Экспериментальная молитва

0
134
Время на чтение 4 минуты

  Сейчас я читаю книгу одного журналиста, который считал себя христианином, а потом утратил веру. Один из доводов, который он приводит - то, что действенность молитвы не подтверждается экспериментами. Такие эксперименты проводились - люди решали, что они будут молиться за одну группу больных, а за другую - контрольную - нет, а потом посмотрят, насколько пациенты, за которых молились, лучше поправляются. Такие эксперименты проводили верующие люди, желая "научно" показать, что молитва работает, и даже говорили об их успехе - но при тщательном рассмотрении выяснилось, что это не работает. Более того, люди, привыкшие вспоминать о Боге только когда дела пошли уже совсем плохо, начинали нервничать и чувствовать себя хуже, узнав, что за них усердно молятся, полагая, что их совсем уже за покойников считают.

Можно сказать, что по статистике люди, регулярно посещающие церковь действительно живут дольше и обладают лучшим физическим и психическим здоровьем, чем неверующие; но вот с молитвенными экспериментами ничего не выходит.

Похоже, тут обе стороны - и верующие, желавшие "научно доказать" действенность молитвы, и скептики, желавшие ее опровергнуть, совершили одну и ту ошибку, которую нам стоит рассмотреть подробнее.

Первая проблема с молитвенным экспериментом - что он не молитвенный; вторая - что не эксперимент. Вряд ли стоит молиться, нарушая заповедь "не искушай Господа Бога твоего. (Лук.4:12)", эксперимент - это именно попытка искусить Бога. Как говорит Апостол, "когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. (Иоан.5:14)". Когда мы просим заведомо не по Его воле - и знаем об этом - нам не стоит ожидать ответа.

Да и как выглядела эта "испытательная молитва"? "Господи, исцели, пожалуйста, Васю, нам до его здоровья нет дела, но ты уж исцели, чтобы мы могли этих нахальных скептиков побить. А Петю на соседней койке не исцеляй, он у нас в контрольной группе. Мы понимаем, Господи, что Ты очень занят, но, пожалуйста, не перепутай - Васю, не Петю! Петю пожалуйста не исцеляй, а то у нас весь эксперимент сорвется!"

Научный эксперимент требует контролируемости - факторы, находящиеся вне контроля экспериментатора должны быть устранены или, по крайней мере, сведены к минимуму, которым можно пренебречь. Но благодать Божия - которая призывается в молитве - в принципе не находится под нашим контролем. И вот здесь и лежит главная проблема - проблема контроля, власти, того, чья воля должна осуществиться.

Как говорит демонический пришелец в фильме "Четвертый вид", "Моя воля будет исполнена!". Господь наставляет нас молиться о прямо противоположном - "да будет воля Твоя". К.С.Льюис пишет о том, что в раю водворятся те, кто скажет Богу "Да будет воля Твоя", в аду - те, кому Бог скажет "да будет твоя воля".

Молитва - это не способ заставить Бога осуществить мою волю. Это способ осуществить волю Божию в моей жизни. Значит ли это, что нам не стоит докучать Богу просьбами о наших земных нуждах? Нет, конечно, не значит - и Писание, и Предание содержит множество примеров просительных молитв "о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных, и временах мирных". Бог восполняет все наши нужды - в том числе материальные, и прося о них, мы обращаемся по адресу. Бог обязательно даст нам все, что нам нужно.

Беда в том, что между нашими нуждами и нашими хотениями есть дистанция. Ребенок может хотеть конфет (которые ему не нужны) и не хотеть супа (который ему нужен). И уж точно он не хочет учить уроки. Взрослый может хотеть денег, которые он потратит себе во вред, или выпивки, или мести, или власти, которую употребит на гибель себе и другим.

Поэтому не все просительные молитвы будут исполнены. Апостол Иаков говорит: "Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. (Иак.4:3)".Более того, иногда даже молитвы о, по-видимому, хороших вещах, таких как здоровье, не исполняются. Пример этого есть уже в Новом Завете: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. (Кор.12:7-9)"

Христианин подходит к Богу как дитя к отцу, а не как потребитель к автомату по продаже кофе - бросил деньги, нажал на кнопку, получил результат. Личные отношения не работают автоматически - и в них невозможно ставить экспериментов. Пытаясь их ставить, Вы их разрушите.

Но влияет ли молитва на внешний мир, а не только на наше психологическое состояние? Да, определенно. Есть множество примеров того, как на молитву приходил ответ, настолько яркий, настолько удивительный, что ни у кого из молящихся не оставалось сомнений - Господь здесь, Он услышал и отозвался на их нужду. Скептики скажут, что больной и так поправился бы - ну, бывают вот такие непонятные (пока) науке случаи спонтанного выздоровления, что обстоятельства и так бы повернулись к лучшему, что Ваша молитва и события, которые Вам показались ответом на нее, совпали случайно.

Могут ли они доказать, что это так? Нет. Можем ли мы ли научно доказать, что они неправы? Тоже нет. История не знает сослагательного наклонения - "а вот если бы мы не молились, все обернулось бы по-другому". Мы не можем этого проверить. Молитва - акт веры, а вера не совместима с попытками ставить эксперименты над тем, кому вы верите. Мы верим Богу в том, что молитва меняет мир, котором мы живем, что она меняет нас самих, что призывая Имя Божие, мы открываем порталы, через которые благодать изливается в наш мир.

Это вопрос опыта - но не вопрос эксперимента.

Автор: ХУДИЕВ Сергей

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6486
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14