На краю полярной тундры

Здесь нефть - не главное богатство

0
269
Время на чтение 10 минут

Фаянсовый иконостас

В Усинске, расположенном на севере Республики Коми, всего лишь в 61 километре от полярного круга, был я двенадцать лет назад (В городе нефтяников, «Вера», № 330). В 1975 году здесь, на правобережье Усы, в предгорьях Приполярного Урала, был построен первый пятиэтажный панельный дом, а потом Всероссийская комсомольская стройка пошла такими ударными темпами, что буквально за 15 лет деревянный посёлок превратился в прекрасный «город-мечту». Современные пяти-, девятиэтажки выстроились на границе тайги и лесотундры ровными рядами. Сейчас в Усинске вместе с прилегающими деревнями и сёлами проживает около 50 тысяч человек.

От столицы республики Сыктывкара до него добираться на поезде ровно столько же, сколько и до Москвы, - сутки. Поздним вечером подъезжаем к Усинску. Выглядываю в окно: солнце садится над городом, и по краям огненного заката над просторами сияют две яркие радуги. Необычное зрелище для этого времени года.

Храм Воскресения Христова, г. Усинск
Храм Воскресения Христова

В прошлый мой приезд в городе была лишь одна церковь, вернее молитвенный дом, переоборудованный из бывшего детского садика. А сейчас здесь два действующих храма. Причём главный - Воскресения Христова - по своим размерам, архитектуре и внутреннему убранству вполне может соперничать с кафедральным Свято-Стефановским собором в Сыктывкаре. Не доходя до него несколько сот метров, уже слышу дивное церковное пение - из аудиоколонок, что выведены на улицу. Храм находится на окраине города, за детской площадкой со сказочными персонажами, и сам похож на древнерусский терем - расписан яркими красками, с тринадцатью взметнувшимися высоко в небо куполами, на двух из которых парят ангелы. Внутри церковь огромна и вся пронизана светом. Он отражается от мрамора пола, играет зайчиками на четырёхъярусном фаянсовом иконостасе с фарфоровыми вставками. Что мне понравилось: нет лишних колонн, которые, подпирая своды, загораживали бы молящимся царские врата. Поэтому вскоре забываешь, что находишься в стенах здания. Вот небо над головой, с которого смотрят святые. А вот перед тобой чертог спасения с разверстыми вратами... То, что за стенами лежит снег, потрескивает морозец и хмурится небо «полунощной страны» - это другая, параллельная, реальность.

После богослужения настоятель отец Пётр (Красников), благочинный Усинского церковного округа, пригласил меня в трапезную - обыкновенный геологический полевой вагончик, что стоит в ряду таких же балков у южной стены храма. За обедом попросил я батюшку рассказать, как такая чудо-церковь была построена в Усинске.

- В 1997 году отвечать за её строительство был назначен отец Василий Потрясов, благочинный Интинского округа, - стал вспоминать настоятель. - При нём и проект разрабатывался, и первые сваи были забиты. На следующий год фундамент залили. Уже в 1999 году к строительству подключился «ЛУКОЙЛ-Коми», и они довели эту стройку до конца. В прошлом году в октябре владыка освятил главный - Воскресенский - придел.

- Говорят, что за один только иконостас «ЛУКОЙЛ» заплатил около 14 миллионов рублей, - уточняю я. - Не слишком ли дорого?

- Знаете поговорку «Скупой платит дважды»? Фаянс, из которого иконостас сделан, не только красив, но и очень практичен. Деревянные конструкции в условиях нашего Крайнего Севера не очень надёжны, из-за сильных перепадов температур и большой влажности нуждаются в постоянном ремонте. А фаянс хорошо выдерживает такие климатические условия.

- Можно сказать, что храм уже полностью готов?

- Да. Думаю, он простоит века. Осталось построить административно-хозяйственный корпус, чтобы переехать из геологических балков. Надеюсь, нефтяники помогут и тут...

Везде жизнь

Попросил я настоятеля рассказать и о других приходах в приполярном Усинском районе.

- В самом городе у нас два храма и три молитвенные комнаты - в больнице, в доме-интернате для престарелых и в детдоме. Отец Иоанн каждую неделю туда ходит служить. А в районе ещё четыре действующих храма: в Колве, Усть-Усе, Щельябоже и в селе Мутный Материк. В Мутном Материке Введенский храм начали строить ещё в 1898 году, но до революции закончить не успели, хотя службы уже шли. Мы достроили его. В феврале прошлого года владыка храм освятил. К сожалению, часто служить там не удаётся, бываю лишь наездами - уж слишком отдалено село от Большой земли. Представьте, стройматериалы смогли закинуть туда только по зимнику.

- Почти закончен ремонт храма Святителя Николая Чудотворца в селе Колва. В прошлом году владыка поставил меня его настоятелем, - перечисляет важные события отец Пётр. - В Щельябоже колокольню оснастили - семь колоколов с благовестом в 120 килограммов. Когда мы туда отправляемся, я с собой звонаря и певчих беру - полный катер народа. Для села это большой праздник. Там много верующих, молодёжь очень активная. До революции в Щельябоже две церкви было... А в Усть-Усе восстановили старинный храм в честь Живоначальной Троицы. Он стоит на высоком берегу, где сливаются Печора и Уса. Там интересное явление можно наблюдать. Река Уса холодная, потому что течёт с гор, а Печора теплей её на 2-3 градуса. Когда эти два течения сливаются, то на воде заметная полоса образуется, примерно в метр шириной, - такая символическая граница страны вечного холода...

