- В ваших лекциях вы утверждали, что с конца XVII века в нашу Церковь вошли латинские ереси. Это правда? Если так, то какая же борьба велась и ведётся с такими лжеучениями?
- Вы не вполне точно передаёте мои слова. Если принять вашу
формулировку: «В Церковь вошли ереси!» - то получится, что наша Церковь
- еретическая и надо бежать из такой Церкви. Это совершенно неверно.
Вошли не ереси, а целый ряд заблуждений обрядового и богословского
характера. На бытовом уровне это можно пояснить таким примером: «Мой
сосед сломал ногу. Почему? Ясно почему: он греховодник, так ему и надо!
А у меня, слава тебе Господи, ножки целы - значит, я праведник!»
Оказывается, если у человека в жизни что-то не заладилось, то это за
грехи ему наказание! А у меня сейчас всё хорошо - это мне за
праведность! Тут мы видим чисто католическое учение, которое идёт от
иудейства. Помните, когда Христос сказал: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное»
(Мф.19,23), - все были поражены! «Богатому трудно?! Но богатый -
значит праведный! Ему за праведность богатство дано. А бедный - значит
греховодник!» Вот это учение - грубое учение! грубятина отчаянная! - но
оно было воспринято католицизмом. А от католиков потихоньку и к нам
переползло - в виде народного заблуждения, но не в виде ереси.
- Как правильно относиться, во-первых, к экуменизму, во-вторых,
к Восьмому Вселенскому собору, который готовится под названием Святой и
Великий Собор Восточной Православной Церкви?
- Я в данном случае выражу только своё понимание, и вы увидите, что оно,
конечно, не совпадает с убеждениями многих. Я считаю, что никакого
единства Христианских Церквей мы не достигнем! Об этом свидетельствует
сама история. Когда экуменическое движение зарождалось и когда
Православные Церкви начали вступать в него (кстати, греческие почти
сразу вступили, а Русская Церковь - только в начале 1960-х), тогда было
принято соглашение, которое звучит примерно так: «Поскольку мы все
стремимся к единству, то мы обязуемся не вводить в наши вероучительные
или нравственные системы ничего такого, что может помешать нашему
сближению». Все согласились. «Ура! Мы - за!» И что же дальше
вышло? Возникло женское священство... «Что же вы делаете? - кричат
православные. - Это же непреодолимое препятствие к нашему сближению! Мы
не можем согласиться с таким нововведением!» А они нам: «Так вы введите
у себя такое же - и не будет препятствия! Почему вы не вводите? Вы
сами препятствие создаёте!» Дальше - ещё хуже: эти несчастные содомиты.
До чего дело докатилось!.. «Вы что творите?! Это же против Библии, это
против всех человеческих законов!.. Мы же договорились ничего такого
не вводить!..» - «Ну что вы!.. Вы слишком суровы! Ваша суровость мешает
сближению Церквей!» Вот вам и плоды экуменизма. Это показатель того,
что западные церкви ни мизинцем ради нас не поступятся! А от нас они
настойчиво требуют уступок. Словом, я считаю, что объединение Церквей -
это ложный путь. Поэтому сейчас, когда один из наших иерархов заявил в
Италии, что наступило время предпринять решительные шаги для единения с
Католической Церковью, я был просто потрясён! И заявил об этом по
радио «Радонеж».
Что же касается так называемого Восьмого Вселенского собора... Некоторые
говорят о Восьмом Вселенском соборе, некоторые говорят о Всеправославном
соборе. Да, он готовится потихоньку... Уже очень давно начал готовиться...
Но надо вам сказать, что те вопросы, которые сейчас вынесены на
повестку дня этого гипотетического собора, они не могут не поражать... Я
их перечитываю, и меня страх берёт!.. Возьмём нынешнего главу Кипрской
Церкви (это отдельная Православная Церковь): вы знаете, чего он
требует, о чём шумит? «Кипрская Церковь должна стоять на пятом месте в
списке Вселенских Церквей! Кипрская, а не Русская!» Почему? «Она
древнее Русской!» Это называется «вопросом о диптихах»: кто где сидит,
кто главнее, кто древнее, кому в списке стоять первым. Ай-яй-яй! С моей
точки зрения, это позор. На одном из заседаний (не скажу на каком) я
попросил слова и сказал: «Давайте примем решение на высшем уровне и
обратимся ко всем Православным Церквам с просьбой: пусть РПЦ поставят
по диптиху на последнее место! И все склоки сразу прекратятся, и можно
будет заняться полезной работой». Вы думаете, это предложение приняли?
