26 марта 2011 года, в городе Изюме, прошло мероприятия,
посвященные 900-летию победы 27 марта 1111 года, когда объединенные силы
русских князей под руководством Владимира Мономаха, разбили половцев на
реке Сальница близ Изюма.
Торжества начались с открытия памятного знака. Памятник был
воздвигнут фондом «Честь и Достоинство» при поддержке Изюмской районной
государственной администрации Изюмского городского совета при участии
фонда «Спаси и Сохрани», общественных организации «Русь Триединая»,
«Память Державы», «Русское вече» «Харьковского Губернского дворянского
собрания», «Слобожанского Казачьего Войска», «Чугуевской городской
казачьей общины «Пластунъ», Харьковского десантно-спортивного клуба
«Маргеловец».
После чего, в большом зале райгосадминистрации состоялась
научно-практическая конференция «Владимир Мономах - защитник внешних
границ и единства Руси», в котором уживаются ученые Харьковского
национального университета им. В. Н. Каразина, депутаты Харьковского
областного совета, представители общественных организаций, учителя и
учащиеся средних школ Изюмского района, студенты Академии управления при
президенте Украины.
Перед собравшимися с приветственным словом выступил председатель
Изюмской районной государственной администрации Михаил Зубко,
сообщивший, что эта памятная дата в Изюмском районе будет отмечаться
ежегодно.
Владимир Мономах (1053-1125 гг.) - внук Ярослава Мудрого, сын
великого князя Киевского Всеволода Ярославича (1078-1093 гг.) и
греческой царевны, дочери византийского императора Константина IX
Мономаха (отсюда прозвище). Он стал вдохновителем и непосредственным
руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111).
Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские
земли.
Великий князь Владимир Мономах был одним из инициаторов созыва
Любечского съезда князей 1097 г. «Пошто губим Русскую землю? - вопрошал
Великий князь. - Половцы землю нашу разоряют и рады, что между нами идут
войны».
Первую победу Владимир Мономах одержал до сражения, сумев сделать
то, что казалось невозможным - объединить своенравных, вечно
конфликтующих между собой князей.
Владимир Мономах решил перенести боевые действия вглубь
территории врага, и если обычно походы совершались в апреле, на этот раз
князь выступил с 30 тысячным войском в феврале. Продвижение полков было
быстрым и неожиданным.
24 марта половцы атаковали передовые части русичей у реки
Сальницы. В короткой схватке княжеские полки устояли и отбросили врага.
Это была проба сил - главный бой намечался впереди.
Половцы сосредоточились в устье Сальницы. Сюда к ним стекались
подкрепления с окрестных территорий. Вскоре к вражескому стану подошли
войска русских князей. Утром 27 марта две армии были построены к битве.
Войско половцев было многочисленней полков Мономаха. Половцы
хотели окружить русские полки со всех сторон и меткими выстрелами из
луков расстроить ряды. Однако, вопреки обычаям, князья, по совету
Владимира, сами резко перешли в наступление.
26 марта 2011 года, в городе Изюме, прошло мероприятия, посвященные 900-летию победы 27 марта 1111 года, когда объединенные силы русских князей под руководством Владимира Мономаха, разбили половцев на реке Сальница близ Изюма. Торжества начались с открытия памятного знака.
Степняки ожесточенно атаковали пешие полки русских в середине, но копейщики выстояли. В это время фланги, где стояли княжеские дружины, уже разворачивались для нанесения страшного удара. Решающую роль вновь сыграли переяславцы Владимира Мономаха. Русская конница несколько раз разрезала половецкий строй и внесла полную сумятицу в ряды противника. Как пишет летописец: «И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давид прославили Бога, давшего им победу такую над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили руками. И спросили пленников, говоря: «Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?». Они же отвечали, говоря: «Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?». Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам».Далее летописец заключает: «Это ведь ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху мысль поднять братию свою, русских князей, на иноплеменников. Это ведь, видение видели в Печерском монастыре, будто стоял столп огненный над трапезницей, затем перешел на церковь и оттуда к Городцу, а там был Владимир в Радосыни. Вот тогда-то и вложил ангел Владимиру намерение идти в поход».
«Божьей помощью, по молитвам Богородицы и святых ангелов, возвратились русские князья восвояси со славой великою, разнесшейся ко всем людям, так и по всем дальним странам, то есть к грекам, венграм, полякам и чехам, даже и до Рима дошла она, на славу Богу, всегда ныне и вечно и во веки веков, аминь».
