Одесский Патриарший Свято-Успенский

0
191
Время на чтение 7 минут
Территория эта весьма живописна. Мысом Большой Фонтан заканчивается Одесский залив. Море, пологие склоны берега, приятная прохлада деревьев. В солнечные дни здесь поселяется особая радость. А при ненастье и тумане половина Одессы слышит звук «ревуна», установленного здесь, в Маячном переулке. Граница, отделяющая открытое море от вод Одесского залива, известна, в основном, специалистам. Здесь пролегает еще одна, такая же, почти незаметная обычному человеку граница - между земным и небесным. Осязаемым символом этого перехода является неестественная для шумной Одессы тишина, которая всегда поражает, когда входишь на эту заветную территорию. Здесь, за 16-й станцией Большого Фонтана, вот уже почти два века расположен Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь.

Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь

История обители знакома многим: земли, на которых сегодня расположен Свято-Успенский мужской монастырь, некогда принадлежали молдавскому господарю Александру Теутулу. Человек он был набожный, но веселый, любил шумные гуляния. Однажды, разгулявшись сверх меры, хмельной хозяин и его гости разожгли на берегу огромный костер и развлекались возле него. Летняя южная бархатная ночь, когда отступает зной и легкая прохлада ласкает тело, свежий морской ветерок, неповторимый запах моря, более чем располагали к веселью. Однако утро принесло ужасную весть. Греческий баркас, плывший в Одесский порт, разбился у того самого берега, где так весело развлекалась шумная компания. Капитан принял огонь костра за путеводный свет маяка. Потрясенный Теутул решил основать на месте трагедии монастырь, переосмыслив свой образ жизни, он провел остаток дней благочестиво.

Так, на месте хмельного веселья и трагической гибели моряков, зажглась молитвенная лампада - возник Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь. Территорию его нельзя назвать обширной, однако, здесь раскинулся прекрасный парк, есть источник святой воды, теперь уже три храма, гостиница для паломников, и, конечно же, монастырское кладбище. Корпуса братии расположены так, чтобы не нарушать их монашеского уединения. На монастырском кладбище возведена деревянная часовня, в которой читается неусыпаемая Псалтирь.

Часовня на монастырском кладбище - здесь читают неусыпаемую Псалтирь

Наверное, читатель заметил, что автор называет монастырь Патриаршим. Почему возникло такое наименование? И что оно означает? Наверняка, это интересно многим.

Патриаршие покои

Славная одесская обитель процветала вплоть до начала октябрьского переворота 1917 года. Архивные документы свидетельствуют, что до 1922 года молитвенная жизнь обители продолжалась. Однако затем храмы монастыря были разграблены и осквернены богоборцами. В те времена это называлось «конфискацией церковных ценностей». Впоследствии монастырь и вовсе был закрыт, а его насельники рассеяны по всей многострадальной русской земле. К этому времени относится подвиг святых Новомученников и Исповедников Одесских.

«Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли», - так описывает подвиг подвижников веры святой апостол Павел в Послании к евреям (11, 35-38). Библейское, новозаветное описание гонений и страданий за веру всецело относится и к событиям начала века ХХ. Священномученики митрополит Анатолий Одесский, архиепископ Онуфрий Курский, епископ Парфений Ананьевский, епископ Гермоген Тобольский, Павел и Геннадий, а также многие другие пронесли крест мученичества и исповедничества через тюрьмы, концлагеря и ссылки. Но, по слову Святых Отцов, кровь мучеников - семя христианской Церкви.

Преодолев скорби Великой Отечественной войны, наш народ стал неудержимо жаждать Бога. В 1944 году, после освобождения Одессы от немецко-румынских захватчиков, возрождается Свято-Успенская обитель. Сюда возвращаются из рассеяния по городам и весям необъятной страны ее бывшие насельники - кто из тюрем и лагерей, кто из фронтового ада. В те годы заброшенная обитель представляла собой весьма печальное зрелище. Монастырские земли были заняты под жилье местными жителями. Потребовалось немало усилий для того, чтобы их переселить, дать кров, не обидеть. Да и сами уцелевшие строения обители представляли собой то, что святой пророк Даниил назвал «мерзостью запустения, стоящей на святом месте». Однако с Божией помощью братия восстанавливала монастырское благолепие. Отмечу, что в 1944 году был пострижен в монашество и, впоследствии, возведен в сан епископа протоиерей Александр Петин.

