Служение наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Пимена (Хмелевского)
К
Дням памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) в Издательстве
Саратовской митрополии вышла книга «Пимен (Хмелевской), архиепископ
Саратовский и Вольский. Дневники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра:
1957-1964». Это вторая книга дневников саратовского архипастыря; первая,
изданная в 2008 году, была посвящена периоду его служения в Русской
Духовной Миссии в Иерусалиме.
Основу второго выпуска составили
записи 1957-1964 годов, когда владыка Пимен нес служение наместника
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В приложении книги публикуется ряд
документов из Архива Троице-Сергиевой Лавры и Саратовского епархиального
архива, относящихся к деятельности владыки Пимена в ТроицеСергиевой
Лавре; материалы «Журнала Московской Патриархии» тех лет, а также иные
материалы, многие из которых уникальны и публикуются впервые. Отдельную
вклейку книги составляет публикация собранного архимандритом Пименом
альбома с фотоснимками памятников архитектуры Троице-Сергиевой Лавры до
передачи их Московской Патриархии и после реставрации, произведенной
Патриархией в 1946-1961 годах.
12 ноября 1957 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I архимандрит Пимен - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме - был назначен наместником ТроицеСергиевой Лавры. Именно в Лавре ему довелось напрямик столкнуться с реалиями взаимоотношений Церкви и советского государства.
Лавра была, как значилось в отчетах, «показательным религиозным центром Русской Православной Церкви в Советском Союзе», и многочисленные иностранные делегации (церковные, правительственные, научные, культурные) и частные туристы знакомились не только с древнейшими памятниками русской архитектуры и живописи, но и с внутренней жизнью монастыря. Чтобы оценить деятельность архимандрита Пимена на административно-хозяйственном поприще, нужно напомнить о том, что Ленинским декретом в апреле 1920 года на территории Лавры был образован Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Постановление Совета Министров РСФСР о передаче всех зданий и сооружений Троице-Сергиевой Лавры в бессрочное и бесплатное пользование Московской Патриархии было вынесено в августе 1956 года, однако передача зданий и сооружений Церкви растянулась на долгие годы. Во время наместничества архимандрита Пимена хозяйственные споры с историко-художественным музеем-заповедником продолжались; на территории Лавры проживали обычные горожане. Архимандрит Пимен обращал внимание директора Загорского музея на крайне антисанитарное состояние многих участков лаврской территории, находящихся в ведении музея... «За Патриаршими покоями (двор виден из окон гостиных комнат) валяется много мусору, повсюду разбросаны консервные коробки, в окна несется нехороший запах, причем слышен частый свист и хулиганские крики детей. То же наблюдается и в других местах Лавры, где в беспорядке бывает развешено для просушки белье (в том числе - женское), иногда раздаются пьяные крики и семейные скандалы». Для ускорения работ по отселению Московская Патриархия начала строительство пяти четырехэтажных домов по проспекту Красной Армии. Работы были окончены в июле 1962 года, но оказалось, что вследствие неправильного распределения Горсоветом жилплощади несколько семейств в Лавре остались невыселенными, а ряд зданий и сооружений, подлежащих передаче Патриархии,- непереданными. Только со временем все назначенные к выселению жильцы покинули, наконец, здания монастырского комплекса.
О масштабах трудов только по реставрационно-хозяйственной части свидетельствует Акт приема-сдачи имущества, подписанный 11 января 1965 года епископом Саратовским Пименом (Хмелевским) и наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобановым; † 1975). В нем сообщается о многочисленных ремонтах, произведенных при отце Пимене; в частности, «в 1964 г<оду> произведена полная реставрация всей колокольни, которая перекрашена в голубой цвет, отремонтированы белокаменные детали, перекрыта крыша, позолочены башенные часы.... В 1958 году восстановлена в первоначальных формах и расписана сень над фонтаном близ Обелиска. Вокруг сени благоустроена территория. Позолочен крест, увенчивающий верхнюю часть сени. Установлен крест из черного мрамора во внутренней части водосвятной чаши... В 1961 году отлиты из меди и установлены на свои места овальные доски с текстом, прославляющим героическое прошлое Троице-Сергиевой Лавры».
Параллельно архимандрит Пимен занимался исследовательской и преподавательской деятельностью. В 1957/1959 учебном году отец Пимен преподавал Пастырское богословие в Московской Духовной Академии. В декабре 1957 года архимандрит Пимен подготовил стипендиатский отчет «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова» (владыка Пимен дожил до прославления его в лике святых в 1988 году). В феврале 1958 года архимандрит Пимен прочитал пробную лекцию «Благотворное влияние Лавры преподобного Сергия на формирование пастырского самосознания у питомцев духовных школ». Советом Московской Духовной Академии в заседании от 19 февраля 1958 года решено было ходатайствовать пред Святейшим Патриархом об утверждении отца Пимена в звании доцента, с освобождением от необходимости читать вторую лекцию. В 1960 году Святейший Патриарх благословил восстановить в МДА кафедру логики и занять ее доценту архимандриту Пимену (Хмелевскому), который, собственно, и был инициатором ее возобновления.
