лица... и вообще, всего слишком. Караваджо доказал, что такая разная, правдивая и ослепляющая реальность имеет право на свое место в искусстве. Хотя бы потому, что она выводит человека из сонного состояния получувств и приукрашений самих себя и окружающей действительности.

Вот юноша с корзиной фруктов - одна из ранних работ Караваджо. Ее одной бы хватило, чтобы имя художника навсегда запечатлелось в истории искусства. Смысл картины: просто жизнь как она есть: полноценная, прекрасная и в данном случае - молодая.В ней каждая деталь имеет право быть замеченной, например, увядшие листочки (кстати, они же напоминают и о том, что все когда-нибудь закончится).Получается, что не нужно специально идеализировать действительность, потому что она сама по себе и так стоит очень много.

А в этой же реальности существует его святой Франциск. Кажется, что святой - полная противоположность тому юноше: старый, изможденный, погруженный в духовные искания, и любоваться зрителю здесь нечем (не черепом же). Но по сути получается, что тема примерно та же: разговор о жизни и смерти (только в данном случае смерть уже ближе, в силу возраста). И опять, одежды и рука святого тщательно, буквально прорисованы, они заставляют нас верить и чувствовать, что действие происходит прямо здесь и сейчас, перед нами. Детали и картина в целом настолько художественно точны, что через это отвоевывают себе место вообще в любом веке.

До Караваджо главные герои религиозных полотен в итальянской живописи были, по сути, настолько совершенны физически и красивы, что у зрителя ни за что не возникло бы сомнений, что перед ним святой либо человек духовный. А Караваджо (например, в его «Ужине в Эммаусе») берет для изображения, скажем, апостола, какого-то простого «мужика», и говорит нам - это святой. В общем-то, художник прав. Рыбаки и даже апостолы в начале первого века вряд ли обладали бесплотными и идеально красивыми лицами. Моделей Караваджо тяжело связать с теми святыми, которых мы видим на иконах. Но художник напоминает, что, по правде говоря, вот в такой примерно обстановке, в окружении таких лиц и происходили многие евангельские события. Так что они становятся гораздо ближе по отношению к нам, к нашей повседневности.

Простой человек у Караваджо никогда не идеален. В сцене бичевания Христа художник не стесняется исказить лица мучителей. Картина весьма правдоподобна: дело в том, что Караваджо, как утверждают историки, на себе испытал пытки в темнице, куда он попал после ссоры с одним мальтийским рыцарем (к слову сказать, художник еще за несколько лет до этого успел случайно убить человека, но ему удалось сбежать от наказания). Караваджо на самом себе испытал очень многое - и захватывающие, точно описанные события в его произведениях во многом результат его жизненного опыта. Фактически за тридцать девять лет он пережил столько чувств и испытаний, что их хватило бы на несколько жизней. Взлеты и падения, самые разные характеры отражены в его полотнах с максимальной точностью. Вряд ли сидя в комфортной мастерской (а художник имел такую возможность), он смог бы пронизать клубками переживаний свои картины. В каждую из них вложена целая гамма настоящих, неподдельных, иногда самых возвышенных (а иногда самых гадких) ощущений, мыслей и действий.

Главным шедевром выставки является «Обращение Савла» из римской церкви Санта Мария дель Пополо. В ней есть все главное, что подарил нам талант Караваджо. В первую очередь - это зримое, почти осязаемое изображение Божественного света, который мы не видим сам по себе, но который сбивает с ног будущего апостола Павла и ослепляет нас вместе с ним. При этом, что особенно важно, этот свет не иллюзорный, не придуманный и не символический: он существует здесь, сейчас и всегда, в любом пространстве - от забытого подвала до церкви. Этот свет врывается неожиданно и осеняет все вокруг - и даже вот эту лошадь, которая занимает большую часть полотна. Из-за нее, кстати, от картины два раза отказывался заказчик - по тем временам негоже было в религиозном сюжете уделять столько внимания какому-то непонятному непарнокопытному. Однако же роль лошади и правда велика: она вот-вот задавит Савла, так, чтобы мы окончательно удостоверились в материальности происходящего и в том, что Савлу от Бога уже никуда не убежать. Происходящее на картине настолько убедительно и одновременно вечно, что вряд ли хоть один из нас не застынет перед этим полотном. Обязательно приходите и посмотрите сами, а также не забудьте прочитать небольшие рассказы о каждом произведении, подготовленные организаторами выставки.

http://www.taday.ru/text/1363478.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Ким
Все статьи Екатерина Ким
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26