Октябрь и ноябрь 2011 г. стали для США настоящими кибермесяцами. Подготовленные для Конгресса доклады по киберполитике министерства обороны и Управления национальной контрразведки США, взаимодействие с иностранными партнерами - все это звенья одной цепи, которые дают некоторое представление о направленности соответствующей политики Вашингтона в обозримом будущем.
США резервируют для себя киберпространство
В глобальном масштабе США рассматривают киберпространство как место, где должны распространяться нормы и стандарты демократии по-американски; сама сеть Интернет, как было отмечено недавно в выступлении госсекретаря Х. Клинтон, должна стать инструментом продвижения либеральных ценностей.
Часть военной элиты США считают Интернет своим законным наследием, так как он был создан в оборонном агентстве ARPA (позже переименовано в DARPA) исключительно для военных целей и назывался ARPANET. Неудивительно, что Пентагон по-своему трактует значение и возможности Интернета.
Весной 2010 г., была создана новая структура Пентагона - Киберкомандование, а в этом году было заявлено, что Министерство обороны начнет манипулировать социальными сетями для повышения имиджа США и в целях безопасности. Чтобы положить конец некоторой путанице в определении терминов, бытовавшей среди американских военных, - в последнем докладе Пентагона по киберполитике понятия "военные действия", относящиеся к киберпространству, и применение закона войны по отношению к операциям в нем более конкретизированы. Там попросту, ссылаясь на концепцию "военных действий", означающих "угрозу или применение силы", а также на Хартию ООН о вооруженном конфликте, происходящем в физической среде, предлагается к суше, морю и воздушному пространству добавить еще и киберпространство. Как следствие этого, 15 ноября с.г. Пентагон в категорической форме заявил, что США оставляют за собой право ответных мер против кибератак с позиции военной силы и наращивает свои технологические возможности для того, чтобы точно определять сетевых злоумышленников. Было сказано, что "мы сохраняем право на применение всех возможных средств - дипломатических, международных, военных и экономических для защиты нашей нации, наших союзников, наших партнеров и наших интересов... США необходимо знать кибервозможности других государств для того, чтобы обороняться от них и увеличить свои возможности для отражения кибератак, которые могут возникнуть".
В распространенном документе указано, что Национальное агентство безопасности обеспечит соответствующую поддержку киберкомандованию США, что позволит министерству обороны планировать и осуществлять кибероперации. При более внимательном прочтении текста становится ясно, что собственно кибероперации, в том числе разведывательные, уже спланированы. На стр. 5 в DoD Cyberspace Policy Report говорится: "Операции в киберпространстве являются субъектом для аккуратной координации и оценки действий, включая применение киберпространства для разведывательных действий. Разведка, военное и политическое соучастие тщательно продуманы для операций в киберпространстве так же, как где-либо еще".
На практике это означает, что, несмотря на алармистские заявления Управления национальной контрразведки США, в докладе которого говорится о якобы существующей причастности Китая и России к использованию кибервозможностей для разведывательных целей, США сами занимаются кибершпионажем «аккуратно» и «так же, как где-либо еще».
Видимо, осознание того, что в кибервойне преимущество всегда на стороне нападающего - хакера или кибершпиона - подстегивает определенные круги к постоянному муссированию всевозможных угроз и зависимости инфраструктуры США от кибератак.
Это не могло не коснуться и международного поля.
КиберНАТО и другие союзники США
19 сентября 2011 г. в агентстве С3 НАТО в Брюсселе состоялся семинар, имеющий принципиальное значение для киберобороны стран альянса. В результате было решено запустить новый проект, направленный на создание пула государств-членов альянса для обмена информацией в сфере киберобороны и киберситуационной осведомленности.
На следующий день были улажены все формальности, связанные с достижением максимальных операционных возможностей киберобороны НАТО, которые должны быть реализованы к концу 2012 г. "Новые кибервозможности" - это один из одиннадцати приоритетных проектов НАТО, оцениваемый в 28 миллионов евро. Похоже, совместные киберпроекты США и Западной Европы только набирают силу. 3 ноября с.г. состоялись первые совместные киберманевры США и ЕС под названием Cyber Atlantic 2011. Они были достаточно масштабными, хотя центр управления находился в Брюсселе, на базе НАТО. Со стороны ЕС в маневрах приняло участие более 20 государств, из них 16 являлись активными игроками, а остальные были "наблюдателями" под руководством Европейской комиссии. Каждая страна делегировала двух "игроков" и одного "хозяина".
На этих киберманеврах отрабатывалось два сценария: 1) кибератаки, целью которых была публикация секретной информации агентств безопасности государств ЕС в режиме онлайн; 2) повреждение систем функционирования и контроля энергетической инфраструктуры.