Увы! А Христос говорил: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним»
(Мк.9,35) Много лет тому назад, готовясь ко Всеправославному собору,
умные люди подготовили 150 жизненно важных вопросов, которые Собор
должен будет решить. Потом это число сократили, потом ещё сократили... И
вот сейчас самый актуальный вопрос Собора будет - кому же на каком
месте стоять по диптиху! Ужас! Но и этот вопрос не будет решён, потому
что те же киприоты во веки веков не согласятся принять другую точку
зрения. Ну, и другие тоже. Вспоминается такой анекдотичный случай...
Некая Православная Церковь - уж не хочется мне говорить, какая именно, -
подала заявление в Константинополь: «Мы хотим, чтобы пересмотрели наше
место по диптиху. Следует сделать нас пятыми - вместо РПЦ!» - опять
вместо Русской Церкви! Русская Церковь всем мешает, всем на мозоль
наступила! А из Константинополя ответ: «Раз вы недовольны своим местом,
то теперь вместо седьмого будете на двенадцатом!»
Одним словом, вероятность, что этот собор соберётся, пока мала. На первый план вылезают вопросы страстишек, а не те проблемы, над которыми действительно надо бы подумать. Ведь наша Церковь предлагала много дельных вопросов... Ваш ленинградский Митрополит Никодим был в своё время председателем комиссии, - и вы знаете, как мы много работали над этими вопросами! Участвовали все члены Синода, был кто-то из низшего духовенства и мирян... Но как шло обсуждение? Совершенно нелицеприятно, несмотря ни на какие клобуки - чёрные или белые! Шли дискуссии по существу! Каждый мог высказать своё мнение как угодно и с кем угодно не согласиться. Мы работали очень много и плодотворно. В частности, когда нам Ватикан и Всемирный Совет Церквей предложили установить единое празднование Пасхи, - мы отвергли. Когда они нам предложили перейти на новый стиль, наша комиссия отвергла и это. Мы выработали массу важнейших вопросов для обсуждения на Соборе. Но что осталось от этой проблематики? Просто руками только всплеснёшь, да и всё. Никто ради мелочной возни собирать Собор не станет, а поскольку иерархи, подобные упомянутым, ещё живы, здоровы и требуют себе первых мест, - то Собор в ближайшее время не соберётся.
- Можно ли ходить молиться в армянскую церковь?
- Откуда такие мысли? Если вы армянин по вероисповеданию, то и
спрашивать нечего. Если вы православный - с какой стати вы туда
пойдёте? Всюду в нашей жизни должна присутствовать определённая
дисциплина. Почему, допустим, я сейчас начну креститься двумя перстами?
Наше правило говорит: надо тремя, - я и буду тремя. Не потому, что
если я перекрещусь двумя, то это будет богохульство. Не богохульство, а
акт моей самости! «Церковь велит так, а я сделаю этак!» Зачем ходить в
армянскую церковь православному человеку, когда всегда можно пойти в
православный храм? Я не знаком с армянским богослужением, не знаю, какая
атмосфера в храмах. Боюсь, что наш человек едва ли сможет там
молиться. Едва ли. Другая культура, совсем другой характер. Поэтому я
не могу понять Митрополита Антония Сурожского, который говорит, что они
вместе с Митрополитом Иоанном Ярославским стояли на коленях в
буддистском храме и творили молитву Иисусову. Я как прочитал, так и
ахнул!.. Это зачем же нужно? На коленях!.. Нет, это ни к чему!.. Это
перебор!
- Сейчас модно говорить: «Церковь - лишний посредник между человеком и Богом». Что тут можно возразить?