- Здесь, в Усинске, вам, как видно, нефтяники помогают. А в сёлах как?

- Сейчас трудно найти таких благодетелей, которые бы взялись за строительство храма «с нуля». Есть хорошие люди, готовые поучаствовать, оказать посильную помощь - не больше. Потому что сегодня стоимость самого маленького храма около двух с половиной миллионов. А если подготовить какой-то свой, более интересный, проект, то он уже на три миллиона потянет. Это не считая зарплаты строителей. В наших северных сёлах таких средств нет.

На слиянии рек

После нашей беседы о. Пётр стал собираться в Колву. Я напросился сопровождать его. По пути заехали в магазины за краской и продуктами для рабочих. И вот уже нагруженный внедорожник мчится за город по раскисшей от неожиданного потепления дороге.

В прошлом году Колве исполнилось 185 лет. Село расположено на левом берегу одноимённой речки («кол-ва» с мансийского переводится как «рыбная река»), близ её впадения в Усу. Первоначально здесь располагались зимние стоянки оленеводов, гонявших свои стада вверх по реке. И село начало своё существование именно с постройки церкви, рядом с которой потом стали селиться переходившие к оседлому образу жизни ненцы.

- В Колве я был двенадцать лет назад, - рассказываю в пути отцу Петру. - И видел этот храм - почерневший от времени, без куполов и крестов. Слышал, что местная администрация его всё-таки отреставрировала...

Храм Николая Чудотворца, Колва
Храм Николая Чудотворца в Колве

- На самом деле там требовался капитальный ремонт, - поясняет батюшка. - После той «реставрации» я служил в нём зимой. На улице было минус 36 градусов, а внутри - минус 24. Все, кто ездил со мной на богослужение, простыли, и я попросил у владыки благословения на повторный ремонт. И вот с весны прошлого года мы этим занимаемся. Уже утеплили церковь. Пришлось для этого крышу снимать, потолки переделывать, полы менять.

Подъезжаем к храму, который не узнать, - словно только что выстроенный, он сияет на солнце. Кажется, стал выше и больше в размерах. Захожу внутрь - и вправду очень просторно.

Рабочие решают с отцом Петром организационные вопросы. Батюшка поясняет:

- Побыстрей хочется закончить с этим ремонтом, чтобы можно было выезжать на другие приходы. Держит меня Колва, почти каждый день здесь бываю... Священников у нас катастрофически не хватает. Там, где в сёлах храмы построены, местные жители требуют прислать батюшку.

Да, проблема. Вспомнилось, что и здесь, в Колве, священника нет с 1943 года. Последнего настоятеля помнят до сих пор. Говорят, что он обладал каллиграфическим почерком, научил красиво писать всех сельчан и теперь будто бы это передаётся по наследству - колвинские школьники аккуратно пишут. Такая память осталась...

- И как часто вам приходится выезжать на другие приходы? - спрашиваю батюшку.

- Каждое лето и каждую зиму, когда нет распутицы и половодья, ездим по деревням. Добираемся чаще всего по реке. У нас на приходе четыре моторных лодки. В 2007 году в Щельябож первая моя большая поездка была. Очень многие люди изъявили желание креститься. Детей крестил в клубе, взрослых - в реке. А в селении Кушор, где всего 13 дворов, почти все жители крестились в реке - от мала до велика, 25 человек. Берег, на котором стоит деревня, очень красивый. Слово «кушор» переводится как «место со множеством ручьёв». Всюду там бьют родники. И много рыбы, в основном сорожка - этакая со сковородку. Благодатные места.

Иногда в таких поездках приходится ночевать в палатке. И какая радость, если в селе есть своя церковь и жильё для священника, можно остановиться в доме! Когда новые храмы по сёлам появились, мне сразу же легче стало: не надо возить с собой много церковной утвари, священническое облачение, кадило. Приезжаешь - всё готово.

«У нас по-домашнему»

Освящение школы - Усинск
Водосвятный молебен при освящении школы

Строительная «инспекция» закончена, и благочинный спешит вернуться к делам своего главного прихода. На обратном пути спрашиваю:

- Усинск всё-таки город молодой. Успели в нём сложиться какие-то свои православные традиции?

- У нас на главные церковные праздники по городу проходят крестные ходы, - отвечает отец Пётр. - Пасха считается престольным праздником, и в этот день мы идём крестным ходом вокруг города. А на Рождество - по главным улицам. На Крещение в сёлах по Печоре проруби делают. И мы, священники из Усинска, ездим их освящать. Весь день с самого утра люди окунаются в ледяные купели, даже мэр Усинска два года подряд участвует в таком мероприятии.