Архиепископ Никон (Петин)

Этот шаг в жизни священника напрямую связан со Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским). Отец Александр становится Владыкой Никоном, ему вверяются в окормление сначала Ворошиловградская епархия, затем еще и Донецкая, а потом - Одесская и Херсонская. Архиепископ Никон взял на себя подвижнический труд восстановления всех этих обширных епархий из послевоенной разрухи, безбожного поругательства. Сегодня нам трудно представить себе, как один человек мог управляться со столь многочисленными приходами! В 1946 году монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский). А в 1948 году на Одесскую кафедру им назначается Архиепископ Никон (Петин). Трудами этого замечательного Владыки Свято-Успенский мужской монастырь буквально преображается.

Известно особое расположение Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) к Свято-Успенскому мужскому монастырю, - он любил здесь проводить время «на даче». Поэтому в обители были построены специальные - патриаршие - покои. Так и монастырь стал именоваться Патриаршим.

Святейший Патриарх Алексий I (Симанский)

В годы хрущевского волюнтаризма именно это ежегодное летнее присутствие Святейшего Патриарха спасло монастырь от очередного закрытия и разорения.

В 1961 году в монастырь была переведена Одесская Духовная Семинария. Переезд был осуществлен за одну ночь. Нужно ли говорить, каких усилий это потребовало? А все потому, что советское руководство раздражало присутствие «людей в рясах» в центре города. То, что в монастыре не было достаточно помещений для семинаристов, никого, понятно, не волновало. Духовное учебное заведение разместилось в бывшей монастырской гостинице. Отметим, что особая забота Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) позволила сохраниться Одесской Духовной Семинарии, несмотря на все попытки местных и республиканских властей закрыть ее. В те годы Святейший Патриарх лично направлял учащихся из двух других, оставшихся на территории СССР семинарий, в Одессу для того, чтобы не прерывался учебный процесс. Нужно ли говорить, что в те годы, само желание стать священником было исповедничеством. Новые богоборцы уже во второй половине ХХ века надеялись отвратить народ от Церкви Божией и всерьез думали, что храмы, рано или поздно, закроются сами собой. Однако не зря сказано Самим Господом в Евангелии, что и «врата ада не одолеют Церкви».

В те годы забота Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) позволила не просто сохранить Свято-Успенский монастырь и Одесскую Духовную Семинарию. Святейший проводит здесь множество встреч с иностранными делегациями - мирскими и духовными, организует конференции. Впоследствии, по милости Божией, вышло так, что и монастырь, и семинария, стали объектом гордости советского правительства, свидетельством того, что в СССР есть свобода совести и вероисповедания.

В 1964 году в Свято-Успенском монастыре окончил свой земной путь афонский монах, святой угодник Божий преподобный Кукша Одесский. В его жизни было место и исповедническому подвигу в сталинских лагерях, и подвигу православного подвижника, целителя душ и телес верующих в Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И сегодня к его мощам за исцелением спешат богомольцы из всех сторон православного мира, - каждый получает исцеление по мере своей веры. Рака с мощами этого святого угодника Божия сегодня находится в нижнем помещении нового храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», освященном в честь преподобного Кукши.

Рака с мощами преподобного Кукши Одесского

И в последующие годы «Патриаршая дача» пользовалась любовью у Предстоятелей Русской Православной Церкви.

А с избранием на Патриарший Престол Святейшего Кирилла, началась так сказать, «вторая жизнь» этих покоев. К визиту Его Святейшества в Одессу в монастырской резиденции был сделан ремонт, сюда были подведены новейшие коммуникации и средства связи. 20 июля 2010 года Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Успенский мужской монастырь и свою обновленную резиденцию. Святейший Патриарх Кирилл посадил березку в Свято-Успенском мужском монастыре.

Православные одесситы воспринимают столь значительную реконструкцию Патриарших покоев Свято-Успенского мужского монастыря, как реальную возможность создания в нашем городе резиденции Святейшего Патриарха Кирилла, в которой Его Святейшество будет чаще бывать, встречаться с паствой.

Святейший Патриарх Кирилл возле обновленных «Патриарших покоев»

Совсем недавно закончен ремонт Свято-Успенского храма, теперь его стены украшают мозаичные иконы.


Свято-Успенский храм - новый облик
В обители хранятся святыни - подлинные сокровища Православного мира. Это частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых, а также чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница». Так, на юго-западе Новороссии, горит молитвенная лампада - Одесский Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь - свидетельство милости Божией ко всем нам, грешным и праведным.

http://odnarodyna.com.ua/topics/11/499.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кравец
Все статьи Ольга Кравец
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06