- Церковь не посредник, а тот учитель, который указывает нам, что
делать, как делать, чтобы спастись. Посредник - это тот, кто передаёт
от кого-то кому-то. В данном случае это не так. Церковь - это не просто
структура, это не просто храм (мы знаем, что очень многие спасались в
пустынях и в лесах, вдали от храмов). Церковь - это духовное единство
всех, кто стремится в своей жизни осуществить евангельские заповеди.
Стремится! А осуществить это стремление непросто. Людям свойственно
заблуждаться, и порою эти заблуждения становятся для кого-то правилами.
Возьмём католиков. Катарина Сиенская, католическая святая,
произносила, обращаясь ко Христу, замечательную формулу: «Соединись со
мною браком в вере». Восхитительно! Вы можете себе представить что-то
подобное в Православии? А Анжела Блаженная - ещё одна католическая
святая? - Вообще какой-то кошмар. «Дух Святой» ей шепчет: «Дочь моя!
Возлюбленная моя! Я любил пророков, я любил апостолов, но никого не
любил так, как тебя!» Или Франциск Ассизский, который воображал себе
страдающего Христа... Слышите, на что обращено внимание? Не на очищение
души, не на покаяние, а на сопереживание Христу в Его крестных
страданиях! На воображение, на фантазию, на рисование в голове
картинок. Да разве Богу нужно это сострадание? Сказано: «Дай Мне сердце
твоё чисто», - а не «дай Мне сострадание твоё»!.. Франциск до того
довоображал себе эти картинки, что у него стигматы появились, то есть
кровавые раны. Если вся жизнь посвящена только воображению страданий
Христовых, то человек впадает в дикую прелесть. Так оно и случилось.
Ведь знаете, как появились у Франциска стигматы? Он увидел шестикрылого
«Серафима», который пронзил его стрелами, и тогда - вот замечательно! -
тогда Франциск ощутил себя «совершенно превращённым в Иисуса».
Поздравляю! Вот, оказывается, ложная молитва к чему приводит! Ух, как
важно уметь молиться! И Церковь здесь не посредник, а учитель,
помощник. Задумаемся, чем Православие отличается от католицизма и
протестантизма? У католиков для удостоверения истины последним словом
является слово римского папы: Roma locute, causa finita («Рим сказал -
вопрос решён»). Та же Катарина Сиенская говорила: «Даже если бы папа
был сущим диаволом, то и тогда бы я не подняла своей головы против
него»!
А протестантизм? Там иначе: «Вы считаете, что Христос - Бог? А я считаю,
что Христос - совершенный человек, - таково моё мнение. Вы считаете,
что Христос непорочно родился? А я думаю - нет, там была семья». И так
далее... Понятие истины исчезло. Вместо истины стало частное мнение.
Для Православия же истиной - вероучительной и нравоучительной - является
только то, чему мы находим подтверждение в учении Святых Отцов.
Слышите? Не «мне так кажется» и не «этому авторитету так кажется», а
«так учит Антоний Великий, Афанасий Великий, Ефрем Сирин...». Они-то
отличались от римских пап и протестантских авторитетов тем, что
высказывали не своё личное мнение, которое у нас всегда может оказаться
ошибочным. Эти люди - святые, чистые сердцем, и мы верим, что их
устами говорит Голос Божий. Критерием истины Православия является
святоотеческое учение, и поэтому по тем вопросам, по которым есть это
учение, мы говорим: «Вот это и есть истина». Там же, где нет (а таких
вопросов тоже достаточно много, вы не думайте, - бывало, что и Святые
Отцы говорили по-разному), - тут открыто поле для личных размышлений.
- Если человек родился в стране, где преобладают католики или
мусульмане, с младенчества воспитывался в неправой вере, но остался
добрым, честным человеком, - спасётся ли он?
- То есть спасутся ли честные католики или мусульмане? Я не знаю,
спасёмся ли мы с вами - православные!.. Православие - это не льготный
пропуск в Рай. А мы думаем: «Я православный! Уже апостол Пётр открывает
мне двери Рая! Сейчас зайду туда...» Да нет, постойте...