В ходе учений использовался опыт первых всеевропейских киберманевров Cyber Europe 2010, проведенных Европейским Агентством безопасности сетей и информации ENISA. Тогда, год назад, 70 экспертов из стран ЕС совместно работали над отражением 300 симулированных кибератак и отрабатывали возможные формы координации между странами. В результате было решено выработать более четкий алгоритм взаимодействия, учитывающий национальные особенности функционирования компетентных ведомств каждой страны. Кроме того, было принято решение о создании многоуровневых контактов в рамках ЕС и разработке дорожной карты всеевропейских учений.
7 ноября с.г. директор оборонного агентства перспективных технологий США DARPA Регина Дуган заявила, что будут интенсифицированы усилия по созданию наступательного кибероружия, которое, как и кинетическое, является существенным элементом военной машины США. По мнению программного менеджера агентства Тимоти Фрэйзера, "США и неопознанные враги ведут войну в киберпространстве, в то время как США, в отличие от врагов, несут большие расходы".
Кстати сказать, бюджет расходов этого агентства на киберисследования в 2012 г. вырастет на 73 процента, от 120 до 208 млн. долл. В следующие пять лет расходы агентства на данные программы также будут увеличены на 8 - 12 процентов.
Это вписывается в "полный спектр кибервозможностей", о котором говорил первый замминистра обороны США по политике Джеймс Миллер на прошедшей в начале ноября конференции в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. В докладе по киберполитике Пентагона также говорится, что «проводится координация на высоком и экспертном уровне с Австралией, Канадой, Новой Зеландией и Великобританией. Минобороны тесно работает с партерами из НАТО по киберпроблематике, включая пересмотр киберполитики НАТО и принятый на конференции в июне 2011 г. план действий партнеров по альянсу. Укрепляются взаимоотношения с Японией и Республикой Корея».
Интересно, что 8 ноября с.г. в городе Спрингфилд (штат Иллинойс, США) произошел инцидент, который приобрел широкую известность, поскольку работниками ФБР и министерства внутренней безопасности было заявлено, что виновник случившегося - хакер - вроде бы из России.
Этот хакер взломал компьютерную коммунальную систему и путем нехитрых манипуляций вывел из строя насос системы водоснабжения. Позже он разместил информацию в Интернете, что взлом данных систем не представляет для него особой сложности, и он совершил этот «акт вандализма» ради развлечения. Заметим кстати, что это стало первым случаем, когда американской инфраструктуре был причинен хоть какой-то ущерб, о чем ранее трубили всевозможные эксперты и специалисты.
Вероятно, упоминание России было намеренной дезинформацией для того, чтобы включить нашу страну в список потенциально опасных киберобъектов и заблаговременно обосновать милитаризацию виртуального пространства и установление глобального контроля.
Кибервойна всех против всех
Проблема киберконфликтов волнует не только США. Удешевление компьютерной техники и программного обеспечения, появление новых активных субъектов в международной политике - от неправительственных организаций и квазигосударственных объединений до криминальных группировок - многократно увеличивает возможность использования «вредоносных» программ.
Например, в конце октября 2011 г. группа хакеров, известных под названием Anonymous, пригрозили мексиканскому наркокартелю Zetas, что они обнародуют в Интернете персональные данные чиновников, журналистов и прочих лиц, которые сотрудничают с этой криминальной группировкой, если наркодельцы не освободят их похищенного компаньона.
Данный инцидент привлек внимание мировых СМИ, аналитических центров и спецслужб.
Журналист издания New York Times Дэвид Ротккопф называет кибератаки фантомной войной, предостерегая, что она будет проходить без объявления о начале боевых действий и может привести к массовой гибели людей, столкновению великих держав и, что самое главное, коснется каждого из нас. Ссылаясь в своей публикации на слова одного из американских дипломатов, автор статьи пишет, что такая война уже ведется, и ее цели могут быть самыми различными. Наиболее громким событием последнего времени, связанным с умышленной компьютерной атакой, признан инцидент с применением вируса Stuxnet на иранских ядерных объектах.
В октябре с.г. американские военные подтвердили, что компьютеры, применявшиеся для управления боевыми беспилотниками Predator и Reaper в Афганистане, были атакованы вирусами. Ранее в Ираке хакерам удавалось взламывать системы связи с беспилотниками и направлять тех на ложные цели, либо предупреждать боевиков о приближающейся угрозе.
Как считают американские эксперты, возможность того, что миру будет причинен катастрофический ущерб, продолжает возрастать пропорционально росту взаимозависимости всевозможных элементов в мировой паутине.
Леонид Савин - главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»
http://www.stoletie.ru/versia/_grozat_li_miru_kibervojny_2011-12-18.htm