15 ноября 1959 года Святейший Патриарх Алексий I благословил введение в действие Устава Троице-Сергиевой Лавры, составленного наместником архимандритом Пименом (Хмелевским) и одобренного 6 ноября Духовным собором Лавры. Как свидетельствует протодиакон Сергий Голубцов, за основу был взят Устав, составленный архимандритом Пименом (Извековым), будущим Патриархом. Он был переработан и дополнен большим рядом пунктов, выработанных отцом Пименом путем пересмотра и изучения соответствующей литературы. Сто четыре параграфа почти на тридцати страницах довольно подробно излагают принципиальную и практическую стороны монашеской жизни. Этот Устав действовал вплоть до 10 ноября 1999 года, когда Святейшим Патриархом Алексием II был утвержден новый Устав православной религиозной организации Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ставропигиального мужского монастыря. В 1963 году архимандрит Пимен также перерабатывает чин монашеской исповеди, приспосабливая его к нашему времени.
Архимандрит Пимен по личной просьбе Анны Михайловны Флоренской - вдовы ученого-священника, спасшего от поругания честную главу преподобного Сергия Радонежского,- совершил 15 декабря 1959 года отпевание отца Павла Флоренского, скончавшегося, как сообщил незадолго до этого Невский ЗАГС города Ленинграда, 15 декабря 1943 года (точная дата расстрела - 8 декабря 1937 года - стала известна только в 1989 году). Как вспоминает Мария Сергеевна Трубачева (внучка Флоренского, присутствовавшая на этой службе в возрасте восьми лет), первую заупокойную службу по отцу Павлу архимандрит Пимен служил в Трапезном храме Лавры поздно вечером при закрытых дверях. Присутствовали лишь родные и келейник наместника Лавры. После службы отец Пимен у себя долго беседовал с вдовой и детьми отца Павла, а в дальнейшем, согласно семейным воспоминаниям, поддерживал с ними добрые отношения, оказывая духовную поддержку и материальную помощь.
К этому периоду относится общение архимандрита Пимена и со священноисповедником святителем-песнотворцем Афанасием (Сахаровым). 3 января владыка Афанасий отвечает архимандриту Пимену: «Глубоко благодарен Вам за Ваше предстательство пред Святейшим священноархимандритом Лавры о разрешении мне служения в родной Лавре. <...> Думаю, если Бог благословит и если с Божией помощию буду жив и здоров, после Крещения побывать в родной Лавре, поклониться Великому Авве нашему, помолиться в храмах, усладиться беседою усты к устом с Вами и с благоговейными иноками, коими не скудна и ныне обитель Сергиева». После ходатайства архимандрита Пимена епископ Афанасий 7 марта 1959 года совершил в Лавре Божественную литургию. Архимандрит Пимен несколько раз навещал владыку Афанасия дома в поселке Петушки, привозил ему деньги на лечение, переписывался с ним.
В период пребывания в Лавре происходит знакомство отца Пимена с представителями отечественной и зарубежной творческой интеллигенции, посещавшими эту великую святыню Русской земли. Общение со многими из них - как личное, так и эпистолярное - владыка Пимен поддерживал потом всю свою жизнь: художники Рокуэлл Кент, Илья Глазунов, Александр и Николай Бенуа; музыкант Мстислав Ростропович, композитор Бенджамен Бриттен, оперные исполнители Александр Огнивцев, Галина Вишневская; поэт Алексей Марков; писатели Корней Чуковский, Иван Соколов-Микитов, Анастасия Цветаева, Владимир Солоухин и многие другие. В архивах отложилась обширнейшая переписка тех лет. Архимандрит Пимен записал в Дневнике: «Заканчиваю пасхальные поздравления: по СССР - 150, за границу - 58, другие - 67». Среди адресатов архимандрита Пимена - Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Венедикт I, Патриарх Антиохии и всего Востока Феодосий VI; Патриарх Сербский Герман; патриарх Болгарский Кирилл; патриарх Румынский Юстиниан, митрополит Пражский и всея Чехословакии Иоанн; архиепископ Афинский и всея Эллады Хризостом; архиепископ Севастийский Афинагор; будущий архиепископ Раменский Николай (Саяма); представители английской делегации, посещавшей Лавру в 1958 году, и многие другие, не столь титулованные, представители духовенства и миряне.
