В этом году исполнилось 170 лет со дня злодейского убийства
великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Кроме сугубо
«региональных» мероприятий, о которых СМИ, да и то в основном не
центральные, весьма лаконично сообщали, - никак иначе эта дата не
отмечалась. Как и в прошлые годы, не был показан по ЦТ художественный
фильм Николая Бурляева «Лермонтов» (1986 г.), хотя известно, что всё
большее число телезрителей обращаются с просьбами о показе этой картины.
Был лишь повтор по телеканалу «Культура» постановки середины 1970-х -
«Герой нашего времени». А одноименный многосерийный фильм того же
периода, увы, по ЦТ не транслировали. Причем художественный фильм
«Лермонтов» 1943 года не повторяют по телевидению с начала 1980-х...
Единственный столичный театр, в репертуаре которого
произведение Лермонтова - драма «Маскарад», - это московский
драматический театр на Перовской (где в июне проходил международный
театральный фестиваль «Славянский венец», о чем сообщал «Русский
Вестник»). Этот спектакль всегда идет с аншлагом, а зрители в перерыве и
по окончании постановки спрашивают друг друга: почему нигде, кроме
этого театра, не ставится Лермонтов? Чем он и его творчество не
«угодили» современной цензуре?..
В самом деле: до осени 2011-го ещё в репертуаре театра «Сфера»
был спектакль «Люди и страсти» по мотивам ряда произведений и личного
дневника Лермонтова. Но он с тех пор - вне афиши того театра, хотя и
этот спектакль неизменно пользовался успехом и зрителей.
Похоже, незабвенное лермонтовское произведение «На смерть
поэта» (1837 г.), посвященное гибели А.С. Пушкина, и сегодня
расценивается «цензорами» как прямой вызов аморальной и лицемерной
атмосфере, поныне преобладающей в так называемом «элитарном» обществе и в
его нравах. Неспроста это произведение уже в 1837-м тогдашняя цензура
объявила «воззванием к революции». А дополняет его фильм Н. Бурляева
«Лермонтов», впрямую высвечивая масонский заговор против Лермонтова и
масонский приговор ему, приведенный в исполнение Мартыновым...
В самом деле, - разве можно такие постановки и фильмы
демонстрировать «россиянам»? А вдруг что-либо заподозрят, начнут
обсуждать, сопоставлять, задавать «лишние» вопросы? И, что ещё хуже, -
смогут найти правильные ответы на эти же вопросы?..
Словом, похоже, не вписался Михаил Юрьевич Лермонтов в
культурно-исторические рамки, предписанные нынешней России ее властями и
цензорами. Но благодаря считанным театрам, включая московский театр на
Перовской, судьба и творчество Лермонтова не преданы забвению и не
стали достоянием только архивов.
Алексей БАЛИЕВ