Действительно, половцам был нанесен тяжелый удар - многие из них покинули степи Придонья и ушли кочевать к берегам Каспия.
Ведь Изюмский перелаз место стратегическое, здесь же переправлялась дружина Игоря Святославовича во время своего рокового похода на половцев в 1185 году, воспетого в «Слово о полке Игореве».
Сняв угрозу с востока, русские открыли себе возможность освоения новых земель, и вскоре один из восьми сыновей Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий основал Москву.
При Иване Грозном здесь пролегала граница Московского царства и татарского ханства, сюда посылали стрельцов Изюмский шлях сторожить.
Битва при Сальнице -- это точка отсчета. Русские князья поняли, что сила в единстве и при Владимире Мономахе Русь была едина.
Так совпало, что славная победа 27 марта в 1111 году пришлась на день Феодоровской иконы Божией Матери, которая является хранительницей Русской государственности. Совпало ли?
Когда шестидесятилетний Владимир Мономах занял Киевский стол, первым его делом стало реформирование социального законодательства. «Устав» Мономаха существенно дополнил в свод законов «Русскую Правду», значительно ограничил произвол местной администрации и ростовщиков (теперь их прибыль от ссуды не могла превышать 20 процентов), ограничил использование рабского труда и источника его пополнения. В годы его правления на Руси воцарились порядок и покой. Имя русского князя было хорошо известно в средневековой Европе. Он являл образец княжеского служения. Князь был силен, но предпочитал опираться не на силу, а на нравственный закон.
Как пишет Карамзин в «Истории государства Российского»: «Мономах спешил благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить свое право на имя отца народного.
До нас дошло письмо Владимира Мономаха двоюродному брату, князю Олегу Черниговскому - его главному политическому противнику и личному врагу, более того, убийце его сына. Это письмо было написано в самый разгар войны между ними (начало 1097 года).
Когда есть сила, очень велико искушение пойти по простому пути, используя ее, как дополнительную возможность, но Владимир прощает убийцу своего сына и, по-существу, снимает с него ответственность за случившееся.
Предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, обещает вернуть отобранные волости, но лишь при условии, что и сам Олег смирится и оставит свою гордыню. В этом письме - редчайший случай в истории войн - нет никаких политических требований. Только требования, нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. И именно они рассматриваются автором как непременные условия установления прочного мира, способного положить конец междоусобию...
Как отмечал академик Д. С. Лихачев, мировая история не знает «ничего похожего» на это «письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу».
Владимир Мономах был человеком хорошо образованным, заботился о развитии древнерусской культуры, в частности истории и литературы.
Всего до нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое - «Поучение Владимира Мономаха», второе - рассказ о «Путях и ловах» (автобиография), третье - «Письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу».
Всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей. Причем все то, о чем Мономах писал в своем «Поучении», было в буквальном смысле выстрадано им. Хотя поучение в основном построено на Псалмах Давида и других литературных источниках, он мог бы, с полным основанием, сослаться на собственный опыт. Это его духовное завещание, обращенное не только к его собственным сыновьям, но и к другим русским князьям.
Владимира Мономаха можно сравнить с Авраамом, который пройдя все испытания, сподобился посещения Троицы и узнал, что за его праведность потомков у него будет как звезд на небе. Ведь и потомки русского князя размножились в сотни раз за 1000 лет. Княжили в Москве, Минске и Киеве, освоили 1/6 часть суши. Создали великую культуру, и даже первыми вышли в космос. «Всякое дерево познается по плоду». Сейчас, через тысячелетие, очевидно, что в послании Владимира Мономаха потомкам запечатлена воля Творца. И не случайно шапка Мономаха стала символом Божественного происхождения власти помазанника.
В советские времена запустили миф о ее монгольском, а не византийском происхождении, чтобы имя Владимира Мономаха вместе с монархическим принципом власти, как формы ответственного служения, кануло в историческое небытие. Нет уже ни половцев, ни хазар, с которыми доводилось воевать князю, их культура утрачена. Они были подобны строителю, возводившему свой дом на песке, и как значимо, что один из Киевских князей Владимир Мономах возвел свой дом на твердом основании веры. И пока его завет для нас что-то значит - значит и дом будет стоять.