Представления иностранных туристов о Лавре преподобного Сергия были достаточно своеобразными. Чего стоит, скажем, письмо одного американца, который обратился с просьбой прислать ему частичку святых мощей преподобного Сергия, спрашивая, «сколько надо за это заплатить». В ответ отец Пимен сообщил ему, что нет возможности прислать частицу святых мощей, и, посылая ему небольшую икону преподобного на шелке, освященную на святых мощах, упомянул, что «эта иконочка посылается ему бесплатно».
Духовные труды архимандрита Пимена вполне отражает «Перечень лиц, постриженных наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) в 1958-1964 годах», в нем 64 человека. Среди этих воинов Христовых 3 марта 1961 года отцом Пименом был пострижен в монашество будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Владыка Пимен вспоминал, как он тогда приезжал вместе со своим отцом - протоиереем Михаилом Александровичем Ридигером († 9 мая 1962 года) - и ночевал у него.
Архимандрит Пимен неоднократно говорил о необходимости бережного, трепетного отношения к благодатному дару предстояния Богу в совершении Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. Он, в частности, объяснял важность этого на примере из жития великого печальника нашей земли: «Преподобный Сергий - это не просто подвижник, аскет, молитвенник, но это пастырь-подвижник, пастырь-аскет, пастырь-молитвенник. Это - образец истинного пастырства. Оттого и в акафисте поется: "Радуйся, честный образе агнцем и пастырем" (Икос 2); "Радуйся, добрый делателю винограда Христова" (Икос 5)». | Считая необходимым увеличить число насельников монастыря, архимандрит Пимен 18 декабря 1958 года составляет «Перечень штатных должностей братии Троице-Сергиевой Лавры», содержащий перечисление ста самых необходимых должностей, который в тот же день был утвержден резолюцией Святейшего Патриарха Алексия. Однако из¬за активного сопротивления властей, которые регулярно отказывали в прописке предполагаемых насельников Лавры, эти планы при наместничестве отца Пимена остались нереализованными. |
Давление
на Церковь со стороны властей наглядно демонстрировало всю
относительность свободы вероисповедания в Советском Союзе. В архиве
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сохранилось дело «Переписка с милицией». В
нем - и попытка оправдания наличия у архимандрита Стефана (Светозарова)
пишущей машинки, и свидетельство об аресте старшиной милиции в 5 часов
45 минут утра послушника Лавры М.И. Смирнова (будущего схиигумена
Гавриила) за отсутствие прописки, и многочисленные, во множестве случаев
безуспешные, просьбы архимандрита Пимена прописать насельников Лавры, и
многое другое... Документы дополняют дневниковые записи архимандрита
Пимена - например, запись от 12 октября 1959 года: «В дни преподобного
Сергия и Иоанна Богослова (7-8-9 октября с.г.), по территории Лавры
ходили милиционеры, останавливая некоторых священников и проверяя у них
паспорта и другие документы. Останавливали и некоторых верующих, требуя у
них паспорта и делая замечание: откуда приехали? и зачем едут в Лавру -
«рассадник мракобесия». 19 марта 1961 года архимандрит Пимен записал в
дневнике: «Вчера вечером и утром за ранней обедней арестовывали верующих
в храме. Были вопли и плач. Иностранцы видели, как ко мне бежали
прихожане с воплями». На Пасху 29 апреля 1962 года в Лавру прибыл посол
Японии. Отец наместник записал в дневнике: «Пасха. Ночью был японский
посол и 14 его сотрудников. На клиросе им было страшно стоять из-за
хулиганов. Какой-то бандит хотел меня ударить во время крестного хода».
В начале февраля 1963 года произошел конфликт между начальником паспортного стола Загорского городского отделения милиции майором Политухиным и наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом, касающийся проживания в Лавре иеромонаха Филарета (Вахромеева) (ныне - митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии). Вот как пишет о происшедшем отец Пимен: «9 февраля 1963 года в Троице-Сергиеву Лавру явился начальник паспортного отделения Загорского отделения милиции майор Политухин в сопровождении представителя общественности гр-на Авралёва и заполнил на меня бланк «протокола о нарушении Положения о паспортах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3.V.1962 года. В протоколе говорилось, что мое преступление состоит в том, что я незаконно «допускаю проживание в Лавре (в монастыре) иеромонаха Филарета Вахромеева (Кирилла Варфоломеевича), который имеет прописку в г<ороде> Москве». Мною было разъяснено, что иеромонах Филарет имеет законную постоянную прописку в Москве, и что на основании этой прописки он десять лет находится при Академии и Лавре (4 года учился в Семинарии, 4 года учился в Академии и 2 года работает преподавателем Академии), и никогда никаких недоразумений в связи с его проживанием в Лавре не было. (...) Однако майор Политухин не обратил внимания на эти разъяснения, в тексте протокола оскорбительно именовал меня «нарушителем», и заявил, что иеромонаха Филарета Вахромеева надлежит немедленно удалить из Лавры».
