Зайдя на сайт Информационно-аналитического центра «СОВА», рупора правозащитников, в рубрике «Расизм и ксенофобия» и теме «Проявления расизма и радикального национализма»(Цитата: «В этой теме отражаются преступления на почве ненависти (идентифицируемые нами с достаточной степенью уверенности) и все заметные акции радикальных националистов.») можно найти новость о «Крестном русском ходе-2011″(название оставлено без изменений). Речь идет о пятом крестном ходе по Бульварному кольцу, по древним фундаментам Белого города 4 ноября 2011 г.
22 октября (4 ноября) 2006 года Общественная организация «Бородино-2012″ , Движение «Народный Собор» и др. решили возобновить традицию проведения крестных ходов с иконой Казанской вокруг Бульварного кольца в целях молитвенной защиты исторической части столицы.Крестные ходы начинаются и завершаются на Пушкинской (Страстной) площади, где в течение пяти последних лет проходят Крестные ходы и возносятся молитвы за восстановление Страстного монастыря. С 2007 г. крестоходцам стали чиниться препятствия, в 2008 г. руководитель Общественной организации «Бородино-2012″ Г.П.Сальников был задержан ОМОН. Последние три крестных хода с Божией помощью были проведены, хотя официально их проведение властями не разрешено, несмотря на многочисленные обращения православных.
Историческая справка:
Победа России над силами Смуты нашла отражение во многих памятниках истории и культуры. Среди них - Казанский собор на Красной площади, часовня- усыпальница князя Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, памятник Минину и Пожарскому, стоящий ныне напротив храма Василия Блаженного, но ранее находившийся в другой позиции, ближе к центру Красной площади.
Российская Смута ХХ века не пощадила многие памятники и символы победы над предыдущей Смутой: были разрушены Казанский собор и усыпальница Пожарского. Собор ныне восстановлен, усыпальницу собираются восстановить к октябрю 2009 года.
Но кроме вещественных памятников и символов победы 1612-1613 годов есть и символы иного порядка, символы богослужебные, в которых зримо соединяются земная история и Божественный Промысел, события из жизни земной Церкви и Царства обретают высший смысл для Церкви Торжествующей и Царствия Небесного. Важнейшим символом такого рода является чинопоследование праздника Казанской иконы Божией Матери 22 октября, оформившееся в 1635-1649 годах, согласно распоряжению Патриархов Филарета, Иоасафа и Никона, князя Дмитрия Михайловича Пожарского, Царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Предшественником этого чинопоследования стало особенное общегородское богослужение в Москве 27 ноября 1612 года. Тогда впервые за многие месяцы москвичи и бойцы ополчения смогли помолиться одновременно и перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери, и перед чудотворной Владимирской иконой, которую с крестным ходом вынес из освобождённого Кремля архиепископ Элассонский Святитель Арсений.
На гравюре:
Крестный ход с иконой Казанской Богоматери в Москве. 22 октября 1635. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию...». Середина 1630-х - первая половина 1640-х гг.
Через несколько лет по просьбе князя Дмитрия Пожарского Патриарх Филарет благословил совершать 22 октября крестный ход из Успенского собора Кремля в домовую церковь князя Пожарского - Введенский храм на Большой Лубянке, построенный в 1514-1518 годах, где находилась чудотворная Казанская икона, бывшая при ополчении. Первое подробное описание этого хода было составлено в 1635 году Адамом Олеарием.
«22 октября русские устроили большую, видную процессию к церкви, находящейся в городе недалеко от обыкновенного посольского двора. Тут участвовали и патриарх, и великий князь. Можно было видеть следующее:
Путь от Кремля до церкви был уложен досками, спереди шло много продавцов восковых свеч и несколько человек, которые мели улицу метлами. Далее шла самая процессия. Спереди шел человек с умывательным тазом и полотенцем. Далее несли три красных с белым знамени, почти вроде штандартов. Затем - 61 поп в церковных облачениях. Четырех херувимов несли на длинных палках. Фонарь, также укрепленный на палке. Далее следовали 40 попов. Крест с шарами на концах, утвержденный на палках, дважды крестообразно сложенных; его несли 8 попов. За ним шли 100 попов и монахов, каждый нес икону. Особенно большая икона, которую несли два челов[ека]; она была завешена. Затем следовали 40 попов. Затем опять несли икону, обвешанную многими жемчужинами; ее несли три челов[ека]. За нею опять икона. Четыре попа шли с пением. Опять икона. Впрочем, все иконы были живописной работы и ни одной не было резной. Обсаженный алмазами крест, длиною более четверти локтя, на блюде. Две горящих свечи. Далее шел патриарх в драгоценном святительском одеянии, под голубым балдахином. Два челов[ека] вели его под руки.
Перед ним и по обе стороны шли более 50 попов и монахов. За ними шел его царское величество пешком, под красным балдахином, сопровождаемый своими боярами и князьями. За ним два челов[ека] несли красный стул. Лошадь великого князя вели под уздцы. В самом конце две белые лошади везли сани. В такой процессии они отправились в вышеуказанную церковь, которая была построена и служила местом для ежегодных процессий...»
[1].
Как считает известный специалист по истории древнерусской культуры А.Л. Щенникова, этот крестный ход относился к числу «Больших», наиболее важных священных шествий в первопрестольной столице [2]. В 1636 году был освящён Казанский собор, построенный Дмитрием Михайловичем Пожарским в память победы над смутой и в честь заступничества Божией Матери, явленного по молитвам князя и ополченцев и выразившегося в освобождении Китай-города 22 октября 1612 года, а затем и Кремля.
Казанскую икону Богородицы торжественно перенесли в новопостроенный собор, князь Пожарский нес ее на руках с Лубянки на Красную площадь.
Храмовым праздником нового собора и стал день 22 октября, когда служилась литургия и совершался крестный ход из Успенского собора в Казанский.
По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» - по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.
Не была забыта и церковь Введения Божией Матери во Храм на Лубянке: Патриарх распорядился проводить крестный ход и туда также 22 октября, а царь Михаил Федорович накануне праздника ездил в Введенскую церковь к вечерне.
В 1649 г. Царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Димитрия (канун праздника, 21 октября 1648 г.), установил день 22 октября праздновать по всей стране.
Вплоть до 1917 года в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах в этот день совершались Литургии, молебны и крестные ходы.
После прихода к власти большевиков крестные ходы стали запрещаться. В 1924 году снесли Введенскую церковь на Лубянке, а в 1936 году - Казанский собор на Красной площади.
В 1990-1993 годах Казанский собор был восстановлен, затем был оформлен порядок Богослужений в Кремлёвских соборах. Однако возрождение древней московской традиции - Большого крестного хода из Успенского собора в Казанский - так и не состоялось.
P.S.
В данный момент деятельность Центра «СОВА» осуществляется при поддержке Национального фонда за демократию (National Endowment for Democracy), Фонда помощи Института «Открытое общество» (Open Society Institute) и средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 300-рп от 8 мая 2010 г.
Использованы: материалы сайта РОО «Бородино-2012″ http://borodino2012.net/, статья Алексея Поповкина на http://rusk.ru/st.php?idar=113503,Фильм студии православных фильмов во имя св.ап.Иоанна Богослова http://www.pravfilm.nxt.ru/.