Когда-то, девять лет назад, я прочел «Повесть Временных лет», и «Поучение» Владимира Мономаха произвело на меня неизгладимое впечатление, стало мировоззренческой основой. Трудно не поверить человеку, наделенному высшей неограниченной властью, прожившему долгую и трудную жизнь полную опасностей. Слова эти глубоко запали в душу. «Поучение» Владимира Мономаха должно быть настольной книгой каждого политика. Завещание Владимира Мономаха никогда не потеряет своей актуальности.
Вот лишь некоторые мысли Великого Князя: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Прежде всего. Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».
«О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами сирот; судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе имени Бога; утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной.
Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей.
Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.
Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе.
Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души.
Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев.
И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых; но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение Божие надежнее человеческого. Господь наш -- не человек, но Бог всей вселенной, - что захочет, во мгновение ока все сотворит, - и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары, и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? - сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, - другие собранное нами разделят. Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей».
А молился Владимир Мономах так: «О Владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего в ничтожной этой жизни. Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела Господа ради».
Без малого тысяча лет прошла, а к этим словам и сейчас добавить нечего, только теперь уже ясно, что завещание сыновьям лучшее свидетельство того, что духовность -- это системообразующий «скелет» нации. Когда человек становится над природными инстинктами, когда побеждает праведность, выживаемость социума постепенно восстанавливается. В момент кризиса и «один в поле воин», состоится катастрофа или нет, может зависеть от единиц.
Ведь любая цивилизация живет по законам живого организма. Дух нации, программа ее развития реализуется через ее выдающихся представителей, помазанников, или, как принято сейчас говорить, «пассионариев». Они являются зародышевыми клетками, которые формируют весь организм. Киевский князь Владимир Мономах является отцом Триединого русского народа, восточнославянской цивилизации, под названием Русский Мир, он вполне мог бы фигурировать на гривне. Но с таким же правом россияне могли поместить его на рубле или белорусы на Зайчике -- это наш общий предок, и он жив в своем творении. Один из его восьми сыновей Юрий Долгорукий стал основателем Москвы. Но и сейчас имена этих князей заставляют трепетать недругов России, их именами названы самые мощные современные подводные лодки с ядерным вооружением на борту.
Отечество - это не только территория, это еще и смыслы. Американец, зайдя в Макдональдс где-нибудь в Бердичеве, ощутит себя на родине. Русский человек за границей, войдя в православный храм, тоже почувствует себя на Родине.
Святой Князь Владимир, обратившись из язычества в христианство и крестив Русь, заложил фундамент духовного единства славянских племен, но Владимир Мономах с детства был взращен в Православии и он являет собой образец того, как возвышается душа Христианским учением, и не только простого смертного, но и власть имущего.
Пути к святости различны и Церковь учит тому, что каждый на своем месте потенциально может достичь этого состояния. Мы миряне, сейчас в основном ориентируемся на путь Преподобных, боимся политики, а многие просто уверены, что это грязное дело, забывая, что есть путь Благоверных.
Благоверные князья, понимающие жизнь как форму ответственного служения и запечатлевшие это своей жизнью приближаются к чину ангельскому, потому что ангелы -- это служебные Духи.
Благоверные своим жизненным и ратным подвигом свидетельствуют, что врата Царствия Небесного открыты и политикам, но выдержать тяжесть шапки Мономаха по силам далеко не каждому.
Может, пришло время задуматься над канонизацией князя Владимира Мономаха?
Не случайно венец, который по преданию достался ему от византийского императора, стал символом Русской государственности и идеи Третьего Рима.
Владимир Мономах за свою жизнь совершил 83 больших похода. Часто подвергался опасности, а умер своей смертью на 73 году жизни 19 мая 1125 г. Славный победами за русскую землю и благими нравами, как говорят древние летописцы. Эта смерть ознаменовала завершение целой эпохи в истории Древней Руси.
Потом было греховное разделение и вследствие этого потеря независимости. На столетия Русь оказалась поделена татарами, Литвой и Польшей. А сейчас возрождается в новом качестве - Триедином.
900 лет назад, на Харьковской земле, Русь одержала историческую победу. В прошлом году мы были свидетелями того, как подписывались исторические Харьковские соглашения между Россией и Украиной, которыми была закрыта эпоха открытого противостояния. Харьков - ключ русско-украинского союза. Будущая победа Руси выковывается на этой земле!
Сергей МОИСЕЕВ,
председатель Харьковской организации «Русь Триединая»