По данным протодиакона Сергия Голубцова, сохранившимся в ГУМО ЦГАМО, на нападки Управления культуры Мособлисполкома (планировалось закрыть Троицкий собор Лавры - якобы за небрежное отношение к памятникам) архимандрит Пимен составил обстоятельный ответ, приводя в нем обширные фрагменты актов приемки Лаврой памятников архитектуры, из которых следовало, что нужно обвинять не Лавру, а советскую власть в разрушении памятников.
В начале июля 1962 года Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви (при Совмине СССР) по Москве и ее области А. Трушин в письмах к В.А. Куроедову и в МК КПСС поддержал требование Загорского горсовета от 27 июня «воздействовать на «распоясавшегося» наместника и за неоднократные продолжающиеся нарушения убрать его из Лавры». «...В отличие от предыдущих наместников этот самый хитрый,- говорил на собрании в музее А. Трушин,- он совсем обнаглел и распоясался. Видимо, мы вскоре его уберем и поставим другого, более деликатного, который бы считался с советскими законами...»
В этих неблагоприятных внешних обстоятельствах заботами архимандрита Пимена и трудами приснопамятного многолетнего эконома Лавры архимандрита Дионисия (Садикова; † 13.IX.1968) в Лавре был произведен огромный объем ремонтно-восстановительных работ, проведена линия горячего водоснабжения для монастыря и Академии. В 1959-1960 годах Лавра окончательно избавилась от посторонних для нее жильцов, переселенных в построенные на средства Патриархии дома. В летние месяцы 1963 года площадь между Троицким собором и Духосошественской церковью была срыта почти на метр, что дало возможность восстановить высоту цоколя храмов, а затем вся площадь, главная аллея до Святых ворот и дорожка от собора до Патриарших покоев были вымощены белым камнем.
* * *
Стремление Совета по делам Русской Православной Церкви избавиться от слишком активного наместника Лавры архимандрита Пимена достигло своей цели. 11 октября 1964 года архимандрит Пимен записал в дневнике: «Служил обедню в Трапезном храме. В алтаре стояли и молились три архиерея. На запричастном стихе один из них обратился ко мне с вопросом: "Куда вас переводят? На какую кафедру?". Я очень расстроился и у себя в покоях усердно молился о том, чтобы этого не случилось. Поздно вечером обратился к патриаршему секретарю и телохранителю Даниилу Андреевичу Остапову с просьбой разъяснить, почему ходят всякие слухи, а со мной на эту тему никто не говорит. Д.А. Остапов ответил, что Святейший Патриарх Алексий решил, что я слишком долго нахожусь в должности наместника, мне надо "расти", и вот освобождается Саратовская кафедра, очень хорошая, старинная, и лучше всего вручить ее наместнику... Я с чувством возразил, что мне абсолютно не хочется "расти" таким способом, я могу еще десятки лет служить в Лавре, и мне нравится моя служба. Остапов возразил: "Надо считаться с волей Святейшего..."»
Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 22 декабря 1964 года №46, по совершении наречения и хиротонии, архимандриту Пимену определено быть епископом Саратовским и Волгоградским. 28 декабря архимандрит Пимен посетил приемную мать Стефаниду Ивановну Голуб и рассказал ей о своих смятениях: «Она высказалась очень ясно и просто. Перекрестила меня материнским крестом и сказала: "Даю свое материнское благословение на архиерейство. Отказываться не надо"». На порядке чина наречения во епископа сохранилась запись будущего Саратовского архиерея: «Благословение Святейшего Патриарха и Священного Синода быть мне Епископом Богоспасаемого града Саратова с благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю».
Архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевской) до последних лет своей жизни не расставался со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, ежегодно посещал обитель аввы Сергия на осеннее празднование памяти Преподобного 8 октября. В конце своей жизни в 1987 году владыка Пимен сообщил в письме на имя тогдашнего ректора МДАиС (а в будущем также Саратовского архиерея) архиепископа Александра (Тимофеева), что дарит Церковно-археологическому кабинету Московской Духовной Академии находившуюся в его личной собственности картину М.В. Нестерова († 1942) «Страстная седмица» (1914 год).
Газета "Православная вера", № 23 (451), декабрь, 2011 г.
Материал опубликован на сайте Православие и современность
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58735&Itemid=3