5 вопросов о православных гимназистах

0
232
Время на чтение 4 минуты

Регулярные реформы в системе образования, а также многочисленные претензии к нравственному и образовательному уровню современных школ порой заставляют родителей искать альтернативы обычной государственной школе. Одна из таких альтернаив - православные гиназии, популярность которых все растет. С чем это связано, насколько полноценно «православное» образование, почему и здесь не обходится без проблем - на эти и другие вопросы «Фомы» отвечает директор православной школы «Рождество» Валерия Шварц.

1. В православных школах учатся не только дети церковных родителей, есть дети и из нецерковных семей. Как Вы избегаете проблем? Ведь ребенку, которого раньше в храм не водили, теперь приходится молиться, соблюдать посты, посещать богослужения?

У нас, конечно, нет прибора по измерению духовного роста каждого отдельного ученика, но этот вопрос мы подробно проговариваем с родителями на стадии собеседования перед тем, как принять ребенка в школу. Мы подчеркиваем, что в православной школе все мы идем одним путем - при этом, само собой, каждый со своей скоростью и глубиной проникновения. Родители обычно с этим соглашаются. Однако если через какое-то время мы понимаем, что наш «договор» остался только на словах, что семья на самом деле отдала ребенка в православную школу только потому что там «плохому не научат», а разделять с нами наш путь не собирается - то мы просто прекращаем отношения с этой семьей. Нельзя сеять в ребенке цинизм и ставить его в ситуацию, когда он должен где-то врать - либо у нас, либо дома.

2. Когда православные родители отдают детей в православную школу - это понятно. Но что же заставляет делать то же самое и нецерковных родителей?

Мне кажется, что существование таких школ, как наша, в значительной степени порождено родительским и всеобщим страхом перед тем злом, в которое ребенок может окунуться: наркотики, пьянство, растление и так далее. И родители просто ищут наиболее надежные стены, которые могут ребенка от всего этого уберечь, и считают, что это - стены православной школы. Вполне понятное и объяснимое чувство.

Что же касается православных родителей, то тут не все так просто. Во-первых, лично я не считаю, что православные школы - обязательный выбор для церковных родителей. Православие, да и вообще религиозная составляющая жизни человека - это дело семейное. В каком-то смысле главная «школа» тут - это именно семья. Школа же, где дают образование, должна быть в первую очередь просто качественным учебным заведением. А во-вторых, и православные родители иногда бывают очень недовольны той или иной православной школой. Некоторые считают, что школа, куда ходит их ребенок, - «недостаточно православная», и в ней, например, читают - о ужас! - книжки про Винни-Пуха и Муми-тролля. И такие родители забирают своих детей, чтобы те не подвергались «насильственному просветительству». Детей либо переводят в обычную школу, считая, что там по какой-то причине лучше, либо увозят из крупных городов туда, где находят заведения, более соответствующие своим представлениям.

3. Православные гимназии, как правило, имеют гуманитарный уклон. Почему? Ведь порой это ставит родителей перед сложным выбором: оставить ребенка с математическими склонностями учиться в любимой гимназии или перевести в светскую школу, но с техническим уклоном?

Для того, чтобы ребенок сумел воспринять какие-то духовные ценности, необходимо развить его душевные ценности. А душевный строй развивается музыкой, живописью, литературой - то есть, всем тем, что составляет гуманитарную сферу. Отсюда - гуманитарный уклон. Что делать родителям, которые желают образовывать детей математически? Отдавать в хорошую математическую школу. А духовно-нравственные задачи решать в кругу семьи.

4. Существует мнение, что выпускники православных школ оказываются неприспособленными к дальнейшей жизни. Так ли это?

Сейчас преждевременно делать выводы такого рода: для этого нет показательной статистики. Православные школы в России пока просто не успели выпустить достаточно количество людей, чтобы социологически это оценить. Полноценные выпускные классы в православных школах только-только появляются. Но по моим личным ощущениям, наши выпускники ничем принципиально не отличаются от своих сверстников, поскольку ведут совершенно открытый образ жизни. И нет никаких оснований полагать, что им трудно приспособиться в мире. Наоборот: они, получив православное воспитание, в большей степени защищены от всяких «растлительных вирусов», чем их сверстники. Это делает их более стойкими в очень непростой взрослой жизни, полной проблем и искушений.

5. Нередко случается, что дети, которые учатся в православных школах, к подростковому возрасту теряют интерес к Православию или даже демонстративно отвергают церковную жизнь. Почему так происходит?

Знаете, в нашей профессиональной среде выработался специальный термин: «дети верующих родителей». Они составляют совершенно отдельную группу, с которой каждый священник выстраивает взаимодействие так, как считает возможным, но совершенно особым образом. Это первое поколение детей, которых родители привели в храм после безбожного периода. Это дети, родители которых искренне обрели веру, но сами дети по существу ничего о Православии не знают. Им в их 14 лет приходится заново рассказывать, что такое православная вера. Родители приучили детей регулярно бывать в храме, но подчас не смогли объяснить им ничего об отношениях человека и Бога. Поэтому внешнюю обрядовую часть церковной жизни дети восприняли, но личным, внутренним духовным опытом это подкреплено далеко не всегда. Вот и получается, что дети, которых в детстве водили в церковь, отторгаются от храма, ведь хождение храм для них стал чем-то очень слишком привычным. А подросткам в принципе свойственно что-то отвергать, и отвергают они как раз самое близкое и родное - родителей, а вместе с ними и храм, который прочно с родителями ассоциируется.

Фото Анастасии Пассовой

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6352

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии