Тот день для Веры Касьяновны был насыщен событиями. В семье с нетерпением ждут прибавления: её невестка, жена младшего сына Сергея, должна вот-вот родить. Это приятное и трепетное ожидание и связанные с ним хлопоты совпали с событием памятным, но отозвавшимся в душе женщины непреходящей болью о потере старшего сына. На торжественной линейке станичной школе было присвоено имя лейтенанта Владимира Петровича Адодина, погибшего во время новогоднего штурма Грозного в январе 1995-го.
С трудом сдерживая слезы, мать русского офицера только и смогла выдохнуть слова благодарности руководству района, сотрудникам музея, учителям и ученикам школы за память о сыне...
Вернувшись из школы, она усаживала меня на табурет за небольшой журнальный столик. Разговор о себе мягко, но настойчиво перевела на сына Владимира...
Трудовые годы Вера Касьяновна отдала станичной больнице. Некоторое время ей пришлось работать фельдшером на «Скорой помощи». Природной доброты и мягкости ей хватало и на близких, и на больных. Может быть, поэтому дом Адодиных найти нам не составило никакого труда: первый же встречный при въезде в станицу Дядьковскую нам подробно объяснил, как найти их «небольшую голубую хату».
И вот на стол легли три «Книги памяти»: Российская, Кубанская и Майкопская, орден Мужества сына, награждённого посмертно, и фотоальбом со старыми, в основном, чёрно-белыми снимками еще школьной поры.
Вера Касьяновна бережно открывает альбом, где запечатлена недолгая жизнь сына.
- Вот он совсем маленький, а вот - вместе с другом. Ещё несколько студенческих фотографий...
В станице о Володе Адодине никто не может сказать ни одного плохого слова. Запомнился он землякам скромным и добрым человеком.
На школьной линейке учителя вспоминали, как в первый класс пришла его сестричка Алла, и Володя увязался за ней - тоже хотел учиться. Его, шестилетнего, в школу брать не должны были, но Володя оказался твёрдым орешком и так настаивал, что ради эксперимента решили его принять в первый класс.
В скором времени мальчишка в учёбе обогнал не только сестру, но и своих одноклассников. Учительница математики пророчила ему большое будущее, но втайне надеялась, что, окончив физмат Майкопского пединститута, парень вернётся преподавать любимый предмет в родную школу. Владимир выбрал другой путь. Окончив на отлично школу, по направлению станичного сельскохозяйственного предприятия он поступил в агроуниверситет в Краснодаре.
Почти год проработал Владимир Петрович Адодин на молочном комплексе, куда пришел после окончания университета с красным дипломом работать инженером-механиком. Потом его призвали в армию офицером на два года.
- В военкомате для службы ему предлагали военные части в разных регионах страны, - рассказывает Вера Касьяновна, - но он выбрал Майкоп.
К тому времени сын женился, жену забрал по месту службы. Молодожёны сняли квартиру, жили простенько, но в любви и согласии.
Таким вот молодым, только что обретшим своё семейное счастье, и застали Владимира чеченские события. Домой он вернулся уже в казённом, не по-нашему скроенном гробу...
В первый же день войны Владимир (на фото справа) вместе со своими товарищами в составе печально известной Майкопской бригады был направлен к месту боевых действий.
Он погиб 2 января 1995 года во время новогоднего штурма г. Грозного. Несколько недель мать не могла получить никаких сведений о его судьбе. Столько душевной боли, такого напряжения всех сил, как в эти недели, Вере Касьяновне испытывать не приходилось никогда.
- Накануне праздника Володя не поздравил нас с Новым годом, второго января не поздравил бабушку с днём рождения, пятого - с днём рождения родного брата,- рассказывает Вера Касьяновна.- Я знаю своего сына. Не мог он так поступить. С ним что-то случилось...
Попытки дозвониться в часть и узнать, где находится Владимир, оставались безуспешными. Никто толком ничего не говорил, отрицали даже сам факт участия бригады и в том числе Владимира в военных действиях. Но разве можно обмануть сердце матери? И Вера Касьяновна поехала в часть, где вместе с невесткой надеялась что-то узнать о сыне. Но и на этот раз ситуация не прояснилась.
О кровавых событиях в Чечне стали сообщать СМИ. 11 января газета «Известия» поместила статью «Растрел 131-й майкопской бригады». Кроме описания событий, в ней содержалась информация о потерях: от бригады практически ничего не осталось: всего 6 танков из 26, 18 БМП из 120. Сколько людей погибло - на тот момент было точно неизвестно. Кто-то попал в плен, кто-то сгорел живьём в бронетехнике и опознать труп практически невозможно...
Неизвестность рвала на части душу, но больнее всего ранило равнодушие чиновников. В этом случае - военных. Позже, при начислении ежемесячной денежной выплаты за погибшего при исполнении служебных обязанностей сына, - государственных...
Отчаявшись что-либо узнать от командиров части, мать через знакомых выходит на командование Северо-Кавказского военного округа. Там ей советуют искать сына среди мёртвых, так как среди оставшихся в живых офицеров 131-й Майкопской бригады Владимира Адодина не оказалось.
Тяжёлое известие потрясло женщину. Но долг перед Владимиром, его памятью заставил Веру Касьяновну собраться с силами. Она твёрдо решила ехать и искать его тело. А для начала ещё раз потребовать информацию у командиров части. Видимо, внутренняя собранность, твёрдость, достоинство и мужество, с которыми несла своё материнское горе эта маленькая женщина, тронули одного из старших офицеров (Вера Касьяновна не помнит ни его звания, ни имени). Он, ничего не объясняя, попросил её не ехать к месту событий, а задержаться на пару дней в части. Сердце подсказало матери, что вот-вот что-то должно проясниться. Там же случайно узнала, что в часть везут тела трёх погибших при штурме. Никто не знал кого именно. Никто. Кроме Веры Касьяновны...
Его привезли вместе с погибшими комбригом Иваном Савиным и ещё одним офицером.
Из представления к награждению орденом Мужества (посмертно):
Адодин В.П. - лейтенант, командир мотострелкового взвода 131-й отдельной мотострелковой бригады 67-го армейского корпуса Северо-Кавказского военного округа. В ходе ожесточённых боёв в г. Грозном проявил мужество и героизм. В ночь с 31 декабря 1994 года на 1 января 1995 года взвод лейтенанта Адодина В.П. был отрезан от колонны роты. Лично сам метким огнём уничтожил 8 мятежников. Будучи контуженным, продолжал вести огонь, прикрывая отход личного состава. Лично из-под огня вынес четырёх солдат.
В ходе боя лейтенант Адодин В.П. погиб. За мужество и отвагу достоин награждения орденом Мужества (посмертно).
Командир 131-й отдельной мотострелковой бригады В. Мулин.
10.02.1995.
...Вера Касьяновна достаёт ещё несколько фотографий. На снимках она возлагает цветы к монументу, на котором высечены имена погибших сослуживцев сына. Вот уже 16 лет, ежегодно 2 января, она ездит в Майкоп на встречу с родителями, жёнами погибших ребят и оставшихся в живых сослуживцев сына. Все они живут в разных уголках России: после трагических событий бригаду расформировали.
- Иногда некоторые из них приезжают к нам в станицу. Знаете, эти встречи дают мне силы жить и держаться, - делится со мной Вера Касьяновна.
А ещё силы жить ей прибавляют родные внуки и внуки племянников, в которых Вера Касьяновна души не чает.
- Если бы не дети (их у Веры Касьяновны трое: старшая Алла, младший Сергей и племянница, называющая её мамой), а теперь внуки, я, наверное бы, и не выжила тогда, - признаётся моя собеседница.
В России праздник День матери учреждён в 1998 году. В соответствии с Указом Президента России от 30 января 1998 года праздник отмечается в последнее ноябрьское воскресенье.
http://www.stoletie.ru/obschestvo/starshij_syn_2011-11-25.htm