- А на Пасху у нас ещё проходит фестиваль «Пасха Красная», который организует администрация совместно с Церковью. В нём в разных номинациях участвуют воспитанники школ, детских садов и домов-интернатов.

Как я понял из слов благочинного, местные батюшки активно сотрудничают со школами. И вскоре мне довелось увидеть это своими глазами - перед отъездом из Усинска побывал на освящении средней школы № 5. В кабинете директора в присутствии педколлектива был отслужен молебен, а потом трое священников прошли по классам и вспомогательным помещениям трёхэтажного здания, обильно окропив их святой водой.

В школе я узнал, что среди усинских учителей немало людей верующих. Церковные хоры в обоих храмах города состоят в основном из педагогов. А Усинская школа искусств полностью ориентирована на православное воспитание. В ней преподаётся даже церковное хоровое пение, и ученики часто поют на литургии в храме иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец».

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», г. Усинск
Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Кстати сказать, этот второй городской храм, несмотря на свои довольно скромные размеры, тоже очень красив. Рядом с церковью здание бывшего детского сада, оборудованное под церковные нужды. Здесь трапезная, воскресная школа, библиотека, кабинет настоятеля и разные вспомогательные помещения. В просторной трапезной такое количество всевозможной диковинной растительности, что создаётся ощущение какого-то райского уголка. На ветках зреют лимоны и мандарины, в гуще приземистых пальм чирикают попугайчики.

Во время трапезы говорю игумену Гермогену, что ни в одном приходе не видел столько зелени!

- А у нас всё по-домашнему, - отвечает батюшка. - И храм деревянный, маленький. У нас на Севере очень долгая зима. Зимой встаёшь, идёшь на службу - ещё темно. Весь день в храме, в помещении, и солнышка порой не видишь. Вечером из церкви возвращаешься - опять темно. И так приятно бывает здесь просто посидеть, попить чаю с прихожанами. Кругом зелень, птички поют. На душе становится хорошо.

Видите, мандарины у нас созревают, лимоны. Понятно, что всех ими не накормишь. Но мы варенье варим, чтобы каждый прихожанин мог попробовать хотя бы по ложечке. У нас ведь любой может после службы прийти в трапезную покушать. А вот, смотрите, несколько ягодок кофе вызрело. Посмотрим, что получится... Ещё в теплицах мы помидорчики выращиваем, огурцы, картошку сажаем. В этом году огурцов мало было, зато клубнику каждый день на стол ставили - целыми вёдрами! Наелись досыта.

- Рядом с вашим храмом мечеть стоит, - вдруг вспомнил я, глядя на экзотические фрукты. - Как вы уживаетесь с мусульманами?

- Понимаете, Усинск - город нефтяников. И когда он строился, сюда ехали из тех республик, где нефтяная отрасль была наиболее развита: из Азербайджана, Татарии. Поэтому у нас всегда было много татар, башкир и азербайджанцев. Есть среди них православные, кто ходит в нашу церковь, но в основном, конечно, это мусульмане. И все мы нормально уживаемся. Я вот в Усинске с 1982 года. Тогда ещё новых районов не было, рабочий посёлок состоял из геологических балков и «бочек». И все спокойно жили, двери в свои дома никогда не запирали. Сказывается северная наша специфика, которая располагает к взаимопомощи. Что меня радует больше всего - в Усинске рождаемость превышает смертность. Каждую неделю крестины, младенцев приносят много. Прежде я служил в Ижме, так там только отпевал... Есть такое мнение, что уровень жизни не сказывается на рождаемости. А я вот сужу по своему опыту, хотя могу и заблуждаться: всё-таки более-менее приемлемый уровень жизни, её стабильность способствуют тому, что люди не боятся заводить детей. Пусть заработок у многих в Усинске не такой большой и 5-7 тысяч рублей - обычное дело, но, по крайней мере, у людей есть работа, есть уверенность в завтрашнем дне. Поэтому не боятся рожать второго и третьего ребёнка.

- Наверное, у города есть и свои специфические проблемы?

- Для меня главная проблема - наступление лета. Все стараются увезти детей на Юг и сами погреться на солнышке. Город «вымирает» совершенно, из-за этого и храмы стоят пустыми. И петь на клиросе некому - учителя, главные наши клирошане, в отпусках. В Ижме, кстати, летняя пора тоже была проблемной, только по другой причине. Летом туда наезжал народ из городов - и новички вносили смуту в жизнь прихода. Например, кто-нибудь начнёт про ИНН рассказывать - и весь приход забурлит. Только осенью и зимой всё постепенно успокаивалось. Я лето в Ижме сравнивал с карантинным периодом, когда один грипп привезёт, другой простуду - и начинается общая лихорадка. В Усинске в этом плане спокойней, народ здесь мирный и добрый.

В доброте усинцев я не раз мог убедиться лично. Все милые, доброжелательные люди - и не только среди верующих, но и среди просто встречных, с которыми приходилось заговаривать на улице, будь то татарин, азербайджанец, коми или русский. Всё-таки Север сплачивает людей.

Е. СЕРАПИОНОВ

http://www.rusvera.mrezha.ru/647/14.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Е. Серапионов
Все статьи Е. Серапионов
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21